Залив и северный берег возле Пироговской плотины Клязьминского водохранилища, где нет судового хода, давно стали «вотчиной» московских виндсерфистов. Летом тут разбивают свои тренировочные базы яхт-клубы ДСО «Труд», «Зенит», «Водник», ЦСК ВМФ, проводятся городские, областные, республиканские и всесоюзные соревнования, сюда по выходным дням съезжаются спортсмены и любители парусной доски. Тогда угол водохранилища буквально закрывают снующие паруса. На этот раз здесь было то же самое, и издали, с борта яхты нам даже казалось, что сквозь них нельзя будет пройти к берегу пионерского лагеря «Чайка», куда держал курс наш швертбот.
— Костя! Давай к берегу, моя очередь! — донесся с суши крик мальчишечьего нетерпения.
— Иду, — отозвался рядом с нашей «тешкой» паренек на «гляйдере».
Мы проследили, как Костя, заложив напоследок кружок пошире, направился к берегу. Там, на огороженной территории пионерского лагеря, у самой воды была оборудована тренировочная площадка, где одни ребята отрабатывали приемы управления парусом на закрепленной мачте, другие готовили к выходу разборные «Мустанги», а две девочки-подростка на плаву учились балансировать на досках без парусов. С Кости, едва его снаряд коснулся кромки пляжа, быстро сняли спасательный жилет. Чернявый мальчик лет 13—14 проворно надел его, стал на доску, поднял парус и пошел прочь от берега.
— Андрей, шаг назад, откренивай! — раздалась вслед команда тренера. Юный яхтсмен повиновался, и его «Виндгляйдер» заметно увеличил скорость.
Приятно было наблюдать за тренировкой ребят. И не менее приятное впечатление оставила наша швартовка. Как только швертбот подошел к пионерским владениям, тут же появился паренек с повязкой дежурного, без лишних слов принял с яхты конец и деловито закрепил его рыбацким штыком. Такого гостеприимства подчас не проявляют даже взрослые яхтсмены.
Дежурный проводил нас к начальнику пионерлагеря «Чайка» Тушинского района гидросооружений Управления каналом имени Москвы Н. А, Шляхтову. Мне, признаться, хотелось познакомиться с человеком, который не убоялся риска, хлопот и ответственности и создал у себя парусную секцию для детей.
— Не опасаетесь за ребят на воде? — задал я первый вопрос Николаю Александровичу.
— Теперь уже нет, — рассмеялся он в ответ, — а поначалу трусил. Ведь случись какое-нибудь ЧП или травма среди наших яхтсменов, мне бы головы не сносить...
Николай Александрович рассказывал, как в «Чайке» появилась столь необычная для пионерских лагерей парусная секция. У подростков, говорил Шляхтов, мечты о море, парусах, романтических приключениях извечны. Сколько раз ему приходилось пресекать попытки юных «капитанов» отправиться в плавание по водохранилищу то на самодельном плоту, то на дырявой заброшенной лодке; сколько раз они вынуждены были «прочесывать» прибрежную зону, чтобы вернуть в отряды улизнувших с территории мальчишек. Их находили, конечно же, на заливе возле яхт и парусных досок. Так не лучше ли вместо действительно небезопасных попыток самостоятельного плавания по водохранилищу приобщить ребят к парусному спорту.
Внутренне Шляхтов был готов это сделать. Но где взять яхты или шлюпки, кто будет обучать пионеров управлять ими либо просто катать на них ребят? Разрешить в се вопросы помог его величество Случай.
Однажды к пляжу «Чайки» пристал спортсмен на «Викдгляйдере». Вокруг него собрались пионеры, разглядывали снаряд, гидрокостюм, расспрашивали, все норовили потрогать. Спортсмен охотно отвечал на вопросы, говорил, что каждый из подростков, если умеет плавать, может научиться управлять парусной доской. Ведь немало сверстников пионеров из «Чайки» занимаются парусным спортом в ДЮСШ яхт-клубов.
Николай Александрович слушал незнакомца с досадой на него: зачем он понапрасну распаляет ребят, разве смогут еще неокрепшие мальчишки удержать парус «Виндгляйде-ра», управлять доской? И кто из ребят пойдет разыскивать неведомую ДЮСПШ после того, как они разъедутся по домам? Досаду свою начальник лагеря и высказал спортсмену — Мансуру Ильясовичу Байте-мирову. Но он в ответ повторил, что парусная доска вполне доступна для мальчишек и девчонок в возрасте от 12 лет и что обучение много времени не займет. Чтобы убедиться в этом, Байтемиров предложил Шляхтову самому стать на «Виндгляйдер». Когда в лагере настал «мертвый» час и ребята разошлись по спальням, Николай Александрович рискнул попробовать свои силы. В тот первый урок были падения с доски в воду, неловкое обращение с гиком, ко были и первые несколько пройденных на «гляйдере» метров. Начальник «Чайки» оказался побежденным и... стал виндсерфистом, сторонником занятий детей парусной доской. Наметили как это сделать в лагере.
На педсовете предложение Н. А. Шляхтова организовать парусную секцию для ребят старшего возраста некоторые воспитатели и вожатые встретили, как шутку; зачем, мол, такая диковина в лагере, зачем лишний риск и ответственность? К тому же, что скажет начальство, родители? К счастью, так думали далеко не все, и педсовет проголосовал за секцию. Оставалось воплотить замысел в жизнь.
По совету М. И. Байтемирова, начальник «Чайки» обратился за помощью к руководителям московского городского яхт-клуба «Труд», где действует СДЮШОР. Так между яхт-клубом и «Чайкой» был заключен договор о творческом содружестве. Яхт-клуб обязался выделить материальную часть, инвентарь, прикрепить тренера для занятий, а администрация лагеря брала на себя ответственность за сохранность яхт и парусных досок, устройство площадки для тренировок и организацию учебного процесса. Парусная секция лагеря стала одновременно еще одной группой начальной подготовки СДЮШОР «Труда».
Пятый год подряд возобновляются договоры «Чайки» с «Трудом». Поначалу клуб выделил для пионерской секции всего пять парусных досок, а в нынешнем году уже 18, два «Оптимиста» и два «Кадета». Тренеры подумывают уже об организации плаваний детей на крейсерских яхтах под командой опытных капитанов, чтобы привить им начала настоящей парусной культуры. Но пока, к сожалению, капитаны «крейсеров», мягко говоря, не горят энтузиазмом работать с детьми. А энтузиазм, простая доброжелательность в воспитании юных спортсменов могут, безусловно, дать большие результаты. Лучший пример тому — братья Байтемировы, тренеры пионерской парусной секции в «Чайке».
По условиям договора яхт-клуб выделяет для работы в лагере одного трекера-совместителя. Это Максум Ильясович Байтемиров, который проводит занятия с пионерами по понедельникам и пятницам в вечерние часы, а в выходные дни он тренирует ребят полный рабочий день. В свободное время на общественных началах ему помогает старший брат Мансур Ильясович. Он и есть тот самый спортсмен, что «подтолкнул» Н. А. Шляхтова на создание парусной секции. И не оставил лагерь без своей помощи, когда она реально потребовалась. Именно благодаря энтузиазму братьев Байтемировых в единственном из подмосковных пионерских лагерей действует сейчас парусная секция. Забегая вперед, скажем, что ее члены показывают неплохие спортивные результаты. А как же поставлен учебно-тренировочный процесс в пионерлагере с его скоротечностью смен, постоянно изменяющимся контингентом спортсменов? Об этом мы попросили рассказать Мансура Ильясовича Байтемирова.
«В организации и становлении парусной секции в «Чайке» мы не могли опереться на чей-то опыт, потому что такого опыта не было. Из практики работы ДЮСПШ яхт-клубов взяли лишь общую методику учебно-тренировочных программ.
Когда в лагерь привезли первые «Виндсерферы», от желающих заняться парусным спортом отбоя не было. Ребята первого, второго и даже младших отрядов гурьбой ходили за нами и упрашивали позволить «только постоять на доске». Но для того, чтобы балансировать на ней на воде, нужны гибкость и ловкость тела; чтобы поднять парус из воды и удерживать его, управлять им, — нужны сильные руки и ноги. Поэтому отбор в секцию среди ребят мы делали по составленным заранее тестам (сад. табл. 1). По ним определяли общефизическое развитие, подготовленность ребят к занятиям.
Набрав в группу А5 человек, мы начали с того, что «пропустили» ребят через обязательное выполнение упражнений на перекладине, сдачу норм ГТО по плаванию и т. д. Тем, кто не мог сразу выполнить необходимых упражнений, ставили задачу: хочешь заниматься парусным спортом, — подготовь себя к нему на легкоатлетической и гимнастических площадках. И ребята усердно тренировались. Кстати, общефизическая подготовка не прекращается во время всего цикла обучения и в сочетании с занятиями на воде дает отличные результаты.
Параллельно с общефизической подготовкой пионеры изучают теорию паруса, устройство яхт и парусных досок, правила соревнований, На занятиях мы рассказываем ребятам о создании в России парусного флота, кругосветных плаваниях русских моряков, их географических открытиях, зарождении первых яхт-клубов в стране, успехах наших спортсменов на международной арене. Причем, чтобы избежать монотонности, каждый раз занятия перемежаются с практикой. Уроки такелажного дела, например, настолько увлекают пионеров, что вожатые и воспитатели не успевают развязывать морские узлы на всех мягких хозяйственных вещах.
Обучение ребят практике управления парусной доской начинается на тренажерах. Ими нам служат сами доски без вооружения, на которых юные спортсмены приобретают навыки балансирования на воде, и модель «Виндсерфера» на суше. На такой модели дети обучаются правильной постановке рук на гике, отрабатывают положение ног и корпуса, учатся поднимать и удерживать парус на разных курсах относительно ветра. Именно на берегу ребята обучаются приемам оптимальной постановки паруса, элементам поворотов оверштаг и фордевинд, закрепляют знание терминов.
Только научив ребят балансировать на досках без паруса на плаву, доведя почти до автоматизма выполнение основных приемов управления парусом на тренажере, мы приступаем к упражнениям на воде, Для рослых и физически крепких ребят вполне годятся доски с полным парусом, а для спортсменов менее рослых и сильных приходится уменьшать его площадь. Глазное для занятий на всех этапах подготовки и обучения — добиваться, чтобы каждое упражнение было полностью освоено, а уж потом переходить к следующему. Это исключает досадные «пробелы» в технике освоения парусной доски ребятами, развивает в них упорство и настойчивость.
Характерен один пример. Небольшого роста, хрупкого сложения Дима Кокурошников поначалу не мог подтянуться на перекладине, выполнить положенного количества приседаний, проплыть 50 метров. Словом, по тестам он не подходил для занятий в секции. Однако юный спортсмен проявил удивительное упорство, тренировался больше других и был, в конце концов, допущен в группу. Но при занятиях на тренажере Дима не мог удержать паруса, порывы ветра отрывали его от земли вместе с гиком. И все-таки он не бросал занятий, В результате, когда настала пора стать на воду, Дима быстрее своих сверстников овладел техникой управления «Виндгляйдером», а позже участвовал во всесоюзных соревнованиях и получил звание кандидата в мастера спорта.
Целью создания парусных секций в пионерских лагерях, проведения в них занятий с ребятами надо считать начальную общепарусную подготовку как яхтсменом, так и виндсерфистов. При этом кто-то из спортсменов продолжит занятия в клубах, кто-то просто получит навыки парусного дела, спорта, кто-то станет туристом-водником. Но в каждом из них паруса навсегда оставят свой след, сделают подростков более закаленными, упорными в достижении цели, И это главное.
Однако мы все-таки стремимся во глазу угла ставить спортивную подготовку ребят, направлять их стремления к участию в соревнованиях, совершенствованию полученных навыков. Действительно, программа, которой мы пользуемся, включает всего сто часов активных занятий (см. табл. 2). Хочу лишь добавить, что для закрепления в ребятах тяги к парусному спорту, «морской» ориентации им недостает общения с опытными, внимательными к юности капитанами-наставниками крейсерских яхт, участия на них хотя бы в одно-двухдневных походах, соревнованиях.
Самым «больным» вопросом для нас остается вопрос материальной части. Пока, к сожалению, наша промышленность не удовлетворяет потребности в парусных досках яхт-клубов и населения, а о снарядах для детей остается только мечтать. Опыт эксплуатации досок в лагере, где их интенсивно используют, говорит, что детско-юношеские снаряды должны быть более прочными, надежными и травмобезопасными, чем те образцы, которые имеются в продаже сейчас. У нас в секции ребятам самим приходится ремонтировать, переделывать, облегчать для себя «взрослые» модели «Виндсерферов» и «Виндгляйдеров», укорачивать мачты и гики, перешивать паруса. По сути дела, пионеры строят парусные доски сами, комбинируют узлы и детали от разных их типов. Конечно, хорошо, что ребята трудятся, приобретают навыки столярного, слесарного дела, клеют, шьют и перешивают паруса, познают ценность собственного и чужого труда, однако выпуск специальных снарядов для юных спортсменов, равно как и спасательных жилетов и гидрокостюмов, необходим. Дефицит в них сегодня испытывают все ДЮСПШ, парусные группы и секции. Без соответствующего материально-технического обеспечения трудно широко привлекать к занятиям в них детей и молодежь.
Смены в лагере коротки, программа обучения детей укладывается всего в сто часов занятий, причем занятий с «ноля». За это время, конечно, не всем новичкам удается полностью овладеть искусством управления парусной доской, но само занятие ею всегда благотворно влияет на укрепление здоровья, физического и морального развития детей, нравственно закаляет их. Это отмечают все без исключения родители, радуются «вдруг» появившейся у ребят собранности, дисциплинированности, аккуратности, за которые папы и мамы борются в каждой семье.
В родительские дни у нас стало традицией проводить лично-командные соревнования по парусу на кубок лагеря. Примечательно, что родители проявляют к этим соревнованиям интерес неожиданный для самих себя. Папы и мамы, увидев своих сыновей и дочерей на дистанциях гонок, превращаются в самых настоящих болельщиков, горячатся, радуются и огорчаются. Одно остается неизменным: убедившись, что их сын либо дочь и вправду умеет управлять парусом, делает успехи, родители всячески поощряют их занятия, становятся активными помощниками детям. А многие и сами осваивают парусную доску, приобретают или самостоятельно изготавливают снаряды. Дети приводят своих родителей в парусный спорт, и он становится семейным. Уже не первый год занимаются «виндсерфингом» семьи Юли Раввиной, Марины Озадовской, Михаила Школьника, Дмитрия Петрова. Таких примеров, когда юные яхтсмены «сделали» виндсерфистами своих отцов, матерей, дядей и даже дедушек, в нашей практике немало, и они лишний раз убеждают, что наша парусная секция служит, кроме всего, и популяризации, развитию массовости занятий парусным спортом.
Мы стремимся и к чисто спортивным достижениям, к тому, чтобы наши ребята не оставляли своего увлечения, добивались побед не только в соревнованиях на кубок лагеря. И в этом есть определенные успехи. Так, за прошлые годы в секции пионерского лагеря получили навыки управления парусной доской 126 ребят; 49 из них зачислены в СДЮШОР яхт-клуба «Труд», некоторые наши воспитанники занимаются в других ДСО. К концу прошлого сезона 24 «выходца» из секции «Чайки» получили второй юношеский разряд, 22 — третий взрослый, шестеро — второй, двое первый. А три наших спортсмена добились звания кандидатов в мастера спорта. И мне, и брату это, безусловно, доставляет большое удовлетворение. Вообще работа с детьми в пионерском лагере очень увлекательное и, я бы сказал, благодарное дело. Благодарное тем, что видишь, как из робких мальчишек и девчонок с их наивной тягой к приключениям, ребята на глазах превращаются в спортсменов, быстро набираются опыта, мужают. Чтобы увидеть это, не жаль ни затраченных сил, ни времени, и мы с братом, конечно, будем продолжать работу в секции».
Из «Чайки» мы уходили под вечер, перед нами во всей предзакатной красе лежало до мелочей знакомое Клязьминское водохранилище. Но под впечатлением увиденного в пионерском лагере я впервые посмотрел на него другими глазами. Да, здесь регулярно проводятся соревнования, разыгрываются парусные «баталии» между молодыми и взрослыми яхтсменами шести московских клубов. Каждый из них борется за призовые места, каждый стремится и, по крайней мере, обязан развивать в своем коллективе массовость занятий парусным спортом, широко привлекать к нему молодежь. И при этом формирование из детей и подростков групп в детско-юношеских спортивных школах всегда остается проблемой для администрации. Пример «Чайки» ясно указывает один из путей ее решения, однако столичные яхт-клубы, их ДЮСШ не спешат проявить инициативу в этом направлении. И только ли московские клубы?
На берегах наших бесчисленных рек, озер, водохранилищ, приморских зон расположено множество пионерских лагерей, где можно бы открывать парусные секции, без особых затрат организовывать занятия с детьми. Резервы для развития массовости занятий парусным спортом тут по-истине неисчерпаемы, а зародившийся в Подмосковье опыт мог бы помочь развернуть дело. Но опыт этот пока не распространяется за пределы одного яхт-клуба. В том, чтобы доброе начинание распространилось, стало приносить _плоды, одних надежд на инициативу и энтузиазм отдельных людей, спортсменов, безусловно, недостаточно. Полезная инициатива, новая форма в организации спортивно-массовой работы найдет признание, получит распространение лишь в том случае, если будет поддержана соответствующими инстанциями, И в первую очередь Спорткомитетом СССР, Всесоюзным советом ДСО профсоюзов. За ними слово.