Другими словами, в Таллине должно быть построено и своевременно введено в эксплуатацию 50 объектов различного назначения, которые мы называем олимпийскими. Попробуем охарактеризовать главнейшие из них. Только прошу извинить за большое количество цифр — без них нам просто не обойтись.
Важнейший объект — это Центр парусного спорта в Пирита, который должен быть в основном построен и сдан яхтсменам к началу финальных соревнований VII Спартакиады Народов СССР, т. е. к 22 июля 1979 г. (Центр этот состоит из гавани и берегового комплекса, в который входят 18 отдельных сооружений, объединенных системой закрытых переходов.
Морская часть акватории гавани ограждается северным и южным молами. Здесь планируется стоянка крейсерских яхт и вспомогательных судов. Парадная часть береговой линии оформляется набережной, в остальных же районах производится лишь укрепление берега. Выполняется большой объем дноуглубительных работ по всей гавани. Сооружаются слипы, устанавливаются стационарные краны для подъема и спуска яхт. Причалы оборудуются водяными колонками и электропитанием.
В речной гавани будут базироваться все швертботы и яхты олимпийских классов. Береговая часть покрывается здесь асфальтом, создается площадка, где будут стоять 400 судов одновременно. Всего же гавани в устье Пирита примут 750 судов.
Строительство идет по плану без отставания. Часть сооружений сдана в 1977 и 1978 гг. Так, уже эксплуатируются речная часть гавани, ограждающие сооружения морской части и слипы; обеспечено размещение 230 судов. Строительство осуществляет СУ-423 треста «Балтморгидрострой»; недавно оно было награждено переходящим вымпелом Оргкомитета «Олимпиада-80» и ВЦСПС за хорошую работу.
Во II квартале 1979 г. будут завершены все работы по сооружению гавани, так что суда участников VII Спартакиады удастся разместить уже не как раньте — скученно, в устье реки, а свободно, с требуемым комфортом.
Информация об изображении
Сегодня на стройке автострады вдоль моря, ведущей к Центру парусного спорта в Пирита
Все береговые сооружения «олимпийской деревни» и яхт-клуба связаны между собой и представляют единый комплекс, состоящий из 2000 больших и малых помещений с общим объемом 245 тыс. м3.
Сегодня на стройке автострады вдоль моря, ведущей к Центру парусного спорта в Пирита
Восемь трехэтажных гостиничных корпусов, расположенных на берегу залива, поднимаются белоснежными террасами: они облицованы панелями из шок-бетона, изготовленными на белом цементе. Каждый номер имеет лоджию и окно во всю наружную стену. Здесь разместятся 632 человека — участники соревнований, тренеры и руководители национальных делегаций. Номера рассчитаны на одного, двух и трех человек. Имеются дополнительные помещения для отдыха, сбора и инструктажа спортсменов, для сушки спортивной одежды. В каждой секции на каждом этаже корпуса оборудованы кухни с электроплитами. Любая команда, если необходимо, может собраться вместе и, скажем, отметить какое-то торжество. Номера обставлены уютной мебелью, в отделке ее преобладают успокаивающие желто-оранжевые цвета.
Между двумя рядами гостиничных корпусов находятся сооружения спорткомплекса и блока общественного питания. Спортзал — трехэтажный (высота 9 м) тренировочный холл размером 22X38 м — перекрывается двухшарнирными арками из прямолинейных элементов коробчатого сечения. Ограждающие конструкции собраны из асбестоцементных утепленных плит по прогонам и легких металлических панелей. Оборудованы общий зал (18X36 м), зал тяжелой атлетики (13X18 м) и два тренажерных зала по 100 м2. На втором этаже тренировочного холла располагается медицинский центр, оснащенный самой современной аппаратурой, включая новейшее оборудование кабинета реанимации. Имеются также кабинеты физиотерапии и зубоврачебный, лечебные души.
Рядом располагается крытый плавательный 25-метровый бассейн на 6 дорожек. В этом же здании (под спортзалом) оборудуются финские бани.
Предприятие общественного питания — четырехэтажное здание, в котором можно одновременно спокойно обслуживать сразу всех олимпийцев — 600 человек. Ресторан-столовая имеет большой зал на 400 человек, универсальный зал на 200 человек для собраний, встреч, банкетов (есть кинопроекционная), бар на 40 мест. На первом этаже находится основной вход в гостиничные корпуса, административные помещения.
Несколько слов о готовности объектов. Шесть гостиничных корпусов уже сданы, на двух (срок сдачи — II квартал) — заканчиваются последние малярные работы, идет оборудование встроенной мебелью. На объектах спорткомплекса общестроительные работы закончены, ведутся внутренние монтажные и штукатурные работы. В блоке общественного питания сейчас работают сантехники, электрики, штукатуры, заканчивается устройство вентиляции. Объекты спортивного комплекса должны быть сданы в эксплуатацию в III, а блок общественного питания — в IV квартале 1979 г.
Ближе к речной гавани, чуть выступая из рядов гостиниц, располагаются корпус технической службы соревнований (пресс-центр) и корпус мастерских. Эти трехэтажные корпуса имеют форму трапеции с одной зубчатой стороной и облицованы снаружи анодированным алюминием зеленого цвета.
В пресс-центре на первом этаже развернулись работы по монтажу двух ЭВМ марки М-7000 для машинной обработки результатов гонок. На XXX Международной Балтийской парусной регате в 1978 г. была произведена эспериментальная проверка АСУ «Парус»; на VII Спартакиаде Народов СССР 1979 г. система будет окончательно проверена и отлажена. Вся текущая информация о ходе гонок на всех трех дистанциях по специальному каналу связи попадет на экран дисплея и одновременно в ЭВМ. Благодаря телевидению и огромному автоматическому электронному табло, установленному на берегу речной гавани, ход соревнований сразу же станет известен окружающим. Журналисты, представители команд, гости получат и оперативную печатную информацию.
На втором этаже здания начинается наладка аппаратуры для нормальной работы непосредственно пресс-центра. Оборудуется 70 постов для работы репортеров, устанавливается 20 переговорных междугородных кабин. Специально подготовлены помещения для сотрудников девяти крупнейших телеграфных агентств. Третий этаж — это телерадиоцентр с соответствующими рабочими местами комментаторов. В пресс-центре создаются все условия для нормальной работы и отдыха более 300 журналистов, которые прибудут для освещения хода парусной регаты.
Корпус сдается в эксплуатацию во II квартале 1979 г.
Точно в таком же корпусе со стороны моря располагаются ремонтные мастерские. Здесь находятся мастерские по обработке дерева и металла, по ремонту яхт из стеклопластика, парусная мастерская, всевозможные склады. На первом этаже размещен гараж для автомашин, электрокаров и подъемников (всего на 35 единиц). В этом корпусе будут находиться различные комиссии, создаваемые для руководства и контроля за ходом соревнований. Здесь сейчас заканчиваются общестроительные работы, корпус будет сдан в эксплуатацию в конце текущего года.
В небольшом техническом корпусе — по оси комплекса — оборудуются электроподстанции, пункт газоснабжения и все другие технические службы.
Эллинги, расположенные перпендикулярно оси олимпийской деревни, перекрываются прямоугольными металлическими фермами с минимальной высотой до низа конструкций 6 м и оборудуются подъемно-транспортными механизмами грузоподъемностью до 5 т. Эллинги в обычное время предназначаются для хранения судов и их снаряжения, а также выполнения небольших по объему ремонтных работ. Они будут вмещать 500 единиц, в том числе 200 швертботов и 160 килевых яхт. Специально оборудуются помещения для сушки парусов, для хранения оснастки (500 рундуков). Устанавливается приспособление для укладки — штабелирования — швертботов. В подсобных помещениях выделяются площади для обмера яхт и парусов, помещения для советских и иностранных фирм, обслуживающих участников олимпиады, отделение связи» фотослужбы, помещения для сушки одежды яхтсменов и т. п.
Замыкает композицию комплекса здание яхт-клуба, выходящее непосредственно в речную часть гавани. Перед ним уже сооружена площадка церемоний: здесь будет проведено торжественное открытие олимпийской парусной регаты, здесь будет гореть огонь московской олимпиады. Само пятиэтажное здание яхт-клуба, напоминающее капитанский мостик корабля (да и весь береговой комплекс сверху очень походит на стоящий у причала бело-зеленый корабль), предназначается для размещения официальных служб регаты. Есть помещения для международного жюри, судей, бюро регаты, секретариата, салоны для почетных гостей. На третьем этаже имеются 18 рабочих мест для комментаторов радио и телевидения, на четвертом — кабинеты гидрометеослужбы, на пятом (на мостике) — пост диспетчерской службы гавани и табло информации. Строители принимают все меры, чтобы в конце мая яхт-клуб был сдан в эксплуатацию и его полностью использовали бы во время проведения всех регат этого года.
Информация об изображении
В одном из новых цехов Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения
Подчеркнем, что предусмотрены все удобства для яхтсменов. После финиша каждый спортсмен тут же в эллингах сможет сложить снаряжение, вымыться под душем, просушить паруса и одежду, отремонтировать все, что нужно. Созданы прекрасные условия для отдыха после гонок, для общефизических тренировок.
В одном из новых цехов Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения
Благоустраивается и хорошеет весь район устья Пирита. На другом берегу реки возведен красивейший пляжный комплекс. В трехэтажной его части размещаются ресторан на 200 мест, банкетный зал, бар, кафе с примыкающей террасой на 300 посетителей. В двухэтажной части — кабины для переодевания на 300 человек, душевые.
Сооружается крупный общественно-торговый центр с объемом помещений в 20 тыс. м3. Кроме торговых помещений для продажи продовольственных и промышленных товаров здесь — на втором этаже оборудуются дом быта, предлагающий услуги по ремонту одежды, обуви, часов, парикмахерская, фотоателье и т. п.
На побережье вдоль пляжей специально для зрителей, наблюдающих за регатой, будут сооружены трибуны на 5 тыс. мест; здесь устанавливаются различные павильоны на 500 мест обслуживания, строится новая большая автостоянка, бензозаправочная станция (на 500 заправок в сутки), закладывается Парк Дружбы народов.
Один из важнейших и сложнейших наших объектов — сооружение нового комплекса экспериментальной верфи спортсудостроения. Таллинская судоверфь оказалась как раз на том месте, где была запроектирована «олимпийская деревня». Пришлось переносить верфь в другой район города — на полуостров Копли. Это делалось без остановки производства: несмотря на непомерные трудности, верфь ни на один день не прерывала работу.
Естественно, одновременно с перенесением верфи предусматривалась и коренная реконструкция производства. Бывшие полукустарные мастерские превращаются в крупнейшее современное предприятие спортивного судостроения. Освоение площадки в Копли началось в 1977 г. Вначале в ангарах были оборудованы временные цеха — стапельный, механический, стеклопластикового производства, а также возведены склады металлов и химикатов, постоянная котельная, капитальный трехэтажный инженерно-бытовой корпус с площадкой для испытания парусов. В 1978 г. был возведен основной производственный корпус с размерами в плане 156X48 м.
После освоения проектной мощности верфь будет выпускать до 1600 спортивных судов различных классов в год, т. е. вдвое больше, чем до переноса и реконструкции. Количество же работающих увеличится лишь на 50%. В новом производственном корпусе суда будут выпускаться поточно-позиционным методом.
В центре города идет строительство новой 28-этаж-ной гостиницы «Олимпия». Монтаж каркаса ее высотной части подошел к концу, развертываются внутренние монтажные работы.
На берегу залива, на Морском бульваре вырастает внушительных размеров (84X122 м) здание — двухэтажный концертно-спортивный зал. Зрительный зал решается в виде полукруглого амфитеатра (радиус его 43 м). Высота застройки делается минимальной, чтобы не закрывать своеобразие силуэта старого города и оставить открытым выход от его центра к морю. Холл приходится делать полузаглубленным. Общая площадь застройки 24715 м2. Зал будет универсальным при зрелищных мероприятиях число зрителей — 6 тыс., при спортивных — 4 тыс. Кроме концертов и торжественных заседаний здесь возможно проведение спортивных игр, соревнований по гимнастике, акробатике, тяжелой атлетике. Сборно-разборный каток даст возможность организовать представления балета на льду и цирка на льду. Нельзя будет проводить только хоккейные встречи и соревнования по фигурному катанию: для этих видов спорта в будущем таллинцы построят другой зал.
В зеленом массиве в Клоостриметса поднялась 314-метровая радиотелевизионная башня. На 194-метровую бетонную ее часть поднята металлическая антенна высотой 120 м. На 165-метровой отметке смонтированы галерея обозрения и кафе. Новая радиотелебашня даст возможность вести цветные передачи с парусной регаты в Таллине, трансляцию и ретрансляцию радио- и телепрограмм из Москвы, в том числе для систем Интервидения и Евровидения. Сейчас технические службы ведут монтаж аппаратуры, строители заканчивают отделку внутри башни.
Введена в эксплуатацию АТС на 3000 номеров в Пирита, вводится в строй АТС в новом районе города — в Мустамяэ. Сдана и новая автоматическая междугородная телефонная станция. На телетайпном центре строится специальная станция для передачи материалов со скоростью, вчетверо большей, чем до сих пор, идет реконструкция УКВ-связи «Алтай». В центре города на площади Виру — в начале магистрали, ведущей к Центру парусного спорта, строится трехэтажный новый почтамт, на первом этаже которого оборудуется международный и междугородный переговорный пункт.
Меняет свой облик и сама магистраль, соединяющая центр города с районом Пирита. Реконструируется улица Нарва маантеэ — от центральной площади Виру до парка Кадриорг. Снесены старые деревянные дома, улица застраивается новыми красивыми многоэтажными зданиями различного назначения. В 160-метровом корпусе республиканского Совета потребительских обществ разместится Эстонское республиканское отделение Внешторгбанка СССР с пунктом по обмену валюты.
У знаменитого памятника «Русалке» создается современная транспортная развязка со светофорами. Отсюда начинается Собственно Пиритское шоссе» ведущее к месту проведения парусной регаты, — скоростная четырехполосная автострада с зеленой аллеей посередине. Для сооружения этой магистрали пришлось отвоевывать часть земли у моря — делать подсыпку. На подсыпке же построена новая 3-километровая набережная, отделенная от моря бетонной стенкой. Набережная подходит к Центру парусного спорта, а дорога, пересекая реку Пирита по двум новым мостам, уходит в район Меривялья.
Преобразуются морские и воздушные ворота города. В аэропорту строится международный аэровокзал — компактное двухэтажное здание с пропускной способностью 700 пассажиров в час. Двускатное шатровое покрытие его напоминает две волны, направленные одна на другую. Для отделки здания применяются базальт, гранит и алюминий, анодированный под старую бронзу.
В морском порту реконструируются два причала для швартовки больших пассажирских судов. Построено новое здание морского вокзала с пропускной способностью 500 пассажиров в час.
Рыболовецкий колхоз им. Кирова, расположенный на окраине города — за районом Пирита, специально оборудует свою гавань Мийдуранна для приема и организации стоянки крейсерских яхт и небольших судов, на которых своим ходом прибудут гости олимпийской регаты. Оборудуются причалы, дом для приема гостей.
Проводятся большие работы по реконструкции магистральных автострад, соединяющих столицу Эстонии с Ленинградом и Ригой.
Эстонское отделение Прибалтийской железной дороги в течение 1979 г. сооружает на станции Юлемпсте стоянку на 5 туристских поездов.
Идет восстановление и благоустройство старинных зданий в заповедной зоне — старом городе, являющемся уникальным историко-архитектурным комплексом.
Объем развернутых работ поистине грандиозен. Нам оказывают помощь строители Литвы, Латвии, Ленинграда. Основные олимпийские объекты объявлены Всесоюзной комсомольской ударной стройкой — на них трудятся сотни юношей и девушек со всех концов Советского Союза. По призыву Таллинского горсовета на общественных началах на стройки вышли тысячи жителей эстонской столицы. Для строителей-добровольцев, работающих на олимпийских объектах, учреждены особые почетные знаки: за 25 часов работы — бронзовый, за 75 — серебряный, за 255 — золотой. И уже многие таллинцы завоевали право на получение этих знаков общественного признания их активной помощи.
Строительство объектов, обеспечивающих проведение регаты, — дело чести всей Эстонии.
Будет сделано все, что нужно, все, что предусмотрено детально продуманным планом, чтобы достойно встретить участников и гостей XXII Олимпиады.