На снимках показаны два новых катера-экраноплана. Один из них очень похож на самолет: корпус выполнен в виде фюзеляжа, имеются крылья и кормовой стабилизатор, в движение аппарат приводится воздушным винтом (работающим от мотоциклетного двигателя). Это — новая модель экспериментального экраноплана «Х-113 Ам», сконструированная немецким инженером X. Лпппишем (фото из выходящего в ФРГ журнала «Штандер»).
В начале разгона глиссирующий корпус-фюзеляж и поплавки, закрепленные на концах крыльев, скользят по воде. Когда же скорость достигает 50 км/час, аэродинамические силы полностью отрывают от воды сначала корпус, а затем и боковые поплавки. Скорость немедленно возрастает до 120 км/час, катер парит на высоте нескольких десятков сантиметров над поверхностью.
Нужно заметить, что крыло на катере-самолете Липпиша имеет значительную толщину профиля и ширину (хорду); это сделано для того, чтобы уже на сравнительно малых скоростях развивалась достаточно большая подъемная сила. Да и высота парения, а следовательно, и мореходность экраноплана, зависят от хорды крыла (обычно аппарат не поднимается над поверхностью больше, чем величина хорды).
Другой экраноплан «SR-14 Си Рейдер» (фото из японского журнала «Казн») больше похож па катер. Это уже серийная продукция, поступающая в широкую продажу. В узком (всего 0,90 м при длине 4,7 м) корпусе оборудован кокпит для трех человек, закрываемый сдвижным колпаком из плексигласа. Крыло с размахом 3,2 м имеет поплавки по концам, которые, по-видимому, касаются воды только при крене.
«Си Рейдер», вероятно, полностью от воды не отрывается; приводится в движение он подвесным мотором (мощностью 15—25 л. с.) с удлиненной «ногой». Крыло снабжено закрылком с регулируемым в зависимости от скорости и нагрузки углом атаки. Корпус изготовлен из стеклопластика.