В этом году исполняется 70 лет одному из самых известных и самых красивых парусных судов мира — польскому кораблю «Дар Пемежа». Построено оно было в Гамбурге специально как учебное судне для ВМФ Германии и называлось «Принцесс Эйтель Фридрих», но после I мировой войны сменило флаг и стало французским судном «Кольбер». Служило оно и плавбазой подводных лодок, и даже прогулочной яхтой барона Фореста, пока в 1929 г. не было приобретено Польшей на средства, собранные жителями приморских областей (отсюда и новое название — «Дар Приморья»), Только под польским флагом наплавало оно свыше 330000 миль — больше, чем какой-либо из ныне плавающих учебных парусников мира.
Как бы и сколько бы ни модернизировали «Белый фрегат» — так любовно называют это судне поляки, — пришла пера подумать о замене его новым, более мореходным, снабженным более мощным двигателем, лучше приспособленным для работы и учебы молодых моряков. Принято решение о постройке нового судна силами отечественной промышленности — в Гданьске. Объявлено, что называться оно будет «Дар млодзежи» — «Дар молодежи»; молодежные организации страны уже переводят средства в специальный фонд.
В польском журнале «Меже» опубликованы материалы, дающие представление о тем, каким будет «Дар млодзежи». Проект выполнен под руководством главного конструктора Гданьской верфи им. Ленина Жигмунта Хереня (был капитаном яхты «Отаго» в первой кругосветной гонке «Уайтбред рэйс») на основе эскизных разработок известного яхтенного конструктора Ришарда Лангера.
Первое впечатление, что новый парусник представляет собой несколько увеличенный вариант «Белого фрегата»: сохранено то же вооружение классическим трехмачтовым кораблем (поляки говорят — фрегатом), но общая площадь парусности сделана на 36% больше. Важное отличие — отказ от традиционных бака и юта: судно будет гладкопалубным, что даст возможность увеличить высоту надводного борта на миделе (от КВЛ до непрерывной верхней палубы) с 2,0 м на «Даре Поможа» до 4,0 м. Уже одно это сделает судно более сухим и безопасным при работе на палубе в шторм (кстати сказать, выше релинга предусмотрено поставить сетку, предотвращающую падение за борт). Любопытно, что по сравнению с другими недавно построенными парусниками (барки «Глория», «Гуаяс», корабль «Либертад») «Дар Поможа» выглядит несколько старомодно, так как на нем нет развитых надстроек и рубок и тем более — дымовой трубы.
Бытовые условия соответствуют современным нормам, однако по традиции курсанты во всех четырех кубриках будут спать в подвесных койках. Предусмотрены просторные классы и лекционный зал. Площадь столовой рассчитана на одновременное обслуживание трети максимального числа курсантов. Экипаж будет размещаться в одно- и двухместных каютах, ничем не отличающихся от кают на других новых судах.
Мощность вспомогательной энергетической установки, обеспечивающей ход в штилевых условиях, в узкостях и т. п., в четыре раза выше, чем на «Даре Поможа». Предусмотрена установка ВРШ; это позволит не только улучшить маневренные качества судна, но и снизить сопротивление движению при ходе под парусами — лопасти будут разворачиваться во флюгерное положение — вдоль потока. Очень ценным отличием «Дара млодзежи» от всех эксплуатируемых ныне старых и новых парусников будет установка подруливающего устройства в носовой части судна с отдельным 300-сильным двигателем.
Остается отметить, что разработка проекта уникального судна при полном отсутствии опыта постройки больших парусников представила задачу исключительной сложности, потребовала многих лет дружной работы польских энтузиастов паруса. К разработке деталей вооружения и проводки такелажа были привлечены такие знатоки, как Казимир Юркевич, четверть века служивший на «Даре Поможа» капитаном. Кинематическая модель вооружения выполнена Гданьской яхтенной верфью имени Конрада-Коженевского, расчеты рангоута и стоячего такелажа — в Гданьском морском политехническом институте.
Сравнительные испытания моделей в опытовом бассейне показали, что при ходе в слабые ветра со скоростью 5—8 уз сопротивление спроектированного судна практически будет равно сопротивлению «Дара Поможа», но на высоких скоростях вплоть до 18 уз — на 30% ниже. При несении парусности свыше 800 м2 ходовые качества «Дара млодзежи» будут, во всяком случае, не хуже, чем «Дара Поможа».