Можно смело сказать, что надувные лодки — единственный вид малых судов, пользующийся устойчивым массовым спросом. На них мода не проходит, па складах они не залеживаются: цены доступны, к качеству претензий нет. Работники торговли приветствуют появление любых новых моделей (кроме чисто моторных!), а общая цифра годового заказа, даваемого ими промышленности, колеблется где-то на уровне 400 тысяч.
Все это явления отрадные. На фоне общего падения интереса к прогулочно-туристским судам, можно сказать, радостные! Однако, если от общих цифр обратиться к интересам рядового покупателя, моя;но услышать, как ни странно, жалобы и претензии.
Кое-где (и нередко) по-прежнему жалуются на то, что надувных лодок в продаже просто нет. Ну, будем считать, что это вопрос простой — вопрос, времени. Нет сегодня — завезут завтра! Но вот практически повсюду жалуются на отсутствие выбора и на полное отсутствие информации. Какие лодки в принципе могут встретиться в продаже? Какая модель для чего предназначена? Что искать?
Есть и вопросы помельче. То, вроде бы, одинаковые лодки продаются по разной цене, а продавец не может объяснить, что дело в замене материала (новая лодка легче и долговечнее). То одинаковые лодки имеют разные названия и дело только в том, что выпускают их на разных заводах. То вообще продается «что-то надувное», никому не известное; в лучшем случае удается заглянуть в руководство, а вот надуть лодку — показать товар лицом, то ли продавцу некогда, то ли он этим заниматься действительно не обязан. И уж вовсе смешно ожидать, что в магазине вам растолкуют, чем, скажем «Нырок-4» лучше или хуже «Лисичанки» (данные-то одинаковы), в каких случаях «ЛГН-2У» (улучшенная?) лучше, чем просто «ЛГН-2»? И т. д. и т. п.
Даже в самом крупном специализированном магазине можно увидеть в натуре в лучшем случае одну-две модели. И продавцы медлить не рекомендуют: «Берите то, что есть, в этом квартале больше ничего не будет!» И приходится сначала «брать», а уж потом размышлять — то ли купил, что нужно...
Да и сами торговые работники никакой ясности насчет бывающих в продаже «надувнушек» не имеют: как правило, могут назвать лишь две-три модели, которые продавались в их магазине. Во всяком случае, даже специалисты-товароведы не верят, что можно «поименно» назвать 32 разные модели. Вот показательный случай. В большом ленинградском магазине никак не могла «найти хозяина» лодка «Вега». Оказывается, в торговом зале лодку поставили без жесткого пайола и подмоторного кронштейна, а табличку с целой прицепили 170 рублей. Не зная, что это вариант, рассчитанный на моторчик, покупатели долго обходили симпатичную «Вегу» стороной, недоумевая — почему это ее цена вдвое выше, чем старой доброй «ЛГИ»...
По многочисленным просьбам наших читателей печатаем сводный каталог надувных лодок, выпускающихся (пли еще имеющихся в продаже) па начало 1985 года. А прокомментировать этот каталог, ответив на несколько вопросов, наш корреспондент В. Галенко попросил начальника конструкторского отдела ЯПО «Ярославрезинотехника» Александра Николаевича Королева.
Вопрос. В свое время руководство «Союзрезинотехники» — тогда это был главк, называемый «Главрезинопромом», выступало на страницах нашего журнала (№39, 1972 г.). Это была статья «Надувные лодки 1975 года», вызвавшая большой интерес читателей. После 1975 года прошло девять лет. Что можно сказать в целом о положении с выпуском «надувнушек»? Как изменилась номенклатура? Какие заводы занимаются их выпуском?
Ответ: Надувные лодки по-прежнему очень популярны среди любителей отдыха на воде. Спрос на эти лодки устойчивый, удовлетворяем мы его пока не полностью, хотя надувные суда выпускают пять предприятий всесоюзного объединения «Союзрезинотехника». Это — Ярославское ПО «Ярославрезинотехника», заводы резпно-техничееких изделий в Уфе, Лисичанске и Барнауле, Ангрекский завод «Резинотехника». Кроме того в продажу поступают надувные лодки с маркой Стерлитамакского завода «Авангард», который к «Союзрезинотехнике» отношения не имеет.
За прошедшее десятилетие положение существенно изменилось. Так, в 1974 г. нашими заводами было изготовлено 173 тыс. надувных лодок девяти моделей. А в минувшем году мы едали торговой сети вдвое больше — около 360 тыс. лодок более чем тридцати наименований. Наши конструкторы, коллективы предприятий РТИ делают все, чтобы выполнить указания партии об увеличении выпуска товаров массового спроса и улучшении их ассортимента.
Вопрос: Какая работа проводится по изучению спроса? Как обобщаются предложения владельцев лодок, реализуются выводы из таких мероприятий, как выставки-продажи, пикетные опросы?
Ответ: С целью изучения спроса на товары народного потребления на Ярославском заводе создана специальная группа. Несмотря на ее малочисленность. группа уже проделала большую работу, можно сказать — выполнила поставленные задачи. Основной целью изучения спроса на современном этапе следует считать правильную и своевременную ориентацию плановых органов, промышленных предприятий и предприятий торговли в отношении объемов и структуры выпуска лодок на год, пятилетку и более длительную перспективу. Уточняется спрос уже не в целом, а на отдельные виды лодок. Группа изучения спроса использует материалы Межреспубликанской оптовой ярмарки, проводит выборочные опросы покупателей и специалистов торговли, обобщает конъюнктурные обзоры оптовых баз, отчетные данные заводов-изготовителей.
Безусловно, информацию потенциальных покупателей и работников торговля надо общими усилиями налаживать. Рассчитываем и на помощь пашен редакции. Для улучшения информационной работы были проведены выставки-продажи надувных лодок с одновременным анкетным опросом покупателей в Ленинграде, Петрозаводске, Минске, Горьком, Ярославле, Тюмени, Караганде, Хабаровске и Мурманске. Постоянно проводятся анкетные опросы читателей популярных журналов и некоторых газет. Особенно активно участвуют в этой работе читатели «Катеров и яхт». Да и прямо в адрес ВПО «Союзрезинотехника» приходит немало писем.
Все предложения и пожелания анализируются нашими инженерами, используются при разработке новых изделий. Например, с учетом запросов потребителей были разработаны надувная лодка «Нырок-4» с надувным днищем, мотолодка «Вега» под мотор мощностью до 3 л. с., надувная байдарка «Ласточка-11». По многочисленным просьбам покупателей мы стали направлять в торговую есть отдельно такие комплектующие изделия, как надувные сиденья, насосы, весла и ремонтные комплекты.
В настоящее время спрос ка надувные плавсредства превышает их выпуск примерно на 10—15%.
Вопрос: Каковы генеральные направления в разработке новых моделей? Как решается вопрос с заменой устаревших образцов? Какие заводы наиболее чутко реагируют па запросы потребителей? Выпускаются ли туристские суда для плановых и самодеятельных путешествий?
Ответ: Проведенными исследованиями установлено, что и сегодня, как и раньше, надувные лодки используются в основном любителями рыбной ловли. Ориентируясь главным образом на них, наши конструкторы за годы X и XI пятилеток создали 17 новых моделей. В их числе «Стриж». «Лугань», «Лисичанка», «Славянка», «Зарянка», «Язь». Такое расширение ассортимента, с одной стороны, позволяет более полно удовлетворять все возрастающие потребности, а с другой, — создает своего рода конкуренцию лодок ка внутреннем рынке, позволяет выявлять и снимать с производства менее удачные и морально устаревшие модели.
Основным предприятием, выпускающим наибольшее количество лодок, по-прежнему остается Уфимский завод. Здесь впервые были подготовлены к выпуску лодки «НЛТ-3». «НЛТ-4» и плоты для плановых маршрутов, которые пользуются большой популярностью в Башкирском совете по туризму и экскурсиям.
Ярославским заводом с 1979 г. запущена в производство одноместная надувная байдарка. Правда, ока имела некоторые недостатки и была рассчитана лишь на опытных туристов. Создатели необычной лодки довольно быстро учли поступившие замечания, переработали проект и с 1983 г. стали выпускать новую модификацию — «Ласточку-11». Используя не почленный опыт, завод предполагает е ПУЗ г. качать серийный выпуск уже и двухместной байдарки «Ласточка-21». Честно говоря, такой лодки заждались любители водных путешествий!
Не забыты нами и любители плаваний под мотором. С 1979 г. ярославцы выпускают «Бегу», предназначенную для эксплуатации с мотором «Салют» — «Спутник». К сожалению, так и не пришлось организовывать серийный выпуск «Волны-5». рассчитанной на 5 л. с.: подвесной мотор такой мощности («Прибой») был снят с производства! С 1980 г. выпускается надувная мотолодка «Орион-8» под 8-сильный «Ветерок». Она хорошо зарекомендовала себя, есть положительные отзывы от ее владельцев.
Торговая сеть не думает увеличивать заказы на эту модель, поэтому она выпускается лишь очень небольшими сериями. В перспективе — следующая модель «Ориои-9». Эта мотолодка будет отличаться более рациональной формой, меньшим весом, более высокими эксплуатационными качествами. Перспективна, на наш взгляд, лодка «Орион-25» с жестким пластиковым днищем под мотор до 25 л. с. Опытные образцы такой лодки разработаны несколько лет назад, однако до сих пор не найден завод — изготовитель днища. Сейчас этот проект находится под контролем Спортсудорегистра СССР, заинтересованного в выпуске таких лодок. Нужное дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки.
Вопрос: За последние годы на трассах традиционных соревновании туристов-водников появились надувные лодки под парусами. Владельцы лодок самостоятельно вооружают свои «надувнушки» парусами и, как показывает опыт, делают это не всегда грамотно. Ведутся ли работы по созданию лодки специально под парус? Не планируется ли наладить поставку поплавков для парусного катамарана «Альбатрос», разработанного много лет назад?
Ответ: Мы в большом долгу перед любителями паруса. На Уфимском и Ярославском заводах проводятся работы по созданию надувной парусной лодки. Однако дальше проектов пока дело не продвинулось: есть трудности с изготовлением рангоута и парусов, с поставками необходимых материалов. Мы ознакомились с парусным катамараном «Альбатрос», однако нам кажется, что спрос на него будет ограничен ввиду его высокой стоимости. По нашему мнению, надувные парусные лодки должны нести упрощенное вооружение как вспомогательный движитель при попутных ветрах.
Вопрос: Вы достаточно подробно рассказали об ассортименте выпускаемых плавсредств, о спросе на них. А как вы оцениваете качество продукции?
Ответ: К сожалению, как и десять лет назад, главной проблемой для нас остаются исходные материалы. До сих пор не налажено производство прочных, легких и дешевых тканей с заранее заданными свойствами, предназначаемых специально для изготовления надувных лодок. И сегодня наши конструкторы вынуждены применять ткани на хлопчатобумажной основе, которые давно устарели и изжили себя. Используются случайные материалы, разработанные и выпускаемые совсем для других целей. Есть н другие сложности. При использовании капрона, например, трудно обеспечить приемлемый уровень цен.
Страдают паши изделия тусклой, невыразительной гаммой цветов, отсутствием разного рода оригинальных, ярких товарных знаков и аппликаций, которые придавали бы лодке нарядный внешний вид. В ряде случаев уступают наши лодки зарубежным аналогам и в техническом оснащении. У пае еще нет, например, манометров для определения внутреннего избыточного давления, нет простых конструкций предохранительных клапанов, рулевых устройств для моторных лодок, приспособлений для перевозки тяжелых лодок.
Ну а о том, что есть — что выпускается и осваивается нашими предприятиями, читатели могут составить представление по каталогу, составленному сотрудниками конструкторского отдела ЯПО «Ярославрезинотехника».