Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,42 |
Ширина, м: | |
по палубе | 1,64 |
по скуле на транце | 1,18 |
Высота борта на миделе, м | 0,68 |
Вес корпуса, кг | 130 |
Подвесной мотор, л. с. | 14—30 |
Мотолодка «Афалина» предназначается для прогулок и непродолжительных (один-два дня) походов по большим рекам и плесам, где велика вероятность встречи с развитым волнением. С подвесным мотором мощностью 20—30 л. с. лодку можно использовать в качестве буксировщика воднолыжника для отработки элементов фигурного катания.
Боковой профиль лодки построен в соответствии с так называемой «формой трохоиды» — формой волнового профиля, придающей силуэту судна приятную мягкую динамичность, подчеркивающую его скоростные и мореходные качества. Сильно наклоненные плоские поверхности ветрового стекла постепенно, по вогнутой кривой, уменьшаются по высоте к корме, переходя в жесткий высокий комингс кокпита.
Планировка судна, элементы оборудования ничем не отличаются от неоднократно описанных в сборнике проектов и останавливаться подробно на них нет нужды. Заметим лишь, что сиденья на лодке жесткие, складывающиеся и могут быть убраны в нос под палубу; кокпит при этом полностью свободен и здесь можно разложить надувные матрацы или спальные мешки.
Штурвал предлагается расположить на палубе за ветровым стеклом по левому борту таким образом, чтобы ось штурвала была вертикальной. Такое расположение облегчает доступ в носовое подпалубное пространство, упрощает конструкцию корпуса.
На мой взгляд, в условиях незначительного волнения наибольшей эффективности использования мотолодки можно добиться установкой подводных крыльев. Скорость практически любой глиссирующей лодки увеличивается при этом в 1,2—1,3 раза или соответственно увеличивается ее грузоподъемность без существенного падения скорости. В частности, известен случай выхода на крылья судна весом в 800 кг под 20-сильиым «Вихрем».
Крыльевое устройство «Афалины» состоит из. носового V-образного крыла, пересекающего поверхность воды, и кормового плоского малопогруженного крыла. Носовое крыло крепится к корпусу с помощью изогнутых болтов, под которые подкладывают шайбы такой высоты, чтобы головка-ручка была направлена вниз.
Если крыло сделано нз легкого сплава, толщину профиля следует увеличить до 0,1 ширины крыла. В любом случае полезно поставить кронштейн, опирающийся на киль, под который по месту подбирают необходимой высоты подкладки. Кормовое крыло крепится к параллелограмму, на котором навешивается мотор. Конструкция позволяет по мере необходимости поднимать и опускать мотор и крыло. Пружины подбираются такими, чтобы уравновесить вес мотора с крылом, и тогда в опущенном состоянии система удерживается только упором винта.
Здесь приводится только наиболее простой вариант крепления крыльев к корпусу. Более-удачная, но и более сложная система описана А. С. Нугуновым в сборнике №26 (1970 г.). Углы установки крыльев подбираются последовательным приближением, но для первого выхода носовое крыло надо установить с углом атаки к горизонту минус 1—2°, кормовое +1°.
Топливные баки (мы рекомендуем использовать штатные бачки к моторам «Нептун») устанавливаются за кормовой водонепроницаемой переборкой, тогда в случае случайного выплескивания смеси в кокпит не попадает бензин и масло. Следует иметь в виду, что лодка быстрее выйдет на глиссирование с более носовой центровкой, а после преодоления горба сопротивления груз может быть смещен к корме — на скорости это отразится мало.
Несколько слов необходимо сказать об обводах и гребных винтах. «Афалина» — типичное судно с «глубоким V», но для улучшения прочностных и гидродинамических качеств корпуса днищевым ветвям шпангоутов придана значительная выпуклость. На небольших скоростях лодка ведет себя как обычный килеватый катер: удары по сильно килеватому днищу у скул не велики, зато на полном ходу с небольшой нагрузкой лодки идет на почти плоском сильно вытянутом участке днища с оптимальными углами атаки и мало чувствительна к изменению центровки.
В первом приближении можно подобрать винт, пользуясь рекомендациями приведенной таблицы (мотор «Вихрь-М»):
Рекомендуются трехлопастные гребные винты с дисковым отношением, равным 0,55.
В заключение отметим, что форштевень надо склеить из реек толщиной 6—8 мм, а после обработки состыковать с килем на длине не менее 300 мм. Крепеж из цветных металлов можно заменить обычным стальным, но в отверстия под шурупы и болты следует налить масляной краски. Клей ВИАМ-БЗ можно заменить эпоксидными клеями или клеем К-17, иногда называемым «синтетическим столярным», для которого в качестве отвердителя используется щавелевая кислота.
Корпус мотолодки рекомендуется оклеить стеклотканью и окрасить эпоксидными эмалями. В случае отсутствия таких эмалей применяют пентафталевые эмали или масляные краски, но корпус предварительно придется ошкурить.
Клей ВИАМ-БЗ можно использовать и для покрытия голого корпуса, но тогда в него добавляют 10—15% спирта и 3—4% ацетона. Этот состав хорошо проникает между волокнами древесины и надежно ее консервирует. При полимеризации пленка клея натягивается и поверхность получается ровной и блестящей. Со временем покрытие приобретает темно-вишневый цвет.