Летом прошлого года Московская НТИ провела 2000-километровый рейд по Москве-реке, Оке и Волге. Участники рейда встречались с представителями НТИ Рязанской, Владимирской, Горьковской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Калининской областей, обменивались опытом работы, знакомились с состоянием дел по эксплуатации маломерных судов.
Первая же встреча с судоводителями, которая состоялась в районе Нагатина, принесла и радости, и огорчения. Приятно было узнать, что нарушений здесь нет, все суда прошли техосмотр. Но внешний вид местной базы-стоянки («Шанхая», как ее здесь называют) произвел самое жалкое впечатление, особенно на фоне великолепного ансамбля Коломенское. У любителей маломерных судов надежды лишь на государственную стоянку, которая строится в районе Капотки.
Следующий день начинается знакомством с городом Жуковским, точнее — с его речной «душой». Она представлена десятками лодок и катеров, а также отличными эллингами. Как объясняют наши коллеги, эллинги — это инициатива горсовета. И тут же подтверждают истину: с появлением первоклассной базы число нарушений среди любительского флота резко убавилось.
А вот старинный русский город Коломна такими стоянками похвастаться не может. Принадлежащая КБО база не в состоянии вместить всех желающих. Отсюда и нарушения: безобидные — вроде отмашки сапогом вместо флага, и серьезные — когда экипаж «Казанки» МОК 12-87 состоял из восьми человек.
Знакомство с положением дел и беседы с начальником водного отделения Коломенского ОВД, а также с инспекторами рыбоохраны убеждают, что нарушений становится все меньше: на базах-стоянках выход в плавание или возвращение из него в пьяном виде — это ЧП, незарегистрированная лодка — случай все более редкий.
На Оке — первая остановка в Рязани. Знакомимся с работой инспекции маломерного флота, под надзором которой несколько тысяч судов. Большинство базируется на стоянке, принадлежащей рязанскому совету ОСВОДа. Из бесед с инспекторами, из личных наблюдений приходим к выводу: определенный порядок есть. Большинство судов освидетельствованы, все несут установленные правилами отличительные огни, снабжены необходимыми спасательными средствами.
Между тем есть и серьезная проблема. В «КиЯ» писалось о ней уже не раз, но не решена она до сих пор. Речь идет о снабжении судоводителей-любителей бензином. В огромном промышленном городе, каким сегодня является Рязань, катер негде заправить горючим. Как правило, спасают «леваки». Хочется верить, что эта проблема все-таки будет решена.
Вот и Касимов. Но что это? Мы недоуменно переглядываемся. То ли ураган прошелся по берегу реки, то ли так много у касимовцев старых судов, которые стащили в одно место, а сжечь забыли. Кое-где на свалке копошатся люди.
Подходим к одному из самодельных катеров. Хозяин снимает с него новенький «Вихрь». Да и катер не назовешь старым, от силы плавает третью навигацию. Впрочем, и те суда, которые лежат рядом, вполне современны и пригодны к эксплуатации. Лишь после долгих расспросов удается выяснить, что корабельное кладбище — это не кладбище вовсе, а стоянка. Хозяина у нее нет, поэтому владельцам приходится вытаскивать свои суда на берег, а моторы носить на себе домой, порой за несколько километров.
— Да мало это помогает, — говорит наш новый знакомый. — Недавно пацаны столкнули «Казанку» и отправились кататься. Хорошо еще, что на берегу люди были, вытащили, когда те перевернулись. А случается, и тонут.
С невеселыми мыслями покидаем Касимов.
Ока все шире. Сильный ветер разводит 2-балльиую волну. Даже на каютном «Прогрессе» идти неприятно. Между тем от берега к берегу снуют «Казанки», груженные сеном. Впечатление такое, будто стога с лугов перекочевали в воду и медленно плывут поперек реки: идет массовая заготовка сена. Эти лодки сидят так низко, что вот-вот перевернутся от набежавшей волны. Как часто кончаются трагически такие нарушения правил эксплуатации судов маломерного флота!
И еще одно наблюдение: на всем протяжении реки, вплоть до Горького, на берегах расположены выгоны для скота, свинарники, сточные воды спускаются непосредственно в реку, загрязняя ее на многие километры...
Не порадовал и Горький. Мы выяснили, что многие суда выходят в плавание даже без техосмотра, время выхода с баз и время возвращения не регистрируется. Судоводитель в нетрезвом виде здесь явление нередкое, зато редкость, например, отмашка, поданная с идущего навстречу катера.
Проходим Городецкий шлюз, получивший известность неудобными и, на наш взгляд, опасными требованиями его администрации швартоваться не к свободному рыму, а к шлюзуемым транспортным судам. Экипаж катера или моторной лодки должен при этом подниматься на борт судна, предоставляя лодку воле случая.
Знакомясь с жизнью стоянки Кинешмы, заходим на базу «Альбатрос». Приятно удивляемся порядку и дисциплине. Территория благоустроена и ухожена. С помощью регулярных и частых рейсов бензовоза решена проблема снабжения судоводителей горючим. Специальный стенд с перечислением номеров судов и фамилий их владельцев говорит о том, что нарушители не остаются здесь без внимания. В этом еще раз убеждаешься, когда осматриваешь штрафную стоянку. На самом видном месте стоят суда, владельцы которых допустили особенно грубое нарушение правил.
А ведь не так давно порядка на базе не было. Она принадлежала различным организациям. Наконец ее передали кооперативу, над которым шефствует горсовет народных депутатов. С тех пор и началось возрождение «Альбатроса». Сегодня правление разрабатывает новый проект базы, которая должна стать украшением города. Еще раз убеждаемся, что при желании проблему баз-стоянок решить можно.
С Кинешмы, пожалуй, и начинается порядок на голубой дороге московской кругосветки. Особенно характерен в этом отношении Ярославль. Десятки лодок и катеров, которые мы встретили по пути к нему, строго придерживались правил движения на воде.
— Будешь педантом, — смеются мои товарищи, показывая на суда, стоящие то у одной, то у другой кромки фарватера или в глубине уютной бухточки. На борту этих судов четко выделяются отличительные знаки ярославской инспекции по маломерному флоту или рыбнадзора.
Знакомимся здесь же, на воде. Нам рассказывают, что порядок среди судоводителей-любителей удалось навести лишь после того, как все контролирующие органы стали действовать в тесном контакте между собой и с общественностью. Не остается в стороне и горсовет, стремящийся решить проблему баз-стоянок. Конечно, не все еще в Ярославле гладко, но заинтересованность в создании для водномоторников нормальных условий чувствуется во всем. Даже в той живости, с которой ярославцы интересуются опытом нашей работы.
После первого шлюза канала имени Москвы инспекционную часть похода можно считать законченной.
Каковы же впечатления от рейда, за время которого пройдено 2352 км, проверены документы у сорока судоводителей, проведено семь бесед на базах-стоянках? Приятно отметить, что культура вождения, знание правил плавания и правил пользования маломерными судами у судоводителей-любителей повысились. Шлюзование они в основном проводят правильно, поэтому замечаний от диспетчеров стало поступать меньше. Соответствовать современным требованиям стал и внешний вид судов.
И все же проблемы остались. Прежде всего — это организация баз-стоянок, которые по-настоящему могли бы объединить судоводителей-любителей и вести работу по обеспечению безопасности плавания и дисциплины на воде. В решении этой проблемы будет полезен опыт лучших баз-стоянок, таких, как «Альбатрос» в Кинешме и стоянки в Ярославле.