На уровне проблемы
Ажиотаж, связанный с победой австралийцев в гонках на Кубок Америки не оставил безучастными государственных мужей, занимающихся делами развития и пропаганды спорта во Франции. В совместном коммюнике Министерства по делам молодежи и спорта и Государственного секретариата по морским делам сообщается об образовании Комитета из представителей широкого круга организаций, имеющих отношение к парусному спорту. Под руководством названных госучреждений Комитет должен будет в ближайшее время рассмотреть французские и зарубежные проекты 12-метровиков и отобрать из них наиболее перспективные, которые послужат прототипами претендента для участия в гонках 1986 г.
Статистика происшествий
Французский журнал «BATEAUX» приводит следующие цифры. В течение навигации 1983 г. затонуло 26 и потерпели серьезные аварии 211 яхт под флагом этой страны; при этом погибли 54 яхтсмена — втрое больше, чем десятилетием раньше — в 1973 г. В известной мере, это можно объяснить увеличением числа занимающихся парусным спортом, но немалое значение имеют и бурный рост популярности парусной доски, и дальнейшее развитие крейсерских гонок. Поэтому неудивительно, что большинство погибших — 54% — составили яхтсмены, плававшие на крейсерско-гоночных яхтах (при этом 21 человек погиб при падении за борт в ночное время) и виндсерфисты (22’'%). Виндсерфисты чаще всего погибали из-за усталости и переохлаждения, оказавшись в море при внезапном усилении ветра с берега.
В какой цвет красить судно?
Казалось бы, кого интересует цвет краски, которой защищают подводную часть судна от обрастания. А вот статистикой установлено, что, например, в 1982 г. на международном рынке наибольшим спросом пользовались черная и красная «необрастайки» — из общего количества краски, проданной крупнейшими фирмами, на их долю приходится соответственно 30 и 29%. Чуть меньшая популярность у голубой — 28%, а у зеленой — всего 13%. В 1983 г. рекордсменом стала голубая краска — 35%, а спрос на зеленую упал до 6%.
Новая система обмера яхт
Чтобы упростить процедуру обмера яхт и получения сертификата, который бы давал возможность участвовать в соревнованиях с учетом гандикапа, в Англии введены правила так называемой «Гандикапной системы канала» (т. е. Ла-Манша) — Channel Handicap System (CHS). За умеренную плату — 8 фунтов ст. или 100 франков сертификат может быть выдай на любую яхту, для чего ее владельцу нужно только заполнить и сдать в яхт-клуб бланк с описанием судна. Подсчет гоночного балла производится на компьютере.
Непромокаемый костюм для яхтсмена
Киевский филиал НИИ резиновых и латексных изделий разработал для любителей парусного спорта костюм для защиты от воздействий ветра, дождя, брызг. Он представляет собой комбинезон из легкой капроновой прорезиненной ткани с отстегивающимся капюшоном.
Герметичность достигается клином, застежкой «молния» и текстильной застежкой. Имеется наружный нагрудный карман с клапаном. Плотность прилегания в области лодыжек и запястий регулируется эластичной лентой.
В новой модели максимально учтены эргономические требования: за счет конструкции рукавов и спинки обеспечена свобода движений. Все соединения выполнены ниточным машинным способом с последующей наружной оклейкой швов специальной герметичной лентой. Фасон новинки соответствует современному направлению моды.
Вес костюма — до 2 кг, им можно пользоваться при температуре воздуха от —2 до +35 °С.
Кругосветный рейс профессора Кримера
Шестидесятивосьмилетний американский профессор географии Мэр-вин Кример 17 мая этого года завершил необычное кругосветное плавание на яхте «Глоуб Стар» вместе с тремя членами экипажа. 15 декабря 1982 г. они вышли из Нью-Джерси. Во время плавания Кример полностью полагался только на свои наблюдения невооруженным глазом для определения места яхты. Во время путешествия компас, радиостанция и секстан находились в опечатанном ящике. Они могли вскрыть его только в случае угрозы жизни.
На борту яхты был установлен автоматический радиопередатчик спутниковой навигационной системы «Аргос», по сигналам которого береговые станции могли следить за местонахождением «Глоуб Стар». Однако эта информация экипажу не поступала.
Вопреки предсказаниям скептиков, которые пророчили Кримеру крушение, как только он отойдет от американского побережья, «Глоуб Стар» благополучно проследовала через Кейптаун, Хобарт (Тасмания), Вангароа (Новая Зеландия), мыс Горн, Порт-Стэнли (Фолклендские острова). Последние мили перед приходом в Нью-Джерси яхта шла в плотном тумане.
Успеху кругосветного плавания Кримера способствовали его тренировочные путешествия без навигационных инструментов в 1978 г. через Атлантику из Ирландии и в 1980 г. из США в Дакар и обратно через Азорские острова и Бермуды. Книгу, в которой он описывает технику навигации без инструментов, Кример посвящает морякам, попавшим в беду и пытающимся на спасательных шлюпках достичь судоходных путей или берега.
Новости из романтического мира толшипов
Как сообщил журнал «Морской флот», в Японии вместо отслужившего полвека и недавно выведенного из строя учебного парусного судна «Ниппон Мару» (1930 г.) построен новый, несколько более крупный четырехмачтовый барк, получивший то же название. Длина его — 110 м (с бушпритом); ширина — 13,8; осадка — 6,2 м. Валовая вместимость — 2800 per. т. На судне установлены два дизеля по 1500 л. с. Оно принимает на борт 120 курсантов при экипаже 70 чел. Построила судно верфь «Урага».
На испанской верфи ASTACE (в Бильбао) в 1982 г. спущен на воду и уже вошел в строй еще один, четвертый по счету (после «Глории», «Симона Боливара» и «Гуайес») большой парусник. Это, как и его предшественники, трехмачтовый барк. Расчетная длина его стального корпуса — 90,5 м; водоизмещение — свыше 1800 т; общая площадь парусности — 2300 м2. Барк «Куатемок» служит учебным судном мексиканского ВМФ.
По сообщению польского журнала «Може», на верфи им. Парижской Коммуны в Гдыне был спущен на воду 43-метровый корпус баркентины «Калиакра» — учебного судна для болгарского военно-морского училища в Варне. Судно оснащалось на Гданьской верфи им. Ленина, строившей «Погорию» и «Искру».
Как сообщалось позже (в № 8, 1984), флаг на «Калиакре» уже поднят. Баркентина пришла на .Черное море и посетила Одессу и Херсон.
За голубой лентой
Известные английские спортсмены — Тед Толеман, выступающий в океанских гонках катеров, и яхтсмен Чей Блит планируют в июне-июле текущего года совершить попытку побить рекорд скорости в пересечении Атлантического океана по традиционному пути лайнеров, соревновавшихся в недалеком прошлом за почетный приз «Голубая лента Атлантики», Напомним, что последним обладателем этого приза стад американский лайнер «Юнайтед Стойте», преодолевший Атлантику за 82 часа 40 мин.
Специально для этой цели на катеростроительной верфи «Кугэ Марин» строится 19,83-метровый глиссирующий катамаран, корпуса которого имеют несколько поперечных реданов. Усилия конструкторов судна направлены на создание возможно более легкой конструкции; свой вклад в экономию веса предстоит сделать и будущим рекордсменам. На борт будут приняты минимальные запасы провизии и воды, питаться «ни будут в основном заранее приготовленными полуфабрикатами и довольствоваться минимальным комфортом. Пост управления и койки будут оборудованы в небольшой рубке, расположенной в корму от мидель-шпангоута — в наименее подверженном качке и ударным перегрузкам месте.
Бросок через Атлантику спортсмены надеются совершить за 66 часов. Это значит, что 3500 ст. миль на «зачетном» участке от Сэнди Хук близ Нью-Йорка до мыса Лизард они должны будут поддерживать непрерывно среднюю скорость 55 ст. миль в час (88,5 км/ч). Емкости топливных баков катамарана 16 тыс. литров хватит лишь на одну треть пути, поэтому предусмотрены две дозаправки топливом в океане. Первая — в районе Ньюфаундлендской банки — будет произведена с заранее вышедшего сюда судна; вторую планируется осуществить при помощи королевских ВВС Англии.
Толеман и Блит предложили сделать подобные попытки традиционными, превратив их со временем в новый вариант Кубка Америки, но только на океанских катерах.
Когда терять нечего
Англичанин Джеймс Хэтфилд родился с врожденной болезнью сердца. Врачи не раз рекомендовали Джеймсу вести спокойный образ жизни, предупредив, что он может умереть в любой момент. Но несмотря на это беспокойный пациент придумывал все новые и новые приключения.
В мая 1984 года Хэтфилд отправился в рискованное путешествие вокруг света, рассчитывая первым из яхтсменов-одиночек пройти бурным Магеллановым проливом с запада на восток. Для своего 15-месячного плавания он выбрал яхту длиной всего 7,32 м — копию старинного рыболовного корнуоллского парусника, оснащенного гафельным тендером. «Лучше умереть в море, чем день изо дня ожидать смерти, сидя в конторе», — заявил Хэтфилд корреспондентам перед тем, как отдать швартовы.