Электронный детектив
В этом году во многих яхт-клубах Англии появились комлектные электронные приборы «Соверен», с помощью которых можно обнаружить в пластмассовой обшивке судна пузыри, заполненные водой (см. статью «Осмос — враг стеклопластика» в «КиЯ» №120), течь в труднодоступном месте корпуса и т. п.
Работа прибора основана на изменении емкостного сопротивления в зависимости от влажности контролируемого материала — диэлектрическая константа воды в 75 раз больше, чем у воздуха. Благодаря этому обеспечивается высокая чувствительность прибора, позволяющая, например, проследить путь влаги от койки, на которую капает вода, до конкретного источника течи, скрытого конструкцией.
Колесо профессора Грима
Можно ли усовершенствовать гребной винт — самый традиционный судовой движитель? Казалось бы, все уже придумано: и ВРШ, н винт в направляющей насадке, и пропульсивная наделка на руль. И тем не менее, оказывается, что простор для совершенствования еще есть.
В 1983 г. две западногерманские фирмы запатентовали устройство, изобретенное профессором Гамбургского университета О. Гримом. Оно несложно: на гребном валу позади винта расположено свободно вращающееся колесо турбинного типа. Оно, как правило, имеет 9 лопастей, а его диаметр примерно на 20 % больше диаметра гребного винта. Частицы воды, отбрасываемые лопастями гребного винта назад, движутся по спиральным траекториям. Образуется «закрученный» винтом поток, на что затрачивается часть энергии двигателя, не используемая для создания тяги, движущей судно вперед. Если этот поток распрямить, направить частицы воды прямо назад, то коэффициент полезного действия гребного винта заметно повысится.
Колесо Грима устроено таким образом, что оно вращается под действием спирального потоке и на его лопастях создается дополнительный упор. В результате повышается эффективность движителя и снижается расход топлива. В прошлом году японский автомобилевоз, оборудованный таким устройством, совершил первый рейс из Токио в Лонг-Бич и обратно. Как сообщает судовладелец, при мощности энергетической установки 12 тыс. л..с. и диаметре четырехлопастного винта 5,5 м расход топлива за рейс уменьшился на 10%.
В настоящее время для норвежской компании «Бергесен Груп» строится рудовоз дедвейтом 365000 т, на который предполагают установить самое большое колесо Грима — его диаметр составит 10,5 м.
Лупа для работы с картой
Штурманы малых судов по достоинству оценили новинку, выпущенную в этом году английской фирмой «Таско» — лупу пятикратного увеличения, имеющую размеры 100X50 мм. В ее обрамлении располагается электрическая лампочка, питающаяся от двух миниатюрных сухих элементов, которые вкладываются в рукоятку.
Для работы с картой в темное время теперь не требуются дополнительные источники света; вахтенный рулевой может держать такую лупу вместе с картой в кокпите.