В последние десятилетия в нашей стране наряду с гонками на олимпийских дистанциях приобрели широкую популярность соревнования и дальние спортивные плавания на крейсерских яхтах. И если яхтсмену, сидящему на румпеле «Голландца» пли, скажем, «Солинга», необходимы, в основном, высокая физическая и спортивная подготовка лишь при определенном минимуме знаний морской практики, то капитан крейсерской яхты должен быть одинаково хорошо подготовлен и как спортсмен, и как моряк.
предполагает не только умение командовать спортивным парусным судном в дальнем плавании и в многодневных крейсерских гонках, не только высокую штурманскую и морскую подготовку, но и совершенно реальную ответственность за безопасность плавания своего судна и экипажа, сопоставимую с ответственностью капитана любого другого морского судна, согласно Кодексу торгового мореплавания Союза ССР.
Такие капитаны наших крейсерских яхт, как ленинградцы К. Бойков, В- Дерябин и Г. Новак, дальневосточники Г. Боголепов и В. Манн, черноморец Б. Немиров, москвичи 10. Кошелев и Н. Григорьев, волжане Н. Арефьев и В. Банников, известны не только в пределах своих бассейнов. Участники больших крейсерских гонок в своих водах и за рубежом, длительных крейсерских плаваний в наших и сопредельных морях, в Атлантике и в Тихом океане, — эти, как и многие другие, капитаны достойно представляют советский флаг и являются образцом спортсмена. Из их среды выходят высококвалифицированные, имеющие богатый практический опыт инструкторы и тренеры. (По словам мастера спорта международного класса В. Потапова, «именно среди любителей-крейсерщиков и находятся самые горячие энтузиасты, потенциальные наставники молодых яхтсменов»; газ. «Советский спорт», 13 января 1976 г.)
В нашем парусном спорте капитаны крейсерских яхт занимают важное место. И в этой связи было бы своевременным и целесообразным учреждение нагрудного знака для яхтенных капитанов. Такой знак будет свидетельством морской зрелости и высокой квалификации яхтсмена и одновременно достойным отличием человека, готового возглавить яхтенный экипаж в далеком и трудном плавании. Мы глубоко убеждены в том, что учреждение знака яхтенного капитана позволит повысить требования к капитанам крейсерских яхт, закроет путь к командованию ими лицам случайным и слабо подготовленным.
Не сомневаемся, что наше предложение найдет положительный отклик среди яхтсменов и в Федерации парусного спорта СССР. Дело за официальным признанием этого важного шага со стороны Комитета по физической культуре и спорту при СМ СССР. Тогда, по нашему мнению, при помощи сборника «Катера и яхты», с участием самого широкого круга яхтсменов можно будет выработать и утвердить «Положение о знаке яхтенного капитана», приравняв его статут к статуту знака «Мастер спорта СССР».