Нелегко выбрать парусное судно, которое одинаково подходило бы для плавания как в отпуске, так и в выходные дни. Но когда в 38 номере сборника был опубликован проект швертбота «Креветка», мне показалось, что это именно тот вариант, который мне нужен. Не теряя времени, я приступил к работе, и за четыре месяца швертбот был построен.
Набор выполнен из сосны, обшивка — из авиационной фанеры толщиной 4 мм. Сборка велась с применением эпоксидного клея. Днище и швы оклеены одним слоем тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. При постройке выяснилось, что для плотного прилегания обшивки днища в носовой части флортимберсы первого шпангоута необходимо сделать выпуклыми, со стрелкой погиби 15 мм. На мой взгляд, от этого обводы лодки только выиграли.
Грот пошит из перкали, а стаксель удалось изготовить из лавсана. Стаксель имеет устройство для закрутки вокруг штага.
При постройке швертбота в проект были внесены некоторые изменения. На передней стенке каюты сделан прозрачный люк, что позволило работать со стакселем и якорем не выходя на палубу, улучшилась также освещенность и вентиляция каюты. Внешний вид яхты стал лучше, так как каюта с глухой передней стенкой кажется «слепой».
Моя яхта предназначена для плавания, в основном, по Финскому заливу, поэтому площадь парусности я уменьшил до 12 м2, а высоту мачты до 6 м, считая от степса.
Конструкция степса заимствована у яхты «Морской конек». В случае обрыва вант мачта свободно падает, не разрушая крышу каюты, что неизбежно произойдет, если будет использована конструкция степса «Креветки». Предусмотрены герметически закрывающиеся маленькие люки для осмотра и вентиляции отсеков непотопляемости.
В кокпите поставлена дополнительная поперечная переборка по заднему краю швертового колодца, а сам швертовой колодец закрыт сверху настилом вровень с настилом банок кокпита. В результате около швертового колодца образовались дополнительные закрытые объемы для размещения снаряжения. Эта переделка улучшает и непотопляемость в случае переворачивания швертбота.
С гротом очень удобно работать, стоя на образовавшейся поперечной банке. Управление швертом осуществляется из кокпита. Ходовой конец шверт-талей выведен через отверстие в настиле поперечной банки и крепится на эксцентриковом стопоре.
По бортам установлен комингс из бруска сечением 20X20 мм; палуба имеет ширину 120 мм.
Швертбот снабжен веслами с уключинами. Грести удобно, сидя на поперечной банке.
Тем, кто захочет построить «Креветку», советую внести все эти изменения, они себя вполне оправдали. Швертбот получил название «Иволга» и уже в мае 1973 г. пошел под всеми парусами в «порт приписки» — лахтииский самодеятельный яхт-клуб «Маяк».
С этого времени мы регулярно выходим в плавания по выходным дням. Швертбот оказался неплохим ходоком. Скорость на острых курсах, конечно, ниже, чем у гоночных яхт, — мешают высокие борта и каюта, — но вполне приличная. К ветру яхта идет достаточно круто. На попутных курсах при ветре 4—5 баллов она выходит на глиссирование с тремя пассажирами на борту. При слабом ветре швертбот незначительно уваливается, а при сильном — приводится, но на руле не висит. Мореходными качествами «Иволги» я очень доволен. При ветре 5—6 баллов и волне высотой 1—1,3 м яхта почти не забрызгивается. В один из выходов на борту было 5 человек, да еще подвесной мотор. Яхта шла с этой нагрузкой в очень свежий ветер по волне 1,5 м высотой совершенно спокойно и надежно. Остойчивость швертбота благодаря большой ширине и обводам шарпи очень высокая. Под мотором «Ветерок-8» «Иволга» развивает скорость 14—15 км/час. Специального кронштейна для мотора не требуется: мотор можно навешивать прямо на край транца. В поднятом положении он не касается воды и не мешает управлению рулем.
Яхточка получилась очень приятной на вид. Обводы шарпи не только не портят ее, но даже как-то «к лицу» «Иволге».
Хорошие мореходные качества швертбота типа «Креветка» в сочетании с высокой остойчивостью и непотопляемостью, малая осадка, закрытая каюта с двумя вполне комфортабельными спальными местами, очень просторный кокпит и, наконец, невысокая стоимость и сравнительно небольшая трудоемкость постройки делают его, на мой взгляд, идеальным массовым парусным крейсером выходного дня. Появление нашей «Иволги» всегда вызывает у любителей водного спорта живой интерес. По крайней мере трое из интересовавшихся нашей яхтой выразили твердое намерение построить такие же лодки в ближайшее время. Думаю, что швертботы типа «Креветка» в ближайшее время получат повсеместное заслуженное признание.