На семейном совете, в котором участвовали трое старших внуков (а всего их у нас 8), решено было построить парусный швертбот вместимостью 4—5 человек. Подходящий проект — швертбот «Робинзон» — нашли в книге С. Ветрова «Пионерская судоверфь» (Л-д, «Судостроение», 1983 г.).
Постройку корпуса вели точно по чертежам, приведенным в книге. И все было бы прекрасно, если бы можно было где-нибудь купить водостойкую фанеру. Но, к сожалению, ее нигде не продают. Решили обшить корпус дранкой. Обыкновенной строительной березовой дранкой, имеющейся в магазинах строительных материалов и используемой для обивки деревянных стен и потолков под штукатурку. Размеры дранки: длина 1 м, ширина — 20—25 мм, толщина — 1 — 1,5 мм. Один пакет ее стоит 2 руб. 20 коп. Всего на обшивку «Робинзона» (мы его назвали «Рапаи») ушло 10 пакетов. Вообще-то их надо вдвое меньше, но дранка очень неоднородна, ее пришлось сортировать, отбирая планки одинаковой толщины и ширины, не имеющие дефектов.
Чтобы сделать обшивку более жесткой, на каждую половину днища и каждый борт установили по два стрингера (по проекту — один).
Дранку крепили на эпоксидной шпаклевке, которую купили в хозяйственном магазине по цене 1 руб. 45 коп. за 400-граммовую баночку. На всю лодку потребовалось 30 таких баночек.
В скобках замечу, что все затраты на постройку швертбота не превысили 150 руб. А времени ушло два с половиной месяца
На днище уложили три слоя дранки крест-накрест по диагонали к килю. Планки крепили мелкими гвоздями к килю, скуловым и днищевым стрингерам. Между слоями наносили эпоксидную шпаклевку. Днище получилось толщиной около 6 мм. На борта уложили по два слоя дранки.
Поверх дранки на той же шпаклевке весь корпус оклеили капроновой сеткой, которой обычно затягивают окна, чтобы комары не залетали в дом. Ведь стеклоткань тоже нигде не продают. После полного отверждения смолы днище покрасили суриком, а борта белой эмалью.
Шверт и перо руля изготовили из досок толщиной 16 мм.
И наконец осенью 1985 г. состоялся торжественный спуск лодки на воду. Швертбот оказался отличным ходоком, удобным и послушным в управлении. Очень остойчив. Даже при довольно сильном ветре совершенно не нуждается в откренивании. Угол лавировки, правда, великоват — около 60°. Но может быть, мы еще не очень хорошо научились лавировать.
Обнаружились и недостатки.
Крепление фок-мачты в степсе, установленном на носовой палубе, недостаточно жесткое. Хороший ветер норовит всю эту конструкцию «вывернуть с корнем». Мы снабдили фок-мачту двумя вантами из нержавеющей проволоки.
Отверстие в банке, сквозь которое проходит грот-мачта, очень быстро разработалось и мачта начала в нем стучать. Пришлось крепить мачту так, как это делается на фелюге, с помощью двух скоб и клина.
По требованию бабушки, особо пекущейся о нашей безопасности, подпалубное пространство в носу и корме (отсеки плавучести) заполнили пенопластом запаяв его в полиэтиленовые пакеты. Пластины пенопласта толщиной 40 мм укрепили также вдоль бортов между топтимберсами.
Вот, пожалуй, и все отклонения от проекта.