Материалы доклада М. М. Бунькова, Н. Н. Зайцевой, Г. Г. Охримонко и С. Б. Соловья могут рассматриваться как своего рода дополнение к публикации «Транцевые интерцепторы на мотолодке» (см. «КЯ» № 111). Авторами подробно исследовано влияние на эффективность применения интерцепторов таких важных проектных характеристик, как водоизмещение, относительное положению центра тяжести по длине, удлинение корпуса и форма обводов, а также скорость судна. В решении, принятом конференцией, отмечена практическая направленность работы и рекомендовано внедрить интерцепторы на серийных судах народного потребления.
Целью работы В. Б. Амфилохиева, А. А. Оскольского и Н. П. Мазаевой было изыскание путей оптимизации ходовых качеств яхт, проектируемых для эксплуатации в условиях акваторий нашей страны. (Известно, что европейские гандикапные формулы малоприменимы для наших условий.) Анализируя результаты расчетов и модельных экспериментов, авторы сформулировали критерии ходкости и управляемости яхт. Для оценки приемлемости этих критериев они воспользовались результатами соревнований, приняв их в качестве натурного эксперимента. В докладе сформулированы конкретные предложения по корректировке гандикапных условии и правил оценки парусных соревнований. Показана методическая возможность эффективного использования соревнований в качестве натурного эксперимента для яхт крупносерийной постройки, а полунатурного — для вновь проектируемых крупных крейсерско-гоночных яхт.
Вопросы экологического Воздействия малого прогулочного и туристского флота на внешнюю среду были в центре внимания участников совещания по проблемам проектирования и эксплуатации малых моторных и парусных судов, которое проводилось по инициативе центрального правления Научно-технического общества имени акад. А. Н. Крылова и редакции журнала «Катера и яхты» в ноябре прошлого года в Ленинграде. В его работе приняли участие специалисты 27 предприятий, организаций и вузов восьми городов страны. На совещании было заслушано свыше 20 докладов и сообщений. Большой интерес у собравшихся вызвал доклад представителя ВНИИ «Гидропроект» имени С. Я. Жука к. т. н. В. Ф. Курнавина, посвященный статистике использования прогулочных моторных судов и загрязнению водоемов. Доклад был подготовлен по результатам проведенных исследований по загрязнению нефтепродуктами Иваньковского водохранилища, которое имеет важное значение как источник водоснабжения Москвы1.
Анализ исследований показал, что в общем объеме всех загрязнений на долю малых моторных судов приходится менее 3%. Однако даже такой незначительный процент не должен успокаивать создателей моторов, представителей НТИ, администрации баз — стоянок малого флота и самих судоводителей-любитетей. Необходимы совместные усилия всех организаций и владельцев малых судов для снижения и этого незначительного воздействия подвесных моторов.
В то же время докладчик подчеркнул, что в ряде публикаций местной печати и в научно-популярных изданиях проскальзывает явно преувеличенная оценка загрязнения водной среды малым флотом, не имеющая под собой строго аргументированной экспериментальной и научной основы. Подобные публикации нередко приводят к решениям по запрещению или суровому ограничению эксплуатации малых моторных судов на тех или иных акваториях, что исключает из функционирования крупные рекреационные районы близ городов.
В прениях по докладу выступили представитель Севзапрыбвода П. Д. Чеусови сотрудник Ленинградского политехнического института В. П. Атрашенок, которые считают владельцев моторных судов одними из главных виновников загрязнений Ладоги нефтепродуктами и поддерживают в печати мнение о необходимости закрыть это озеро для прогулочного флота. Однако при более близком ознакомлении с результатами проведенных ЛПИ исследований было выявлено, что по сравнению с отчетом указанные в широкой печати абсолютные цифры выбросов нефтепродуктов, поступающих от малого флота, оказались завышенными минимум в 10 раз! Это еще раз подтверждает мнение о том, что любые решения по ограничению пользования моторными судами должны приниматься только на основании всесторонне проверенных данных.
Представитель Московского научно-исследовательского института автомобильного транспорта Г. Б. Морозов посвятил свой доклад комментариям к тексту «Рекомендаций по снижению отрицательного воздействия маломерных судов и их стоянок на окружающую среду», которые подготовлены Госкомитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерством мелиорации и водного хозяйства, а также Министерством рыбного хозяйства в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №667 от 16.07.82 «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами». В данных рекомендациях содержится попытка определить допустимую нагрузку — количество маломерных моторных судов на данном водоеме. Особое внимание уделяется организации стоянок, где величина загрязнений, как правило, оказывается выше, и которые расположены вблизи жилых комплексов, в каналах и т. д.
«Рекомендации» выдвигают жесткие требования к проектно-конструкторским организациям, которые занимаются разработкой двухтактных ПМ и катерных двигателей: необходимы уменьшение масла в топливной смеси, рециркуляция несгоревшего топлива, наличие термостатов в системах охлаждения, снижение шума и т. д. Докладчик особ» подчеркнул, что сейчас особенно важно повышение экологической культуры эксплуатации судов любителями.
Заместитель начальника создаваемой Государственной навигационно-технической инспекции РСФСР инж. В. А. Певзнер сообщил, что вопросы охраны окружающей среды будут в центре внимания инспекции, на которую СМ СССР возложены функции контроля за уровнем воздействия на природу маломерных моторных судов. Планом первоочередных работ предусмотрено проведение исследований по иммиссии продуктов работы подвесных моторов и их естественному удалению из водной среды. В дальнейшем выработанные на основании этих экспериментальных данных нормы послужат основой для регулирования загрузки водоемов маломерным флотом, используемым для отдыха трудящихся. Проблема заключается в определении научно-исследовательской организации, которая сможет провести работу на соответствующем уровне.
Другой проблемой создаваемых областных и городских ГНТИ по маломерному флоту должно стать снижение аварийности малых судов, управляемых судоводителями-любителями. Хотя за последнее время число аварий малых судов из-за потери остойчивости несколько снизилось, однако до сих пор около 50% всех аварий происходит именно по этой причине. В первую очередь над такой тревожной статистикой должны задуматься конструкторы и создатели малых судов.
Другими причинами, приводящими к трагедиям на воде, остаются нарушения предельных норм плавания на волне и удаления от берега.
Для предупреждения аварийности требования по безопасности плавания должны быть повышены уже в предстоящую навигацию. В этом призваны помочь новые правила плавания и пользования малыми судами. Будут более четко оговариваться рекомендованные пути следования малого флота, станет обязательной установка световых сигналов, более жесткими станут требования к дальности их видимости. Все надувные и разборные малые суда должны пройти регистрацию, а все судоводители-любители — проверку знаний по новым правилам плавания и пользования маломерными судами.
О работе редакции «Катеров и яхт», о тематической направленности и о планах на будущее рассказал заместитель главного редактора журнала инж. Д. А. Курбатов. Вопросы взаимоотношений выросшего прогулочно-туристского флота и общества — прежде всего в экологических аспектах — в последнее время выдвигаются на передний план готовящихся публикаций. Выступающий призвал научно-техническую общественность активнее участвовать в издании журнала, острее поднимать актуальные вопросы развития малого судостроения, уделять больше внимания социальным проблемам функционирования прогулочного флота. При обсуждении этого выступления участники совещания одобрили научно-технический уровень публикаций и тематическую направленность журнала «Катера и яхты», высказали пожелание увеличить объем публикуемых материалов для начинающих судостроителей и судоводителей-любителей, повысить действенность критических выступлений, уделять большее, внимание проблемам малого флота и экологии, прослеживать судьбу новинок, подробнее и обстоятельнее рассказывать об опыте их эксплуатации, чаще помещать рекомендации, позволяющие продлить срок эксплуатации лодки и мотора.
Представитель Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной Ю. С. Баканов ознакомил собравшихся с проблемами, стоящими перед дизайнерами.
Представитель авиазавода имени Ю. А. Гагарина из Комсомольска-на-Амуре инж. В. А. Сундуков информировал о новой модификации катера «Амур-Д».
Выступивший от имени ленинградских производителей прогулочных судов В. И. 3озуля ознакомил с перспективами производства новых моделей мотолодки «Ладога-3» с закрытой рубкой, лодок «Опега-2» и «Малютка-2» с парусным вооружением, яхты-минитонника «Нева».
Конструктор В. И. Лебедь сообщил об опыте проектирования быстроходных спортивных судов в ЛПО «Патриот».
Доклады ленинградских инженеров С. Ф. Горбачевского и А. Ю. Луцкого были посвящены результатам испытании самоходных моделей с обводами типа «Морской нож» и движительно-двигательного комплекса амфибийного катера «Клест».
О деятельности Киевского крейсерского яхт-клуба рассказали инж. Д. Л. Бирюкович и А. И. Грищенко. Этот клуб, насчитывающий сейчас более 300 членов, по-прежнему занимает ведущее место в стране в армо- и стеклоцементном яхто-строении. В его работе наметились два направления: научно-техническое и спортивное. Создаваемые проекты рассматриваются экспертным советом, основное требование которого неизменно — чтобы проект был инженерной новинкой. Участие же яхт из армоцемента и стеклоцемента в спортивных соревнованиях помогает всесторонне оценить их. К слову сказать, стоимость корпусов таких яхт почти на 40% меньше, чем деревянных. Практически все построенные 15—20 лет назад яхты до сих пор в строю.
Специалист ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова Г. В. Андерсон информировал собравшихся о скоростных возможностях парусных судов.
Представитель Таллинской экспериментальной судоверфи Г. В. Якуш ознакомил с перспективами выпуска спортивной техники для яхтсменов. В 1984 г. начато производство нового гоночного класса — стеклопластикового швертбота «Луч», предназначенного для детей и юношества. .Месячный план выпуска составляет около 60 лодок; на конец ноября прошлого года было изготовлено около 600 единиц. Параллельно заканчиваются подготовка к производству и модификация двухместного швертбота этого типа.
Существенней модернизации должен подвергнуться выпускаемый сейчас на верфи «Оптимист» — требуется ощутимо уменьшить его вес.
Для ведущих гонщиков планируется строить «Солинги» и швертботы класса «470».
Будет продолжено строительство парусных досок «Пагги» и «Виндгляйдер», а также крейсерских яхт деревянной конструкции (до 30 шт. в год), к запуску в производство готовится четвертьтонник из пластмассы.
Представитель Спортсудорегистра В. В. Мурников рассказал о задачах в единой технической политике развития парусного флота, о перспективах развития различных классов яхт.
Участники совещания посетили Ленинградскую экспериментальную судоверфь, с производством которой их ознакомил главный конструктор верфи А. С. Стружилин.
Участники совещания приняли ряд рекомендаций, главные из которых следующие:
- учитывая важность затронутых на совещании вопросов, запланировать проведение V Всесоюзной конференции НТО «Проблемы малотоннажного и малого судостроения» в начале 1987 г. в Ленинграде; в программу конференции включить вопросы создания новых типов моторных и парусных судов, новых более экономичных и экологически «чистых» подвесных моторов и стационарных двигателей;
- просить ЦП НТО им. акад. А. Н. Крылова обратиться в Госкомитет СССР по науке и технике с просьбой провести комплексные исследования по изучению влияния малых моторных судов на окружающую среду с целью определения допустимой нагрузки по числу эксплуатируемых судов на различные акватории.
Кроме этого совещание, заслушав и обсудив отчет о работе журнала «Катера и яхты», рекомендовало редакции и редколлегии больше уделять внимания актуальным вопросам создания и эксплуатации прогулочного флота, проблемам совершенствования конструкции подвесных моторов и стационарных двигателей, повышению их экономичности. Учитывая возрастающую роль в хозяйственной деятельности страны малотоннажного флота, больше публиковать материалов о судах хозяйственного назначения.
В связи с этим рекомендовано активизировать участие НТО им. акад. А. Н. Крылова при подготовке материалов по актуальной тематике.
Примечания
1. Основные результаты этой работы изложены в статье «Маломерный флот Иваньковского водохранилища» в «КЯ» №112.