Эксплуатация маломерных судов в нашем районе в общем ничем не отличается от других регионов. Лето как лето, но короткое. Если в других местах страны моторные лодки и катера используются в основном как прогулочные, то у нас на Севере они — незаменимый вид транспорта в период распутицы, когда не летают самолеты, а другое сообщение вообще отсутствует. В общем лодка — это и поездки на сенокос, и сбор дикорастущих, и рыбалка, и доставка больных в райцентр, и другие хозяйственные работы, а расстояние между населенными пунктами у нас 50—150 км.
Наша инспекция контролирует в Олекминском районе 1400 км водных путей и 3600 единиц маломерного флота. Если учесть, что преодоление этого расстояния, проведение техосмотра, прием экзаменов у судоводителей, регистрация новых судов ложатся на двух штатных инспекторов, а моторист почему-то не предусмотрен штатным расписанием, то за лето не успеваешь везде побывать. Замечу, что сама система инспекции при ОСВОДе не оправдала себя. Очень плохое обеспечение бензином, транспортными средствами, прочим материальным снабжением. Приобрести в торговой сети по безналичному расчету мощный мотор мы не можем — не разрешает Госбанк, «Ветерок» — пожалуйста, «Вихрь-30» — нет. «Частник» же за наличные деньги может купить мощный мотор и, конечно, будет ездить быстрей инспектора.
Сейчас, когда решился вопрос об образовании Государственной инспекции, которая будет наделена соответствующими полномочиями, необходимо решить вопрос со снабжением ее быстроходным транспортом, запчастями и бензином. Положительное решение этих вопросов поможет повысить дисциплину на воде. На мой взгляд, в первую очередь для инспекции нужны такие суда как водометный катер «Крым-4». Это и быстроходное, и мелкосидящее, и маневренное судно с хорошим моторесурсом двигателя.
Промышленность выпустила немало лодок под моторы 50—60 л. с., а в продаже таких моторов нет. Приходится ставить по два «Вихря», что неэкономично и неудобно в эксплуатации, а моторы соответствующей мощности промышленностью не выпускаются и даже их разработка почему-то прекращена.
Сейчас автомобильная промышленность все легковые автомобили комплектует ремнями безопасности, что спасло уже многие человеческие жизни,- а почему моторные лодки нельзя комплектовать спасательными жилетами? Не знаю как в других районах, а у нас спасжилеты в торговле — редкость, хотя райисполком и принимал неоднократно решения «обязать торгующие организации обеспечить водномоторников спасжилетами». Какие мы можем предъявить к судоводителю требования? А гибель людей на воде у нас происходит только из-за отсутствия спасжилетов.