Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1981 год
  • Два новых лоцманских судна: бот и катер
Краткое оглавление
Лоцманский бот Лоцманский катер


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Армоцементный лоцманский катер
Новая польская яхта-катер
Новый серийный катер «Серебряный призрак»
Новый гоночный катер Рекато Леви
Новый пластмассовый катер серии «Орлан»
Катер с обводами нового типа «триклин»
Новый мореходный катер «Циррус-стилетто»
Новый катер для гонок за «Голубую ленту Атлантики»
Стальной катер «Легенда» с обводами рыболовного бота
Новые варианты королевского судна «Британия»
Новая концепция скоростного судна — рассекающий волны тримаран
Катер нового поколения «Лара»
Новый вариант электродвижения судна
Два новых катера-экраноплана «Х-113 Ам» и «SR-14 Си Рейдер»


Два новых лоцманских судна: бот и катер

Год: 1981. Номер журнала «Катера и Яхты»: 91
          0


И минувшей пятилетке были освоены серийным производством два новых малых судна для лоцманской службы, разработанных Ленинградским центральным проектно-конструкторским бюро ММФ.

К современным лоцманским ботам и катерам, которые должны обеспечивать безопасную высадку лоцмана на проводимое судно, предъявляются повышенные требования по мореходным качествам и маневренности при сравнительно небольших размерах этих судов. Они должны иметь усиленный привальный брус и обладать необходимой высокой прочностью корпуса, нести соответствующие опознавательные знаки; в составе их оборудования должны быть средства радиосвязи. Строящиеся в настоящее время в нашей стране лоцманские боты и катера в полной мере отвечают всем этим требованиям.

Лоцманский бот


Два таких палубных стеклопластиковых бота базируются на борту 57-метрового лоцманского судна, проект которого также разработан нашим ЛенЦПКБ. Лоцманское судно встречает суда у входа на участок проводки; при помощи заваливающейся шлюпки-крана бот спускают на воду для доставки лоцманов (или приема их с борта судна, проводка которого закончена).

Это открытый, частично запалубленный бот со средним расположением двигателя и двумя кокпитами.

Основные данные лоцманского бота


Информация об изображенииОбщий вид лоцманского бота
Общий вид лоцманского бота
 
Длина наибольшая, м6,20
Длина по КВЛ, м5,78
Ширина наибольшая, м2,17
Высота борта на миделе м1,06
Осадка, м0,60
Мощность двигателя номинальная, кВт (л.с.)16,9 (23)
Число мест:
для экипажа2
для лоцманов3

Круглоскулые обводы корпуса обеспечивают достаточно высокие мореходные качества при плавании на волнении до 5 баллов (высота волны — до 2 м). Форштевень сделан наклонным с большим радиусом скругления. Кормовая оконечность корпуса — вельботного типа с сильно развитым дейдвудом. Бортовым ветвям шпангоутов придан небольшой развал в верхней части.


Остойчивость и непотопляемость бота удовлетворяют требованиям Регистра СССР, предъявляемым к спасательным шлюпкам. На испытаниях были отмечены хорошая всхожесть на волну и отсутствие заливаемости палубы.

При ходовых испытаниях головного бота с трехлопастиым латунным гребным винтом диаметром 0,5 м достигнута скорость 6,86 уз.

Управление осуществляется при помощи румпеля. Руль — балансирного типа с обтекаемым пером. Бот легко управляется при любых курсах по отношению к бегу волн и при любых режимах работы двигателя как на переднем, так и на заднем ходу.

Прочность корпуса испытывалась ударами о борт судна и сбрасыванием бота в воду с высоты 2,5 м. Бот успешно прошел все предусмотренные программой испытания. Опыт эксплуатации двух головных ботов, установленных на первом введенном в строй лоцманском судне, подтверждает правильность- принятых основных решений.

Корпус бота разделен поперечными переборками на пять отсеков. Концевые отсеки полностью заполнены пенополиуретаном. Носовой кокпит, оборудованный банками на четыре человека, спереди и с бортов защищен брызгоотбойником-полурубкой.

Информация об изображенииОбщее расположение лоцманского бота
Общее расположение лоцманского бота
 
Третий отсек — моторный — сверху закрыт крышками, защищающими двигатель от непогоды и служащими площадкой для приема и высадки лоцманов; в этом же отсеке установлены топливный бак емкостью 100 л и аккумуляторная батарея. В кормовом кокпите размещается рулевой бота; здесь же расположена водоотливная помпа.

Корпус бота изготовлен из стеклопластика и имеет однослойную без-наборную конструкцию. Вертикальный киль выполнен заодно с корпусом, отформованным из двух половин, которые состыкованы по ДП. Снаружи по всему периметру корпуса установлен резиновый привальный брус сечением 70X80 мм.


Крышки моторного отсека покрыты нескользящим составом на основе полиэфирной смолы и корунда. Для удобства приема и высадки лоцманов в ДП бота установлен металлический поручень.

Запас топлива 100 л обеспечивает работу дизеля на номинальной мощности в течение 14 часов непрерывного хода. На случай угона бота в открытое море предусмотрен неприкосновенный запас; по 3 л воды. 1 кг сухарей и 0,5 кг сгущенного молока.

Дизель марки «4ЧСП8.5/11» с реверс-редукторной передачей снабжен электростартером. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года предусмотрена подача в цилиндры пусковой жидкости «Холод». В кормовой кокпит на пост рулевого выведены рычаг переключения реверс-редукторной передачи, рукоятка управления регулятором подачи топлива и кнопка остановки двигателя. Отвод выхлопных газов предусмотрен за борт выше ватерлинии.

Осушение отсеков производится помпон — ручным насосом производительностью 12 л/мин.

Электроэнергия для питания шлюпочного прожектора, светосигнального фонаря и переносного светильника вырабатывается генератором постоянного тока мощностью 0,2 кВт (напряжение 12 В), навешенным на двигатель. Резервным источником электроэнергии служит аккумуляторная батарея емкостью 112 А-ч, подзаряжаемая генератором. Регулирование напряжения генератора, силы зарядного тока и защита генератора от обратного тока осуществляется реле-регулятором автоматически.

В снабжение бота входит радиотелефонная УКВ-станция «Лоцман».

Лоцманский катер


Двухвинтовые 23-метровые катера этого типа предназначены для доставки (и снятия) лоцманов на транспортные суда на всех бассейнах с выходом па открытые внешние рейды при удалении от места-убежища до 20 миль, при состоянии моря до 5 баллов включительно. К настоящему времени построено более 35 таких лоцманских катеров, которые эксплуатируются в ММФ, МРХ и других ведомствах, а также в странах СЭВ.

Лоцманский катер имеет удлиненный бак и одноярусную рубку. Катера строятся по правилам и под наблюдением Регистра СССР и получают класс Регистра.


Основные данные лоцманского катера


Информация об изображенииОбщий вид лоцманского катера на ходу
Общий вид лоцманского катера на ходу
 
Длина, м
наибольшая23,10
между перпендикулярами19,62
Ширина, м5,40
Высота борта на
миделе, м2,80
Осадка, м1,80
Водоизмещение, т88,5
Мощность двигателей, кВт (л.с.)2X224 (2X300)
Скорость, уз12,2
Количество мест для лоцманов8

Как показал опыт, лоцманские катера обладают отличными мореходными качествами и эксплуатируются даже при ветрах штормовой силы — до 10 баллов. Они обладают хорошей всхожестью на волну и умеренной качкой. Диаметр циркуляции составляет 1,3 длины корпуса.

Остойчивость катера удовлетворяет требованиям Регистра СССР, предъявляемым к судам II ограниченного района плавания. Непотопляемость обеспечена при затоплении любого одного отсека. Корпус катера разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. Корпус построен из стали с пределом текучести не ниже 240 МПа; система набора — поперечная. Крыша рулевой рубки имеет скосы, в которых установлены обогреваемые иллюминаторы, обеспечивающие круговой обзор; это дает возможность обслуживания транспортных судов с высоким надводным бортом.

Управление катером осуществляется при помощи двух балансирных рулей, расположенных непосредственно за гребными винтами. В румпель-ном отделении установлена двухбаллерная электрогидравлическая рулевая машина с суммарным крутящим моментом 1,0 тс-м.

Якорное устройство состоит из двух якорей типа Холла массой 150 кг каждый, стоп-анкера (35 кг), и ручного якорно-швартовного шпиля.

Катер снабжен парой надувных спасательных плотов типа «ПСН-6Л1» общей вместимостью 12 чел.

В районе мидель-шпангоута расположены трап-ванты с обоих бортов, под углом к ДП, а в носовой части палубы — штанг-поручни на высоте 1,9 м.


Салон лоцманов оборудован мягкими диванами, полумягкими креслами и другим оборудованием, обеспечивающим нормальные условия обитаемости.

Информация об изображенииБоковой вид и план лоцманского катера
Боковой вид и план лоцманского катера
 
Энергетическую установку катера составляют два главных двигателя — дизеля «ЗД12» мощностью по 300 л. с. с реверс-редукторами, вспомогательный дизель-генератор мощностью 14 кВт, водогрейный котел теплопро-изводительностью 68 000 кКал/ч и другие вспомогательные механизмы. Имеется компрессор сжатого воздуха для обеспечения работы тифона; сжатый воздух для пуска двигателей используется лишь как резервное средство.

Управление главными двигателями возможно как со штатных местных постов, так и из рулевой рубки. Объем автоматизации обеспечивает эксплуатацию энергетической установки при периодическом посещении машинного отделения.

Катер экологически чист: он оборудован емкостью для сбора мусора, а также цистернами для сбора льяльных и фекальных вод, осушаемыми в береговые или плавучие очистительные станции.

Информация об изображенииСтальной лоцманский катер
Стальной лоцманский катер
 
Противопожарная водяная система обслуживается насосом производительностью 25 м3/ч. Для тушения пожара в машинном отделении предусмотрена система СЖ-Б; в качестве огнегасительного агента допускается как состав БФ-2, так и галлон 2402. О возникновении пожара в МО автоматически сообщают два пожарных извещателя.

Катер оборудован системой водяного отопления, которая обеспечивает поддержание нормальной температуры в помещениях при температуре наружного воздуха до —25 °С. Принудительная подача воздуха в машинное отделение осуществляется вентилятором производительностью 590 м3/ч.

Установлена приемо-передающая радиотелефонная станция типа «Сейнер», работающая на семи каналах. Катер оборудован также радиолокационной станцией «Лоция» и промерным эхолотом типа «ПЭЛ-3»; имеется громкоговорящая трансляционная установка для подачи команд на другие суда.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Яхта «СТ-28» класса «полутонник»
Байдарка с педальным приводом
Секционная мотолодка для автолюбителей «Автобот»
Каютный швертбот «Сень» для длительных туристских походов
Надувная лодка из автокамеры
Чертежи выкроек тента для мотолодки «Днепр»
Катер «Олимп» для обслуживания соревнований
Обзор мини-яхт самостоятельной постройки
Мини-яхта из стеклопластика «БЕЗ-2»
Быстроходная мотолодка для северных широт «Норд-вест-53»
Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
Трехместная гребная лодка «Язь»
Катера с надувными бортами и жестким днищем
Три проекта мини-мотолодок
Крейсерский швертбот «Морской еж» для рек и озер

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Два новых лоцманских судна: бот и катер

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Морской вездеход «Акваджип»
Самоходное трехколесное шасси для транспортировки лодки
Обзор парусных судов на базе старых шлюпок заводского выпуска
Яхта класса «четвертьтонник» «Финвинд» Эйвинда Стилла
Многоцелевая металлическая лодка «Таймень» по типу «джонбота»
Океанский катер катамаран «Куду-2»
Обзор самодельных прогулочно-туристских швертботов
Каютный катер с водометным движетелем «Циклон-II»
Надувная лодка с жестким днищем «Орион-25»
Крейсерско-гоночная яхта класса однотонник «Корвет»
Тузик-каноэ трехслойной конструкции
Мотолодка без недостатков типа «Морской дротик»
Самодельная мини-яхта на основе «Пеллы»
Катамаран «Круиз» под парусом и мотором
Ледовое крыло «Айс-винг» для буера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 30 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории