Технические данные амфибии УГС-А-01
Длина наибольшая, м | 4,7 |
Ширина наибольшая, м | 1,73 |
Высота наибольшая, м: | |
по пилонам | 1,41 |
по воздушному винту | 2,05 |
Масса снаряженного аппарата, кг | 500 |
Грузоподъемность, кг | 350 |
Мощность двигателя, л. с. | 75 |
Расход топлива, л/ч | 13 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
на воде | 45 |
на снегу | 70 |
Ориентировочная цена, руб. | 4500 |
В связи с освоением труднодоступных мест Сибири, Крайнего Севера проблема всесезонного транспорта стоит особо остро. За это время были построены четыре аэроглиссера-амфибии «НЭТИ», известные также как «сани Сбоева» (по имени зачинателя этого направления в исследованиях В. В. Сбоева). На этих образцах в основном были отработаны вопросы глиссирования по снегу, управления, силового привода и др. После создания в 1982 г. в институте Академической лаборатории эти работы были ускорены и получили большую практическую направленность.
По результатам этих научных исследований на Новосибирском авиазаводе им. В. П. Чкалова создан и проходит испытания опытно-промышленный образец1 универсального глиссирующего снегохода-амфибии «УГС-А-01», предназначенного для эксплуатации на бескрайних просторах Севера. Он способен передвигаться по снегу любой глубины и плотности, льду, засоренным и заросшим водоемам, залитой водой весенней тундре и без какой-либо подготовки переходит из одной среды в другую. В то же время гидроснегоход соответствует требованиям речного регистра «Р» и может успешно эксплуатироваться на обычных водоемах. Подобное транспортное средство давно ждут не только нефтяники и геологи, но и охотники, рыболовы, туристы.
Амфибия имеет плоско-килеватое днище с центральной лыжей по всей длине корпуса2. Выбранные обводы позволяют судну выходить на глиссирование при движении по рыхлому снегу уже при сравнительно малых скоростях — около 15—20 км/ч. На этом режиме движения общее сопротивление невелико, а следовательно, снижается и необходимая мощность двигателя. Для устойчивого движения машины на курсе и предотвращения бокового скольжения при поворотах по краям центральной лыжи установлены подрезы-коньки. Чтобы снизить трение и исключить примерзание к грунту на стоянках в зимнее время, днище обшито антифрикционным материалом.
Цельнометаллический клепаный корпус аэросаней имеет рубку с двумя боковыми открывающимися вверх створками и одним задним люком. Корпус, рубка и весь силовой набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. В передней части корпуса расположен багажный отсек, отделенный герметичной переборкой. В пассажирском варианте в рубке устанавливаются четыре кресла с мягкими съемными подушками, в грузовом — два кресла и размещается часть багажа.
В качестве силовой установки выбран двигатель «М-412» мощностью 75 л. с. Вращающий момент от двигателя передается через упругую муфту и два угловых конических редуктора на четырехлопастной винт диаметром 1,6 м. Боковые пилоны, расположенные в корме, создают эффективное ограждение опасной зоны вращения воздушного винта.
Радиатор водяного охлаждения двигателя закреплен над моторным отсеком на стойках, поддерживающих корпус верхнего редуктора винта. Обслуживание двигателя осуществляется сверху — моторный отсек снабжен откидывающимся капотом.
Управляется амфибия с помощью двух склепанных из алюминиевого сплава рулей. В их нижней части установлены коньки из титанового профиля. Привод от штурвала к рулям выполнен из трубчатых тяг и промежуточных качалок. Была опробована система управления с тросовым дифференциальным механизмом. В этом случае при повороте штурвала оба руля, как обычно, отклоняются в одну сторону, а при «отдаче» штурвала от себя рули разворачиваются в разные стороны «плугом» для торможения.
В настоящее время по результатам испытаний ведется доработка отдельных элементов конструкции, прорабатываются варианты по повышению экономичности, проходимости, надежности и эффективности амфибии. В частности, конструктивно проработаны варианты с клиноременной передачей вращения на винт, пружинная подвеска рулей; ведётся поиск антифрикционных морозостойких материалов для покрытия днища и оптимальных средств защиты экипажа и оборудования от вибрации.
В ближайшее время, после завершения испытаний опытного образца, планируется выпустить опытную партию машин для всестороннего испытания в условиях действующих нефтепромыслов севера Западной Сибири и Крайнего Севера.
Не за горами и серийное производство. Но до сих пор остается неясным главный вопрос: какова потребность населения, промышленных предприятий и организаций в этом виде транспорта? Со страниц журнала хотелось бы попросить написать об этом всех заинтересованных лиц по адресу: 630051, Новосибирск-51, авиазавод им. В. П. Чкалова, отдел ТНП, или 630092, Новосибирск-92, пр. К. Маркса, 20, НЭТИ, кафедра ТМ и СМ.
Примечания
1. Защищен авторским свидетельством на промышленный образец № 18323 с приоритетом от 17.01.84 г.
2. Авторское свидетельство СССР № 279353.