Семья больших парусников еще довольно многочисленна: она насчитывает сейчас по крайней мере 215 судов. Далеко не все из них, однако, плавают по морям и океанам. Самые старые, заслужив почетный отдых, стали музейными экспонатами. Можно перечислить поименно 42 таких парусных судна-музея. «Старейший» из этой плеяды — поднятый с морского дна шведский корабль «Ваза», построенный в 1627 г., самый «молодой» — бельгийский «Меркатор» постройки 1932 г., ну а самый знаменитый, безусловно, — клипер «Катти Сарк».
Почетную роль играют и 23 судна-«пенсионера», которые продолжают служить морякам — используются как казармы для учащихся морских школ, а то и в качестве молодежных клубов или туристских баз. (Заметим, в это число не вошли оборудованные в корпусах старых парусников кафе и рестораны.)
Особую категорию представляют суда (их на сегодня всего шесть), построенные в виде точных копий прославленных старинных парусников, например, колумбовской «Сайта Марии» или «Мэйфлауэра».
Основную группу составляют парусники, до сих пор используемые в морском транспорте (46 единиц), в рыболовстве (5) и для научных исследований (4, в том числе наша шхуна «Заря»), К ним тесно примыкают суда, владельцы которых организуют экскурсионные рейсы для молодежи и любителей экзотики; любопытно, что, как правило, туристы являются и матросами, участвуя в палубных работах.
Больших парусников, не имеющих ни коммерческого, ни специально учебного назначения, сегодня известно всего 16. К этой группе относятся в основном учебно-прогулочные яхты, принадлежащие различным молодежным и даже детским организациям или содержащиеся на средства, специально выделяемые государством для воспитания молодого поколения.
Прототипом таких «молодежных яхт» послужило довоенное польское харцерское (пионерское) судно «Завиша Чарны». После войны первой была построена бригантина «Вильгельм Пик» (ГДР), затем вошли в строй шхуна «Табор бой» (США), бригантина «Ст. Лоуренс» (Канада), яхты «Сэр Уинстон Черчилль» и «Малькольм Мюллер» (Англия). Самая новая «молодежная яхта» — английский бриг «Роялист», получивший в 1971 г. приз Регистра Ллойда, ежегодно присуждаемый (уже на протяжении 10 лет) за лучшую конструкцию парусной яхты.
Наконец, особую группу составляют «профессиональные» учебные суда, готовящие моряков для торговых и военных флотов 21 страны мира. Их сейчас 50 (из них 23 плавают под флагами ВМС). По типу вооружения они делятся на корабли, барки, баркентины, шхуны и кечи. Наиболее многочисленный парусный флот имеет СССР, причем 12 из 17 единиц составляют трехмачтовые баркентины, построенные в 1948—1951 гг. По 3 учебных парусника плавают под флагом Болгарии, Данин. Италии и Норвегии, по 2 — имеют ПНР, Франция, ФРГ, Швеция и Япония, по 1 — еще одиннадцать государств.
От прошлого века остался только один учебный парусник; большинство их построено в 30—50-х годах; после 1960 г. введены в строй только два судна. Таким образом, учебный флот далеко не молод: «средний возраст» судна — тридцать лет.
Самыми крупными парусными судами наших дней являются два барка «Крузенштерн» и «Седов», построенные в 20-х годах, затем идут корабли «Америго Веспуччи», «Либертад», шхуна «Хуан Себастьян де-Элькадо» и баркентина «Зсмеральда». Самый маленький — голландской кеч «Урания».
Для представления о вооружении и относительных размерах учебных парусников приводим их схемы в масштабе 1:3000, заимствованные из «Tygodnik morski» за 1972 г.
Справка составлена по материалам польских морских журналов и газет («Zagle», «Morze», «Tygodnik morski») и книги: Otmar Schanffelen «Die letzten grossen Segelschiffe», Deltus und Klassing, Bielefeld (ФРГ).