Как известно, на первый план сегодня вышли показатели реализации продукции, все чаще мы говорим уже не о количестве, а о широте ассортимента, об уровне качества. Решительно изменяется и содержание понятия — качество. Уходит в прошлое оценка нового товара по какому-либо одному показателю, сегодня никого не удовлетворяет и простое сравнение с аналогичной продукцией, выпускавшейся в прошлом. Теперь речь идет об оценке комплекса потребительских свойств товара, о соответствии его возросшим возможностям и самым высоким требованиям покупателя.
На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС с особой остротой говорилось о необходимости уже в ближайшие годы сделать все возможное, чтобы полнее удовлетворять культурные и материальные потребности советских людей. Постановления партии и правительства направлены на увеличение объема выпуска промышленных товаров, в том числе и товаров для спорта, туризма, отдыха. Ставится задача насытить рынок необходимой, отвечающей запросам покупателя продукцией, придать гибкость системе цен, повысить культуру торговли, применяя наиболее прогрессивные ее формы. Актуальность решения этих задач еще более возрастает с принятием всенародной программы борьбы с пьянством и алкоголизмом. Всемерное укрепление материальной базы для дальнейшего развития физической культуры, массовости спорта и туризма, расцвета технического творчества трудящихся — одна из важнейших предпосылок решения сложных социальных проблем.
Сейчас в стране разрабатывается комплексная долгосрочная программа развития производства товаров народного потребления. Она, естественно, предусматривает и соответствующие изменения в производстве товаров для отдыха на воде: прогулочно-туристских лодок, катеров и яхт, лодочных моторов, комплектующих изделий, обеспечивающих высокую безопасность и комфорт. Сложность составления этого плана состоит, во-первых, в том, что приходится прогнозировать конъюнктуру, учитывать потребности н возможности на многие годы вперед. А во-вторых, необходимо обеспечить проведение единой технической политики, связав воедино усилия множества самых разнородных предприятий многих ведомств и министерств. Координировать их деятельность по производству лодок всех видов и типов будет теперь единый центр.
Как и раньше, функции головной проектирующей организации возложены на ЦКБ «Нептун» (Москва).
Такая работа уже началась, и мы будем постоянно информировать наших читателей о всех важнейших этапах выполнения промышленностью поставленных перед нею задач. Кое о чем можно сказать уже сегодня.
Обнадеживающий старт
По предыдущим публикациям читатели «Катеров и яхт» хорошо знакомы и со сложившемся на сегодня конъюнктурой рынка — далеко не всюду благоприятной, и с тем, как передовые предприятия, обобщая отзывы и пожелания потребителей, постоянно улучшают качество продукции, разрабатывают новые ее виды.
Как известно, строгим экзаменом малого судостроения является ежегодная оптовая ярмарка, на которой предприятия предлагают свою продукцию, а представители торговли выбирают и заказывают то, что, на их взгляд, найдет сбыт. Поскольку на очередной весенней ярмарке, проходившей в Москве, заключались сделки на 1986 г. — первый год пятилетки, к ней было приковано особое внимание.
Каким же будет старт? С каких заказов начнет свою пятилетку промышленность, занятая выпуском лодок и моторов для продажи населению? Могут ли отвечать возросшим требованиям новинки производства?
Из 55 тысяч судов, предложенных предприятиями, закуплено около 48 тыс. шт. Цифра заказа практически осталась на уровне прошлого года. Это отрадный факт, так как все последнее время происходило резкое снижение покупательского спроса на моторные лодки.
И второй, не менее важный факт: впервые за длительный период торговля начала интересоваться подвесными моторами. В этом, пожалуй, главный и обнадеживающий итог ярмарки. Старший товаровед куйбышевской базы «Роскультторга» В. Н. Кобзева, ведавшая реализацией «Вихрей» производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. М. В. Фрунзе, сообщила, что заказано около 18 тысяч таких моторов — почти в шесть раз больше, чем на прошлых ярмарках. Торговая сеть заказала 14 700 ульяновских «Ветерков-8». И это еще не все. Буквально таяли имеющиеся на складах остатки уже снятого с производства, популярного в свое время «Нептуна-23». Некоторым базам «Роскультторга», например саратовской, его даже не хватило. Все это — серьезная тема для разговора о нашем моторостроении.
Вот как комментирует итоги ярмарки заместитель пачалышка ЦКБ «Нептун» Дмитрий Борисович Волков: «Стабилизация спроса, проявление интереса торговой сети к мотолодкам и моторам не пришли сами собой. Нам приходится поддерживать их немалыми усилиями, сегодня необходимы принципиально новый подход, продуманная реклама. Рассчитывать на полное выявление и удовлетворение покупательского спроса — на что нацеливают нас принятые партией решения, — без объединения усилий промышленности и торговли нельзя».
Вопрос «нужна ли мотолодка?» — уже не стоит. После продолжительного спада спрос на нее начал повышаться. Эта картина прослеживалась в сводных заявках торгующих организаций Украины, Прибалтики, Центральной России.
Чем же объясняют это товароведы? Главным образом, снижением цен на подвесные моторы и на некоторые модели гребно-моторных лодок, появлением новых модификаций популярных катеров и мотолодок по сниженным ценам, некоторым смягчением введенных ранее ограничений на использование моторных судов в ряде районов страны. Особый разговор о бензине. Цены ка него сказываются теперь только на снижении интенсивности плавания под мотором, о полном отказе от моторной лодки речи уже нет. Поэтому, считают представители торговли, промышленность должна позаботиться о повышении экономичности двигателей, максимальном снижении их влияния па чистоту водоемов.
Но наметившееся оживление в продаже моторных судов коснулось далеко не всех моделей. Наибольшим спросом пользовались лодки среднего класса, рассчитанные под один мотор. И это не случайность: сумма эксплуатационных расходов остается решающим фактором для большинства потенциальных покупателей.
Вот показательный, на наш взгляд, пример. Вся плановая программа по производству легкой 3,8-метровой 4-местной мотолодки «Неман-2» (680 руб.) была «закрыта» еще до окончания работы ярмарки. А ведь когда-то сбыт «Немана» был затруднен. Его изготовители сумели перейти на небольшие серии, разработали несколько новых моделей, что позволяет в зависимости от колебаний спроса гибко перестраивать производство. Так что доказано опытом: единственно правильный путь — иметь в запасе перспективные модели и Заранее изучать рынок. В целевой комплексной программе создателей «Немана», рассчитанной на пятилетку, семь моделей: четыре выпускаются серийно, остальные подготовлены к производству. На все уже освоенные модели («Неман-2», «Автобот», тримаран «Турист», велосипед «Янтарь») отпечатаны красочные проспекты. Лодки имеют неплохую рекламу и на трассе гонок: они неизменно участвуют в. Соревнованиях на призы «Катеров и яхт».
Очевидно, всем изготовителям мотолодок важно понять, что в современных условиях каждому предприятию необходима стратегическая перспектива, умение не только производить, но и продавать, предвидеть спрос. Факт остается фактом: «Немаи-2» смог «победить» в итоге «Оку-4», «Воронеж», «Днепр», «Южанку-2», которые в сводной ведомости ярмарочных заказов уже не значатся.
По-прежнему лишь небольшим спросом пользовались еще недавно популярные глиссирующие двухмоторные лодки. В итоговой сводке рядом с названиями «Москва-2» и «Нептун-3» стоит печальное выражение — «спрос угасающий». Всего 12 таких лодок заказано промышленности.
Значит ли это, что никому не нужны относительно крупные моторные суда? Конечно же, нет. Специалистам давно известно, что потребность в крупных комфортабельных и экономичных судах, рассчитанных на неторопливое плавание, достаточно велика. Убеждает в этом и редакционная почта журнала. Однако на сегодня моторостроительная промышленность не может предложить изготовителем лодок ни одного подходящего для семейного крейсера двигателя; нет по этой причине и самих крейсеров.
Из крупных мотолодок, пожалуй, только 4,5-метровая «Казанка-5М2» сохранила свои позиции; в торговлю их будет направлено 3400 шт. Беседа с представителями Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова еще раз убеждает: чудес не бывает. Продукция Казанского объединения своим качеством и надежностью давно завоевала прочную репутацию у водно-моторников страны. Но казанцы не довольствовались этим. Создав неплохую и популярную модель, они добились присвоения ей государственного Знака качества, постоянно совершенствуют каждую очередную «Казанку». Предприятие имеет налаженные связи с покупателями, четко выполняет все свои гарантийные обязательства.
Давайте осмотрим представленную на Ярмарочной выставке сегодняшнюю модель «Казанки-5М2». Выносной транец по пожеланиям владельцев лодки заменен самоотливным рецессом; значит, повысилась безопасность плавания, стало удобнее обслуживание мотора. Допустимая мощность увеличена до 60 л. с., так что при желании можно без опасений ставить «тридцатки». Более яркой стала окраска, наряднее и надежнее тент.
Опыт подсказывает, что не всегда обязательно каждый год делать совершенно новый товар. Можно но нескольку лет выпускать заслужившую доверие покупателя продукцию без сколько-нибудь основательной модернизации, но зато постоянно вводить какие-то пусть небольшие, но заметные улучшения.
И не случайно представители зарубежных торговых фирм обратили внимание на продукцию казанцев.
Многое из сказанного можно отнести и к мотолодке «Обь-3», представленной Новосибирским авиазаводом имени В. П. Чкалова, На этой ярмарке она была выставлена уже не как опытная, а как серийная модель (стоимость 800 руб.). Почти вся годовая серия «Оби-3» нашла покупателей, подтверждая общий вывод: высокое качество и тщательность изготовления — надежная гарантия сбыта.
И как бы в противовес этому в ярмарочной экспозиции можно было видеть некогда очень популярную у нас в стране мотолодку — «Прогресс-2». Не надо быть крупным специалистом, чтобы сразу заметить: почти двадцать лет эта лодка остается по существу прежней. Устарела форма, уныла «маскировочная» окраска. Заказы на «Прогресс-2» за эти годы сократились с 16,5 тыс. до 900 шт. Изготовители, правда, спохватились: теперь они пытаются «удержать» ее сбыт всевозможными вариантами комплектации, вплоть до включения в поставку примуса «Шмель»...
В ассортименте прогулочных мотолодок, предлагаемых промышленностью, по-прежнему отсутствует малая скоростная лодка. Потребность в таком современном суденышке, хорошо приспособленном для небольших выходов и буксировки лыжника, рассчитанном в первую очередь на молодежь, есть. Многие любители сами строят именно такие мотолодки, а некоторые заводы, не имея сбыта, ищут и не могут найти перспективную модель для освоения. За производство такой «малолитражки» мог бы взяться, например, Сосновский судостроительный завод, выпускавший ранее «Нептун-3». Тем более — и производственная база, и опыт есть.
Два слова о катерах. Когда на предыдущей ярмарке был выставлен опытный образец пластмассового «Крыма-4» с водометным движителем, нашлось немало скептиков, которые уверяли, что этот катер сбыта не найдет. Прошел год. И вот черноморские судостроители уже принимают заказы на серийный «Крым-4». Общее количество заказанных катеров приблизительно в пять раз превысило возможности завода! Правда, добавим, возможности пока очень скромные. Сдерживает ограниченные поставки двигателей, Сложности изготовления водомета, большая трудоемкость монтажа.
Спросом пользовались и катера производства Комсомольского-на-Амуре авиазавода имени Ю. А. Гагарина двух новых базовых модификаций — «Амур-Д» и «Амур-В» (вариант водометного «Востока») по цене 4500 руб. Так что положение со сбытом катеров также стабилизируется.
Где он-парусный бум?
Еще совсем недавно, составляя прогнозы и определяя модели на перспективу, многие специалисты предсказывали парусный бум и делали значительный акцепт на парусные суда. Свои расчеты на быстрый рост популярности паруса они совершенно неоправданно связывали с падением интереса к моторкам, не замечая, что дело гораздо сложнее, что эти явления если и связаны, то отнюдь не прямо. На нынешней ярмарке промышленность предлагала шесть серийных парусников и виндсерфер.
Из года в год судостроители выпускали не более 70—100 яхт типа «Ассоль». И ее покупали, так как ничего другого не было, когда же с этого года появилась в серии ленинградская «Нева», больше похожая на «настоящий» парусник, симпатии разделились. На будущий год торговля заказала меньшее количество «Ассолей» и 50 яхт типа «Нева». Но в целом, как видите, никакого бума. Новая модель «Ас-соль-3» Петрозаводского «Авангарда» (цена 6300 руб.) вообще не получила ни одного заказа. И дело не в том, что новая модель плоха. Предпочтение, отданное прежней «Ассоли», объясняется в первую очередь — снижением цены до 4750 руб. и некоторой модернизацией мини-яхты: с 13,6 до 16 м2 увеличена площадь парусности, в носу и в кокпите появились релинги, изнутри каюта зашивается теперь ковровой тканью, улучшена конструкция руля.
На первый взгляд, ситуация парадоксальная. Одни склонны объяснять отсутствие интереса к килевым яхтам несовершенствами проектов, другие — высокой ценой (для справки: стоимость той же «Невы» с парусами из лавсана находится на нижнем возможном уровне; из-за высокой стоимости исходных материалов дешевле ее сделать трудно). Но есть и другие причины. Управление современной яхтой требует и специальной подготовки капитана, и надежный экипаж. Нельзя сбрасывать со счетов И трудности, связанные с храпением и стоянками личных судов.
Заказы на более мелкие парусные суда также не были особенно крупными. Например, разборный парусно-гребной тримаран «Янтарь-турист» получил на ярмарке... всего 10 заказов.
Уже как серийный был выставлен хорошо известный читателям Надувной разборный парусный катамаран «Альбатрос». Наконец-то давно разработанный проект нашел «хозяина». Как сообщил нам начальник КБ по товарам народного потребления А. А. Куликов, с конца 1985 г. «Альбатрос» серийно выпускается Ташкентским авиационным производственным объединением им. В. П. Чкалова. На будущий год торговля заказала 400 таких парусников (из них 300 — центральная база «Спорттоваров» в Москве). Кстати сказать, планируется выпускать «Альбатрос» в двух модификациях: как туристский (цена 650 руб.) и как пляжный, облегченный, более дешевый и простой.
Универсальные малые лодки
По-прежнему без всякого оживления проходила и продажа гребно-моторных лодок. Все больше подтверждается предположение, что уже произошло первичное насыщение рынка лодками типов «Пелла» и «Кефаль». Все меньше закупают их наши базы проката, дома отдыха. Например, шпоновой «Кефали» на 1986 г. заказано всего 8400 шт. Ссылаясь на отзывы работников прокатной сети, товароведы утверждают, что эти лодки тяжеловаты под веслами, неудобны в эксплуатации и хранении. Видимо, настал момент, когда лодка, которую еще недавно хвалили, уже не удовлетворяет новым требованиям. В то же время интерес к легкой на ходу, неприхотливой в обслуживании универсальной гребной лодке возрастает. Хорошая лодка необходима и для дальнейшего развития народной гребли как массового вида спорта. Можно с уверенностью сказать, что наш гребной флот нуждается в качественном обновлении.
Словом, дело за промышленностью. Все зависит от того, насколько быстро она сумеет создать новую модель, которая займет такое же достойное место, как знаменитый в прошлом «Фофан».
Большие надежды связывались с «полноразмерной» лодкой «Голавль», которую начали изготовлять из стеклопластика на Сосновском заводе прогрессивным методом вакуумного формования. К сожалению, «Голавль» на ярмарке не получил ни одного заказа. Представителей торговли настораживал чересчур «технологическим», какой-то незаконченный внешний вид лодки; вызывали сомнения «играющие» при каждом гребке борта, конструкция подуключин без подкреплений и сравнительно высокая цена (380 руб.). Вероятно, лодка нуждается не только в дальнейшем совершенствовании, но и в более активной рекламе.
Подготовленный тем же Сосновским заводом «Омуль» (4,00X1,34X0,47 м) был выставлен в качестве новинки на перспективу — для определения спроса. Он предназначен для рыболовов и охотников-любителей, для прогулок под веслами. Обводы новой лодки, спроектированной ЦКБ «Нептун», очень близки к формам традиционного «Фофана» и практически идентичны обводам «Голавля». Лодка изготовляется тем же методом вакуумного формования, причем, в отличие от «Голавля», банки с блоками плавучести отформовываются заодно с корпусом. Таким образом, главное преимущество «Омуля», как считают конструкторы, — это более надежный цельноформованный корпус, отсутствие дополнительных приформовок. Пигмент вводится непосредственно в связующее, лодка легко моется, долго сохраняет нарядный вид.
Разрешается устанавливать на нее и подвесной мотор. Правда, удивляет допустимая мощность — всего 5 л. с., в то время как у аналогичного «Голавля» — 8 л. с. Как показали испытания, с 2-сильным «Салютом» «Омуль» развивает скорость 9 км/ч, грузоподъемность лодки — 225 кг при собственном весе 105 кг. Предполагаемая цена — 350 руб.
Судостроительный завод «Пелла» (Ленинградская область) также предложил новую лодку из стеклопластика. «Пелла-фиорд» (4,36X1,42X0,50 м) должна заменить старую «Пеллу». Новинка выгодно отличается повышенной ходкостью и остойчивостью. Конструкторы добились этого благодаря усовершенствованным обводам: они стали более острыми в носу и полными в корме. В то же время широкий транец поднят и теперь корма не тянет воду, обтекание получается более плавным. «Пелла-фиорд» легче серийной лодки почти на 30 кг. На нее можно устанавливать мотор мощностью 8 л. с. Не исключена возможность, что, используя очень близкие к яхтенным обводы новой лодки, конструкторы в будущем создадут и парусную ее модификацию. Ориентировочная цена 430 руб.
И «Омуль», и особенно «Пелла-фиорд» вызвали соответствующий интерес посетителей ярмарочной выставки. Но необходима широкая реклама. Потенциальные покупатели должны быть ознакомлены с преимуществами новых моделей, только тогда заказ торговли на будущей ярмарке будет действительно отражать потребность в лодках подобного типа.
Интересной и перспективной моделью представляется трехместный «Янтарь-универсал» — металлический двухсекционный швертбот для начинающих парусников, пригодный и для рыбалки, и для активного отдыха. Размеры его 2,96X1,30X0,40 м. Швертбот снабжен тентом-палаткой. На фанерном пайоле можно устроить два спальных места. Рассчитана новинка на 2-сильный подвесной мотор. Вес — менее 50 кг — позволяет перевозить лодочку на верхнем багажнике автомобиля.
«Янтарь-авто» — это тот же корпус, но поступающий в продажу без мачты с парусом, без шверта и пулевого устройства, без тента-палатки.
Третья новинка — улучшенный вариант металлического водного велосипеда для прокатных баз и домов отдыха «Янтарь-2» (3,60X2,00X0,45 м). Теперь на прогулку могут отправляться сразу четыре человека, скорость велосипеда 4—5 км/ч. Ориентировочная стоимость — 950 руб.
На ярмарочной экспозиции была выставлена также и основательно модернизированная, по сравнению с первоначальным образцом, складная охотничья лодка «Кулик».
О печальной судьбе невезучих новинок
Мы уже не раз знакомили читателей с механизмом работы ярмарок, от результата которой зависит планомерная загрузка заводов-изготовителей. Но вопрос о необходимости совершенствования этого механизма по-прежнему стоит довольно остро.
Как и раньше, представители торговых баз приехали на ярмарку уже в основном с готовыми цифрами заказа. Ориентировались они, в лучшем случае, на стихийно сложившийся спрос покупателей, на обкатанные модели. Если же речь шла о новинке, с которой широкий покупатель еще попросту не знаком, то работники торговли подходили к ней неохотно.
Получается заколдованный круг. Потенциальные покупатели не догадываются о существовании новинок, поэтому и не спрашивают их в магазинах, а представители торговли осторожничают и до прилавка новые модели не доводят. Ознакомиться же покупателю со всем ассортиментом выпускаемых и подготавливаемых к производству лодок и моторов сегодня негде. Нет, о чем говорилось уже не раз, постоянной общесоюзной экспозиции; очень мало специализированных, хорошо оборудованных магазинов по продаже товаров для отдыха на воде. Отсутствуют фирменные магазины предприятий, которые могли бы стать своеобразной опорной сетью промышленности. Нет в магазинах и сводных каталогов, в лучшем случае можно видеть на стене «глухой» список с перечислением названий имеющихся где-то на базах лодок.
Справедливости ради скажем, что ЦКБ «Нептун» заметно улучшило рекламу. В информационном центре ЦКБ на ярмарке мы видели солидную подшивку специализированных и популярных журналов, центральных и местных газет с публикацией рекламных объявлений о новых прогулочных судах. На большинство моделей изданы рекламно-информационные листки. В спортивные магазины больших городов поступил красочный плакат с перечнем и фотоснимками ряда выпускаемых прогулочных судов. Представитель «Латкультторга» А. М. Покерман убежден, что их республиканской оптовой базе сделать гарантированный заказ на такие новые модели, как катера «Крым-4», «Амур-Д», лодки «Казанка-6», «Автобот», каноэ «Таймыр», яхта «Нева», помогла именно реклама.
На прошлых ярмарках обычно насчитывалось до десятка новых моделей. Однако проходил год, и на очередной весенней встрече выяснялось, что большинство новинок, которые совсем недавно усиленно предлагались торговле как незаменимые и перспективные, бесследно исчезали. Неизвестна судьба «Миуса», «Лебедя», «Пеликана», «Казанки-7», швертбота «Солярис», металлической секционной байдарки, водометной приставки к мотору «Вихрь-30»... К сожалению, судьба этих новинок чаще всего печальна — в серию не пошли. А ведь многие из них рекламировались, их с нетерпением ожидали покупатели. Не является ли это подрывом доверия покупателя и торговли к предложениям предприятий?
Случается я такое. Около пяти лет пробивался в серию необычный проект — гидроцикл «Каскад». Ценой больших усилий удалось приступить к его серийному производству. Однако на нынешней ярмарке никто его не увидел. Почему? Оказывается, горьковские судостроители просто не успели доставить выставочный образец на ярмарку. В итоге в сводной таблице ярмарочных заказов появился прочерк.
Отрадно, что из девяти предложенных в 1984 г. новинок на семь промышленность уже получала заказы: «Крым-4», «Нева» и «Онега-2» разошлись полными сериями, резко увеличился спрос на «Казанку-6» с обводами «джонбота», хотя однотипные «Таймень» и «Таврия» в свое время «погибли» как раз из-за его отсутствия...
В нынешней экспозиции из 39 моделей новинками можно назвать только шесть. В интересах будущего покупателя нужно сделать так, чтобы их не постигла участь некоторых печально известных «невезучих» моделей.
Индустрия отдыха ка воде должна работать четко и надежно.