В марте этого года в Ленинграде, в районе новостроек — на проспекте Шаумяна, открылся один из крупнейших в стране универсальный магазин «Спорт». В двух просторных торговых залах представлены только товары спортивного назначения, которые пользуются у современного покупателя наибольшим спросом, причем их ассортимент рассчитан на самый широкий круг любителей самых различных видов спорта, путешествий, рыбалки.
Посетители сразу обращают внимание на главное отличие нового магазина от большинства привычных спортунивермагов. Здесь организована торговля по так называемым микрокомплексам. Наряду с традиционными отделами, специализирующимися на продаже, скажем, спортивного трикотажа или обуви, организованы отделы, торгующие товарами для определенного вида спорта или туризма. Например, покупатель, решивший организовать или пополнить новыми снарядами свой домашний спортивный уголок, направляется прямо в отдел с названием «Стадион на дому». Работниками универмага подобраны здесь именно те товары, которые могут понадобиться при организации такой семейной спортивной площадки. Тут и всевозможные веревочные трапеции, спортивные кольца, искусственная беговая дорожка, разнообразные тренажеры, штанги, гири, гантели, эспандеры и т. д. и т. п.
По тому же принципу микрокомплексов подобраны и выставлены товары по пешему, вело- и автотуризму, для любителей спортивных игр, рыбной ловли и, конечно, для любителей отдыха на воде.
Экспозиция этого отдела, пожалуй, наиболее богата и разнообразна. На его стендах выставлены и крупные мотолодки, такие как «Ка-занка-5М2», и малые металлические сборно-разборные суда — «Малютка», «Романтика» и «Романтика-2». Широко представлены универсальные моторно-гребные лодки типов «Пелла», «Кефаль», «Онега». Наверное, впервые в Ленинграде посетители могут познакомиться с туристской лодкой нового типа — пластмассовым каноэ «Таймыр» и тут же сравнить его с традиционным туристским судном — байдаркой «Таймень». Здесь же и несколько одно-и двухместных надувных лодок, незаменимых для рыбалки.
Представлены все модели выпускаемых в стране подвесных моторов — «Вихрь-30», «Ветерок-В», «Салют-С». Не забыты и сопутствующие товары, такие как весла, спасательные жилеты и круги, якоря, водные лыжи.
Вполне понятно, что при знакомстве с новым универмагом представителей редакции в первую очередь интересовал именно этот отдел, его работа, формы обслуживания покупателей. Немаловажным было и еще одно обстоятельство. По чистому совпадению ровно десять лет назад в нашем городе был открыт (см. «КЯ» №71) первый в стране специализированный магазин по продаже лодок, катеров, лодочных моторов и водно-туристского снаряжения — в Апраксином дворе.
Здесь неоднократно устраивались выставки перспективных моделей с участием специалистов, которые анализировали и обобщали отзывы потенциальных покупателей о будущих новинках. В магазине широко использовались такие перспективные формы торговли, как продажа по образцам, прием предварительных заказов по записи, продажа в кредит; проводился широкий сбор предложений покупателей по улучшению качества выпускаемой продукции.
В крытом павильоне Апраксина двора в постоянно действующей экспозиции судов можно было увидеть большинство выпускаемых в стране лодок вплоть до 7-метрового катера и мини-яхты «Ассоль». Продавались в этом магазине и запасные части ко многим лодкам и к моторам всех марок. В последние годы успешно руководила этим большим специализированным центром настоящий энтузиаст своего дела Раиса Ивановна Шаркова.
В дальнейшем, с падением спроса на лодки и моторы ленинградское управление торговли сочло дальнейшую деятельность магазина в таком виде бесперспективной, завоеванные с большим трудом позиции оказались утраченными...
Теперь, спустя несколько лет, при знакомстве с новым магазином само собой напрашивалось сравнение его со «старым», мы поневоле отталкивались от уровня, который уже был достигнут. И в целом придется признать, что пока — хочется верить, что только временно! — такое сравнение не в пользу нового универмага.
Хуже всего, что существующая ограниченная площадь не позволяет развернуть такую же обширную экспозицию, как в Апраксином дворе. Тем не менее еще не все имеющиеся возможности реализованы и, во всяком случае, малых и средних по размерениям судов можно и нужно выставить гораздо больше. Как показывает опыт, полнота торговой экспозиции имеет огромное значение; продажа лодок, которые выставлены на стендах магазина, при всех условиях идет гораздо лучше, чем по списку моделей, имеющихся на складе.
Кстати сказать, большие нарекания вызывает именно работа склада, который расположен, к тому же, далеко от магазина. Покупатель, выбравший модель по образцу, выставленному в магазине, и оплативший покупку в кассе, после этого должен иногда по нескольку дней ездить на склад, чтобы получить свою покупку. Еще хуже, что он должен сам заботиться о доставке лодки со склада (раньше можно было оформить доставку «Трансагентством» прямо в магазине).
Универмаг не имеет отдела по продаже запасных частей к моторам. Еще нет ни прямых связей с предприятиями, ни настоящей работы с покупателями. Не налажена рекламно-информационная работа.
Торговля лодками и моторами идет пока очень вяло. Например, как сообщила нам заведующая секцией товаров для отдыха на воде И. Я. Пацера, за март месяц было продано больших мотолодок — всего 4 шт., гребно-моторных лодок — около 20. Более бойко перед началом туристского сезона продавались байдарки «Таймень» (24 шт.), надувные резиновые лодки. А вот подвесных моторов за месяц было реализовано только 14 шт. (в том числе 2 «Вихря-30» и 3 «Ветерка-8»).
Однако не будем спешить с выводами. Новый универмаг далеко не всем известен, а расположен он, заметим, отнюдь не в центре города. Работа его только разворачивается. И судя по тому, как коллектив берется за дело, есть все основания надеяться, что со временем здесь будет такой же прекрасный центр по торговле товарами для отдыха на воде, какой был раньше в Апраксином дворе. Тем более, что в числе руководителей этого дела мы вновь увидели Р, И. Шаркову.