В глубокой древности в среде моряков возник целый «кодекс» суеверных обрядов, обычаев, примет. И неудивительно. Ведь, не обладая ни надежными судами, ни надежными навигационными средствами судовождения, они вынуждены были вступать в схватку с грозной стихией, полагаясь в основном на «удачу»!
У английских моряков считалось, например, плохим предзнаменованием, если какой-либо деревянный предмет падал за борт. Это явно предвещало кораблекрушение. Спасти могла только «быстрота реакции»: следовало тотчас же извлечь из воды упавший предмет.
— За едой нельзя было переворачивать булку, от которой отрезан ломоть: в этот момент где-нибудь мог перевернуться корабль!
— В домах рыбаков старались держать только черных кошек: было отмечено, что это уберегает ушедших на промысел от непогоды.
— Провожавшей моряка женщине следовало поглаживать его форменный воротник: только это гарантировало счастливое возвращение из плавания.
В семьях французских рыбаков было принято делать кораблики из хлеба: это, якобы, сохраняло рыбачьи суда.
— Чтобы разогнать штиль, настоящий французский матрос должен был как можно крепче ругаться и громче свистеть: этим он будил заснувшего бога ветров.
— Рыбаки из Сен-Мало уверены, что, если от рыб исходит запах вина, их сородичи заинтересуются этим и сами будут стремиться попасть в рыбацкие сети. Поэтому здесь никогда не оставляют первую пойманную в новом сезоне рыбу, а выбрасывают ее обратно в море, предварительно «напоив».
Если возвращающимся на корабль датским морякам попадалась идущая навстречу женщина в белом фартуке, они сворачивали на другую Дорогу: белый фартук считался Предвестником шторма и гибели.
Аргентинские и бразильские моряки считали звон стеклянной посуды погребальным: чтобы спасти тонущего где-то моряка, надо было быстро положить ладони на зазвеневшие предметы.
Долгое время (вплоть до наших дней) определенные дни недели н числа считались счастливыми и несчастливыми. Например, у испанских мореходов счастливым днем считалась пятница — день выхода в море экспедиции Христофора Колумба. А вот у англичан и французов пятницы, даты 2 февраля и 31 декабря, а также первые понедельники августа считались днями несчастья, так как они совпадали с днями крупнейших кораблекрушений.
Известен случай, происшедший с огромной шхуной «Томас Лоусон», которая в конце 1907 г. на подходе к Английскому каналу была разбита во время шторма о прибрежные скалы о-ва Аннет. Через два часа от стального гиганта остались лишь груды металла, Авария произошла в пятницу 13 декабря, а единственная книга писателя Томаса Лоусона, чье имя дали этой удивительной по размерам и количеству мачт шхуне (мачты, а их было семь, называли, считая от носа, днями недели), называлась именно «Пятница, тринадцатое»...
Моряки многих стран были убеждены, что выход в море 13 числа в понедельник равносилен самоубийству и под всяческими предлогами старались поднять якорь не ранее 00.01 вторника.
Существует легенда об английском капитане Манди (в переводе с английского — «понедельник»), который пытался опровергнуть это поверье. Он в понедельник приступил к командованию судном, которое было спущено на воду в понедельник; более того, он набрал экипаж в понедельник, вышел в море в понедельник и — надо же быть такому совпадению! — потерпел аварию тоже в понедельник.