На Парусном Берегу Московского моря состоялась очередная встреча создателей туристских парусных разборных судов («Осенняя регата-84»), На этот раз при рассмотрении конструкций особое внимание жюри обращало на обеспечение безопасности плавания. О том что будет поставлено во главу угла, было объявлено заранее.
Наибольшее число судов, представленных на конкурс, составили тримараны, сконструированные на основе байдарок серийного выпуска. Данный тип судов является наиболее доступным для самостоятельной постройки, но имеет существенный недостаток — низкую мореходность самих байдарок. Волны, характерные для водоемов класса «Р», заливают их с бортов, вкатываются в кокпит через носовую палубу, а при причаливании на прибое — через корму.
К решению этой проблемы участники конкурса подошли по-разному. М. Глан повысил мореходность байдарки, увеличив высоту борта и объем надводной части оконечностей. Для этого поверх палубы он устроил багажники, заполненные термоупаковками со снаряжением и надувными емкостями. В носовой и кормовой багажники можно попасть только из кокпита.
Ткань, из которой изготовлены багажники, приклеена к деке байдарки ниже привального бруса и немного нависает над ним, образуя буртик-брызгоотбойник. Бортовые багажники образованы двумя полосами ткани: узкая приклеена к деке, широкая пришита к внутренней стороне палубы ниже фальшборта. Фальшборт находится внутри багажника. К свободным краям полос пришиты прерывистые ликтросы, вместе они соединены отрезками трубок с продольным пропилом-ликпазом. Эти же трубки играют роль буртиков.
Байдарка со сплошным надувным поясом-багажником поверх всей палубы, во-первых, меньше забрызгивается и заливается в свежую погоду, во-вторых, может поддерживать на плаву экипаж, расположившийся на балках тримарана в случае повреждения обшивки.
В. и С. Каменским и М. Райхлину удалось повысить мореходность байдарки несколько иначе. Они увеличили высоту фальшборта на 120 мм по всему периметру кокпита. Попутно это позволило использовать более удобные высокие сиденья из больших термоупаковок с объемным снаряжением; данные термоупаковки служат также аварийными емкостями плавучести.
Среди множества других усовершенствований этого судна интерес представляет врезанный в днище иллюминатор, изготовленный из деталей противогаза. Через него можно любоваться подводными пейзажами, выбирать места для рыбалки.
Среди двухкорпусных парусников дипломом 2-й степени отмечен «морской» катамаран с надувными поплавками (автор конструкции — С. Домрачев). Он имеет достаточно хорошую обитаемость и рассчитан на продолжительные плавания в прибрежной зоне морей и больших озер. Численность экипажа в морских походах — два чел., в походах по внутренним водоемам — два — четыре чел.
По конструкции — это увеличенный вариант катамарана «Аргонавт» (см. «КЯ» №106), его размерения: длина — 4,9 м; габаритная ширина — 2,57 м; вертикальный клиренс — 0,3 м; диаметр поплавка — 0,52 м, объем — 0,720 м3. Площадь дна кокпита — 4,5 м2, на него сплошным слоем уложены надувные матрацы. На ходу в дождливую или ветреную погоду весь кокпит, за исключением места рулевого, можно закрыть быстросъемным тентом. На стоянках над ним несложно поставить палатку высотой 1,4 м.
Большой объем поплавков обеспечивает хорошую всхожесть на волну, катамаран не забрызгивается даже при форсировании морских прибойных зон. Носовая оконечность кокпита, выполненная в виде широкой «лыжи», всплывает на гребни наиболее высоких волн и отражает брызги, летящие из-под поплавков. На корме закреплена стойка с выносным газовым кипятильником (см. «КЯ» №104).
Парусное вооружение составляют грот площадью около 6 м2, штормовой стаксель и большая генуя для слабых и средних ветров. Далеко отнесенный в корму руль большой площади обеспечивает катамарану хорошую управляемость. С одним зарифленным гротом площадью 4,2 м2 он уверенно лавирует под углом 60° к ветру со скоростью 12—16 м/с при 1—1,5-метровой волне. Это позволяет в условиях начинающегося отжимного шторма спокойно отлавировать к бухте или пляжу. Поплавки имеют мощные протекторы по днищу, что позволяет выбрасываться на песчаные и галечные берега.
Результаты испытаний «морского» катамарана позволили сделать выводы: С. Домрачеву удалось создать туристское судно, на котором действительно можно ходить по морю, в устойчивую хорошую погоду — и на значительном удалении от берега. Сложность конструкции парусника, его масса и время, необходимое для сборки-разборки, не превышают допустимые для разборного переносного судна пределы. С якорем, палаткой, аварийными емкостями плавучести, которые вкладываются в поплавки, и упаковочными мешками катамаран весит 80 кг. В разобранном виде его можно перевозить на багажной полке купейного вагона.
С. Игнатюшин и С. Вареник, чтобы повысить мореходность своих легких катамаранов и защитить трамплины от забрызгивания и заливания, предусмотрели с носа и бортов легкие матерчатые обвесы, которые опираются на верхние элементы поплавковых ферм или на стойки из коротких трубок диаметром 14—16 мм, вставленных в поперечные балки. По направлению к носу обвесы повышаются до 0,25 м, затем плавно переходят в носовой багажник, закрытый сверху палубой. В дождь багажник можно использовать как рубку-убежище — в нем свободно укрывается ребенок. Передняя часть трамплина выполнена в' виде «лыжи». При таком решении масса катамарана увеличивается примерно на 1,5 кг, время сборки — на несколько минут.
Удачной признана конструкция катамарана, разработанная А. Есаковым. Размерения: длина — 2,6 м; ширина — 1,4 м; диаметр поплавка — 0,3 м; масса 20 кг; площадь парусности — 3,5 м2. На использованные от надувной лодки «Славянка-М» баллоны автор наложил простейший мост из трубок и сделал сплошной от носа до кормы брезентовый трамплин — получился катамаран, вполне пригодный для рыбалки и несложных походов под парусом.
На конкурс было заявлено несколько универсальных парусно-гребных катамаранов со вспомогательным парусным вооружением, используемых в походах по смешанным (озерно-речным) маршрутам. Жюри считает данный класс судов безусловно перспективным, однако, так как он еще находится в стадии становления, подробное рассмотрение конструкций решено отложить до осени 1985 г.
Хорошее впечатление произвел секционный швертбот конструкции В. Харникова. Размерения: длина — 3 м; ширина — 1,1 м; высота борта — 0,4 м; площадь парусности — 4,5 м2; толщина днища — 3 мм, бортов — 1,5 мм, шпангоутов и привального бруса — 10 мм. Корпус сделан из фанеры, покрытой эпоксидным клеем. Одним продольным и двумя поперечными разрезами он разделен на шесть секций, которые вкладываются одна в другую. Масса корпуса — 30 кг; общая масса — 40 кг.
Перспективный одноместный каркасно-надувной швертбот массой 25 кг построил О. Штыхно. На взятой за основу надувной лодке «Дельфин» (ПНР) он закрепил Н-образную силовую раму и мачту с четырьмя вантами (см. «КЯ» №90). Вдоль днища пустил кильсон типа байдарочного и поместил под него дополнительную надувную емкость. К носу надувнушки приклеил дополнительную носовую секцию с достаточно острыми ватерлиниями, обводы которой обеспечиваются трубчатым каркасом. Благодаря этим усовершенствованиям удалось улучшить обводы лодки и повысить скорость. Парус площадью 3,5 м2 использован от «Оптимиста». Однажды в гонке швертбот О. Штыхно опрокинулся, однако рулевой без большого труда спрямил лодку, забрался в нее и продолжил гонку.
Как всегда, жюри внимательно рассмотрело конструкции новых парусников, так как их совершенство во многом определяет безопасность плаваний.
С каждым годом на Парусном Берегу появляется большее число парусов-крыльев. Лучшим среди них было признано «эллиптическое крыло» Г. Лисина. Основа этого паруса аналогична основе «Стрижа» — прочная жесткая мачта и два троса, идущих от галсового и фалового углов к ноку гика-распорки. Так как по обеим задним шкаторинам «горбы», тросы пропущены в кармашках, имеющих погибь в сторону мачты. К мачте и изогнутой назад стеньге парус прикреплен при помощи широкого кармана-обтекателя, который устраняет вредное воздействие рангоута на работу паруса. Стеньга, соединенная с мачтой втулкой, свободно спускается по .мачте вместе с парусом. Ванты и штаг прикреплены к топу относительно короткой мачты. Непосредственно мачта подкреплена тремя краспицами и ромбовантами. Основания краспиц приварены к разрезной втулке-бугелю, которая не препятствует спуску-подъему паруса. Меняя длину передней ромбованты, можно регулировать прогиб мачты и положение максимума пуза по ширине паруса. Величина пуза регулируется при помощи тали, перемещающей шкотовый угол вдоль гика. При такой системе регулировки пуза и жесткой, почти прямой мачте, форма паруса приближается к поверхности цилиндра. Средняя, самая широкая часть паруса, работает на углах атаки, близких к критическим; ближе к галсовому и фаловому углам угол атаки постепенно уменьшается. Благодаря этому понизилось индуктивное сопротивление паруса при небольшой потере его общей тяги, что в итоге дает значительный прирост скорости лодки на лавировке. По мнению жюри, недостатком этого паруса является его значительная высота.
Кратко расскажем о некоторых интересных усовершенствованиях, представленных на конкурс парусников.
Н. Прохоров на своем тримаране с площадью парусности 4,5 м2 вывел в кокпит к месту рулевого ходовые концы штага и ахтерштага. Это позволило ему на ходу, меняя наклон мачты, как на виндсерфере, корректировать центровку судна и ускорять выполнение поворотов.
Ю. Андреев предложил делать карманы стрингеров поплавков разрезными и соединять их при помощи трубки-ликпаза. При данной конструкции надувные поплавки можно быстро отсоединять от моста.
Хорошо зарекомендовало себя в походах и гонках двухмачтовое вооружение тримарана М. Глана. На байдарке «Таймень-2» в гнезда на первом и третьем шпангоутах вставлены свободно стоящие мачты с одинаковыми парусами типа «Стриж» площадью по 3,5 м2. Для уменьшения длины гика переднего паруса его шкотовый угол обрезан. Паруса находятся на большом расстоянии друг от друга, их вредное взаимовлияние незначительно. В то же время обеспечен более низкий центр парусности, чем при одном парусе суммарной площади. При плавании полными курсами в свежий ветер кормовой парус спускают (или снимают с лодки вместе с мачтой), при этом центровка остается приемлемой.