Енисей — река не из ласковых. Быстрое течение, каменистые мели, холодная вода и частые внезапные туманы — условия для плавания отнюдь не тепличные. Несмотря на это, в Красноярске и его окрестностях зарегистрировано более 3000 любительских мотолодок и катеров. В подавляющем большинстве это быстроходные суда промышленной постройки. Наиболее популярны «Прогрессы», много «Казанок» всех модификаций, довольно много катеров «Амур», Встречаются также самодельные узкие и длинные лодки с маломощными стационарными двигателями. Из-за быстрого течения гребные лодки по Енисею почти не плавают, по этой же причине не встретишь здесь тихоходных катеров с каютами, столь распространенных на других северных реках.
Быстрое течение Енисея заставляет особо решать и проблему стоянок лодок — их необходимо устраивать в тихих заводях. Сейчас в Красноярске восемь организованных стоянок, вмещающих от 200 до 700 лодок каждая. Из них семь функционируют на общественных началах и только одна — «Отдых» — принадлежит комбинату бытовых услуг горпромхоза.
Расположена она очень удобно — в тихой и мелкой заводи, на острове в самом центре города, правда, в слишком близком соседстве с городским пляжем. На небольшом участке, огороженном забором, у полузатопленных бонов сплошными рядами стоят более 400 лодок. Со стороны воды в заборе оборудован шлагбаум, здесь регистрируются входящие и выходящие мотолодки и катера. Этим, собственно, и ограничиваются услуги, оказываемые комбинатом своим клиентам, если не считать еженедельного визита бензовоза. Горючее и моторы хранятся в самодельных металлических ящиках и рундуках, которыми заставлен весь берег. Несмотря на скромные услуги и довольно высокую плату за стоянку (летом стоянка «Амура» обходится 10 руб., а «Казанки» 4 руб. в месяц), свободных мест здесь нет.
В воскресное утро стоянка оживлена. Несколько катеров готовятся к дальним походам. Среди них экипаж «Амура» — преподаватель вуза Ю. Н. Грехов и строитель Г. А. Иванов, для которых не в новинку походы по 800 км и более. Юрий Николаевич и Геннадий Александрович довольны катером, единственное усовершенствование, которое они применили, — установка дополнительных баков для горючего. На многих мотолодках и катерах сделаны самодельные низкие релинги на носовой палубе. Это нехитрое усовершенствование значительно повышает безопасность при швартовке и подходе к берегу.
При базе-стоянке работает пункт навигационно-технической инспекции по маломерному флоту. Дежуривший в то утро инженер-инспектор А. Б. Машкин рассказал, что со времени организации инспекции (1971 г.) все принадлежащие горожанам лодки прошли проверку технического состояния, а их владельцы сдали экзамены и получили права судоводителя-любителя. Эти мероприятия принесли ощутимые результаты — резко сократилось число несчастных случаев на воде.
Вместе с заместителем председателя Краевого ОСВОДа А. Ф. Изосимовым мы приняли участие в очередном инспекционном рейде по Енисею. С воды живописные окрестности Красноярска выглядят еще красивее, встречные мотолодки расходятся по всем правилам, не пренебрегая отмашкой, на берегах многочисленные индивидуальные стоянки; некоторые из них оборудованы весьма капитально — слип до воды и каменный гараж-сарай с металлическими воротами. Плыть нелегко: работники лесосплава спустили в Енисей громадное количество древесного мусора, среди которого неслись по течению бревна весьма внушительных размеров. Пока наш «Амур» медленно лавировал среди щепок и бревен, хозяева рассказали, что для них это дело привычное и что несколько дней назад в такой же ситуации катер повредил винт.
Сорока километрами выше города высится плотина Красноярской ГЭС, за ней широко разлилось Красноярское море. У подножия плотины стоит город энергетиков Дивногорск. Архитекторы великолепно вписали его в природный ландшафт, чего не скажешь о городской стоянке, на которой базируется более 200 мотолодок: в теперешнем состоянии она не украшает город.
Красноярское море встретило нас дождем и шквалистым ветром, и на крупнейшей в крае стоянке Дивногорского общества рыбаков и охотников было немноголюдно.
Председатель общества А. Я. Энов и начальник стоянки П. И. Лисейкин рассказали, что здесь базируется более 1000 лодок и свободных мест нет. В ближайшее время намечено расширение стоянки еще на 200 мест, но это проблемы не решит — так велик наплыв желающих. Эта стоянка производит наиболее благоприятное впечатление: территория огорожена, имеется бензохранилище, имущество хранится в однотипных сарайчиках, материалы для постройки которых предоставляются администрацией. Однако благоустройство территории и состояние бонов оставляют желать лучшего.
По соседству с базой расположился яхт-клуб ДСО «Водник». Территория его не совсем благоустроена — клуб еще молод, но новые эллинги производят хорошее впечатление. Парусный флот Красноярского моря насчитывает около 90 вымпелов. В большинстве это гоночные швертботы и катамараны, есть 3 «Дракона» и несколько разнотипных крейсерских яхт. Поговорить с ведущими яхтсменами не удалось — они уехали в Новосибирск для участия в Сибирской регате.
Скажем прямо, 90 парусов на все Красноярское море явно маловато, особенно по сравнению с 2000 мотолодок и катеров. Надо шире пропагандировать парусный спорт и особенно крейсерские плавания, для которых Красноярское море с его многочисленными заливами предоставляет большие возможности.
Приятно было отметить, что здесь читают «Катера и яхты», да и не только читают — на берегу мы осмотрели «Саламандру» и «Кальмар», построенные по проекту В. Васильева, водометный катер с двигателем мощностью 60 л. с. на основе «Суперкосатки» Д. Курбатова. (Все эти проекты были опубликованы в сборнике.)
Есть у красноярских любителей и собственные интересные разработки, такие, как угловая поворотно-откидная колонка к форсированному до 80 л. с. двигателю «ГАЗ-51», изготовленная А. С. Недоспеловым, или катера-катамараны с плоскими несущими поверхностями, наподобие саней Уффа Фокса.
У маломерного флота Красноярского края большие перспективы п можно надеяться, что городские власти помогут своим землякам в решении наиболее острых проблем — строительстве новых лодочных стоянок и организации снабжения горючим.