Осенью прошлого года на Балтике проходило испытания необычное быстроходное судно на подводных крыльях. Уже с первого взгляда бросалось в глаза, что «Тайфун» отличается от хорошо знакомых «Вихрей» и «Метеоров» гораздо более «высокой посадкой»: корпус его поднят так, что новый газотурбоход легко преодолевает двухметровые волны. Это уже настоящее морское судно, которое выходит в рейс тогда, когда весь крылатый флот вынужден оставаться у причалов из-за плохой погоды.
Разгадку секрета мореходности «Тайфуна» можно обнаружить только при осмотре его на берегу. На задних кромках носового и кормового крыльев видны управляемые закрылки, автоматически изменяющие угол атаки крыла и, следовательно, его подъемную силу. Эта непрерывная автоматическая регулировка положения закрылков и делает движение «Тайфуна» даже при 5-балльном волнении моря устойчивым (подробнее об этом можно прочитать в статье «Подводные крылья для мореходных катеров» в №34 сборника).
Управляет закрылками система автоматической стабилизации и управления (САУПК). Эта система немедленно реагирует на любое изменение четырех главных параметров, характеризующих положение судна в пространстве (креп, дифферент, курс, высота центра тяжести), и, если нужно, сразу же дает соответствующий сигнал на электрогидравлический исполнительный механизм закрылков. Заметим, что для надежности каждый сигнал подается по трем независимым каналам. Кроме того, закрылки, установленные попарно (две пары на носовом крыле и одна — на кормовом), управляются так, что. если даже выйдет из строя одни из закрылков (заклинит или оборвет привод), другой, парный ему, сработает достаточно эффективно, чтобы парировать волновые возмущения и качку.
Благодаря работе САУПК и применению системы глубоко погруженных крыльев вертикальные перемещения центра тяжести судна при ходе на волне высотой до 2 м не превышают 0.1 м. Вертикальные ускорения в районе центра тяжести не превосходят 0.25g, а в оконечностях 0,5—0,7g. Для сравнения укажем, что в аналогичных условиях пассажиры судов на неуправляемых подводных крыльях испытывают примерно вдвое большие перегрузки.
Гораздо спокойнее и бортовая качка «Тайфуна». Даже оборудованное специальной системой успокоения качки норвежское СПК «Флиппер» (на базе серийного типа «РТ-50») имеет более высокие амплитуды качки.
Все это позволяет «Тайфуну» выходить в рейс при волнении моря до 5 баллов, обеспечивая пассажирам нормальные условия комфорта. Расширение ограничений по мореходности дает существенный экономический эффект. Расчеты показывают, что общее время эксплуатации за год возрастает при рейсах в Черном море — на 15%, а на Балтийском — на 20%.
Водоизмещение газотурбохода «Тайфун» 66 т. Его корпус длиной 31,4 м и шириной 5,6 м выполнен клепаным из прочного и коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава В-48Т1. Выступающие по бортам концы крыльев, изготовленных из нержавеющей стали, увеличивают габаритную ширину судна до 10 м. Крылья расположены на 2,8 м ниже киля, так что у причала «Тайфуну» необходима глубина более 4 м. На ходу же осадка крыльями составляет 1,3 м.
Очень интересна энергетическая установка нового крылатого судна. Главные двигатели — это две газовые турбины «АИ-23с-1», развивающие максимальную мощность по 1700 л. с. Вращение передается гребным винтам при помощи двух Z-образных угловых колонок «К-1700», которые служат одновременно стойками кормового крыла. Благодаря применению колонок вместо наклонных гребных валов удалось увеличить высоту подъема корпуса (клиренс) над водой, что было необходимо для повышения мореходности судна. Скорость хода на крыльях около 83 км/час.
Для движения малым ходом в водоизмещающем режиме, например, при входе и выходе из порта, установлен дизель мощностью 165 л. с., работающий на две специальные угловые колонки «КП-150». Маневрирование, включая и задний ход, осуществляется путем поворота этих колонок. После запуска главных двигателей стойки колонок «КП-150» поднимаются вверх.
В комфортабельном салоне судна расположены удобные кресла облегченного типа для 95 пассажиров. Благодаря эффективной звукоизоляции машинного отделения уровень шума в салоне невысок. Морское путешествие на «Тайфуне», напоминающее полет над волнами, доставляет большое удовольствие.
Первый в нашей стране газотурбоход на управляемых подводных крыльях создан ленинградскими судостроителями. После завершения эксплуатационных испытаний «Тайфун» встанет па экскурсионные линии Балтики.