В 32 номере рассказали о проделанной ими работе в области изучения спроса на прогулочные суда сотрудники ВНИИКСа (Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли). Теперь предоставляем слово заместителю директора филиала ЦНИИ технологии судостроения А. А. Фрейдлину и главному конструктору Э. Ф. Мирошниченко. Положительно оценивая работу, проведенную ВНИИЦСом, они высказывают свои соображения о порядке освоения промышленностью производства новых лодок и катеров. Нам кажется правильным предложение выпускать новые образцы сначала небольшими партиями для выяснения спроса на них в условиях различных бассейнов страны, что позволит избегать затрат на производство дорогостоящих, но не получающих признания моделей, как это было с «Кафой», «Карелией» и рядом других лодок.
Проделанная ВНИИКСом работа является первым шагом в изучении спроса на суда для продажи населению. Материалы опроса позволяют выявить наиболее целесообразное направление в проектировании и строительстве катеров и лодок и подтверждают правильность ориентации заводов-изготовителей на обязательное проведение ресурсных испытаний. В настоящее время важнейшей задачей ВНИИКСа, по нашему мнению, является определение конкретного ассортимента и количества судов, нужных потребителю. Именно отсутствие от их данных сдерживает увеличение производства катеров и лодок, а не «инерция промышленности», как утверждают авторы статьи.
Для выяснения популярности той или иной конкретной модели лодки или катера следует выпустить «установочную» партию этих судов и по реакции покупателей судить о целесообразности выпуска этой модели крупной серией. Этот путь изучения спроса дорог и требует много времени, но, пока торговля не сможет давать четкие задания по типам судов, является, вероятно, единственно правильным.
Следовало бы пересмотреть существующий порядок запуска лодок в производство и продажу. Техническая документация на опытный образец проходит ряд согласований: на стадиях технического задания, разработки проекта, технического проектирования, разработки технических условий на поставку. Затем сам образец должен быть предъявлен междуведомственной комиссии для испытаний, отраслевой комиссии Экспертного совета и, наконец, Экспертному совету Торговой палаты.
Представляется целесообразным согласовывать только технические задания лодок «установочных» партий и проводить испытания опытного образца междуведомственной комиссией, а Экспертному совету Торговой палаты предъявлять эталонный образец изделия в том случае, если в результате анализа эксплуатации первой партии, отзывов и запросов потребителей на данную модель имеются достаточные основания, чтобы за пускать ее в производство крупной серией.
Следует заметить, что в статье несколько односторонне освещены итоги опроса по выбору материала для лодок потенциальными покупателями. Анализ ответов на анкету ВНИИКСа говорит, что только цена не позволяет стеклопластику занять ведущее место в строительстве прогулочных судов. Учитывая качества стеклопластика и опыт строительства прогулочных лодок и катеров за рубежом, мы считаем, что этот материал должен стать основным в отечественном малотоннажном судостроении (при условии снижения цен на исходные материалы — стеклоткань и синтетические смолы).