Наш город Абакан стоит по обеим сторонам одноименной реки в месте впадения ее в Енисей. Абаканцы выходят и на Красноярское море, и вверх по Енисею, в основном на рыбалку.
В верховьях Абакан — типично горная река: быстрая, с шиверами и порогами. В поисках хариуса и тайменя ходят и сюда. Для этого обычные моторки не подходят, а используются деревянные, народной постройки: длинные, метров до восьми, с высокими наклонными штевнями. В низовьях и на Енисее широко распространены и «дюральки» всех видов, начиная с «Казанок» первых выпусков.
Водно-моторным спортом и дальними спортивными плаваниями у нас, к сожалению, занимаются мало. На судах индивидуального пользования ежегодно проводятся только одни соревнования, посвященные Дню Военно-Морского Флота. Самодельных лодок среди них мало, можно назвать лишь морские сани, «Радуги» и построенный мной «Арго». В основном любительское судостроение сдерживает отсутствие строительных материалов.
Теперь о стоянке лодок, здесь тоже свои проблемы. В 60-е годы группой энтузиастов на основном русле Абакана была организована лодочная стоянка, где вначале базировалось всего десятка два лодок. Существовала стоянка за счет ее владельцев, но впоследствии ее разрешили поставить на бюджет комбината бытовых предприятий.
К сожалению, бон, вдоль которого стояли все лодки, во время паводка поломало течением. Стоянку пришлось перенести в ближайшую протоку на окраине города. Эта протока, достаточно глубокая и широкая весной, летом становится узкой и очень мелкой, а выход в Абакан под мотором — затруднительным.
Но стоянка существует здесь и по сей день. Производит она жалкое впечатление: посредине протоки на мертвом якоре поставлен бон, к которому с обеих сторон причалены лодки. А по правому берегу на узкой полоске земли, свободной от огородов, без особого порядка, вплотную друг к другу расставлены рундуки и избушки всевозможных размеров и фасонов. О большом железнодорожном контейнере, который обычно становится мастерской, складом запчастей и всякой мягкой рухляди, топливным складом, водномоторникам приходится лишь мечтать.
С 1971 г. стоянка лодок была передана областному совету ОСВОДа. За все это время лишь несколько удлинили бон, сделали на нем дощатый настил да попытались выполнить отсыпку берега. Никто не обращал внимания хотя бы на то, что небольшая территория стоянки основательно захламлена, в основном, владельцами близлежащих усадеб. Хорошо еще, что дважды в год порядок и чистоту наводит сама природа — все смывают и уносят с собой весенний и летний — когда тают снега в Саянах — паводки. Плату же за стоянку лодок собирают немалую: в период навигации с каждого владельца 4 руб. 30 коп. в месяц, в остальное время года — по 1 руб. 75 коп. В год выходит 33 руб. 75 коп.! На стоянке сейчас зарегистрировано более 300 лодок.
Председатель облсовета ОСВОДа тов. Рамкович сообщил, что нашу стоянку снова передают в ведение комбината бытового обслуживания, а в настоящее время уже составляется план ее расширения и благоустройства. Однако в комбинате бытового обслуживания ничего определенного до сих пор не сказали, так как по поводу передачи стоянки у них с ОСВОДом идет тяжба. Хочется верить, что все организационные проблемы будут решены в ближайшее время.