Судно окрашивает робот
Инженеры фирмы «Универсал кролер» (Великобритания) предлагают использовать для очистки и окраски надводной части судна магнитную тележку-робот с дистанционным управлением. Тележка размерами 1000X750 мм, перемещаясь по поверхностям корпуса, обрабатывает их струями песка и тут же окрашивает. Можно обходиться без громоздких лесов, подвески беседок и т. п. Переносной пункт управления роботом может располагаться как на борту судна, так и на суше.
Киль с рукояткой
В старые времена в выступающих наружу килях малых парусных шлюпок делались прорези, так, чтобы в них можно было просунуть руку. Если судно переворачивалось вверх днищем, люди могли спасаться, держась руками за киль. На самых мелких судах это помогало быстро ставить перевернувшуюся лодку на ровный киль.
Старая идея стала новинкой
В 1863 г. в Америке был взят патент на усовершенствование парусного вооружения. Судно получало двойной комплект мачт: сами мачты сдвигались к бортам и ставились попарно, имели каждая свой стоячий такелаж, но соединялись между собой легкими мостиками на высоте марса. Судно могло нести удвоенную площадь косых парусов.
Эта идея только сейчас начинает находить практическое применение при вооружении катамаранов и проа.
Супертанкер из железобетона
Мировой флот пополняется судами, корпуса которых построены из армированного бетона. Западногерманский журнал «Хобби» указывает, что такие суда дешевле и прочнее стальных и особенно удобны для перевозки жидкого газа.
Недавно одна западногерманская фирма представила проект супертанкера для перевозки сжиженных газов. Длина судна — 290 м, толщина железобетонной обшивки — 60 см. Предполагается постройка серии таких судов.
Сети с радиопередатчиками
В Швеции испытаны рыболовные сети, на поплавках которых в герметичных корпусах смонтированы миниатюрные радиопередатчики. Бортовой радиопеленгатор помогает рыбопромысловому судну легко и быстро обнаруживать сети ночью или в тумане.
Косолапый «боцман»
На Амуре нередко бывают такие туманы, что судам приходится останавливаться и притыкаться к берегу в самых неожиданных местах. Во время одной из таких стоянок в тайге на борт теплохода «Степан Вострецов» забрался... маленький гималайский медвежонок.
Новичок быстро рос, осваивался с экипажем. Когда закончилась навигация, мишку-«боцмана» передали Благовещенской станции юннатов.
Старейшая в мире
«Медея» — самая старая из сохранившихся в мире паровых яхт со стальным корпусом. Построенная в 1904 г. на одной из шведских судоверфей, 200-тонная яхта служила во время первой мировой войны госпитальным судном, а во время второй — базой аэростатов воздушного заграждения.
Недавно яхту купил нефтепромышленник из Лос-Анджелеса — Виттер, который начал собирать подобные памятники старины еще 50 лет назад.
Ирония судьбы
В октябре 1898 г. у западного побережья Англии свирепствовал сильный шторм. В небольшой порт Нейгал в проливе Хеллз-Маут (что буквально можно перевести как «Пасть ада») в поисках убежища зашло много судов. Несколько дней бушевала стихия. Оказались выброшенными на прибрежные скалы и погибли три судна. Но каковы были их названия! «Вера», «Идея» и «Двенадцать апостолов»...
Под всеми подводными парусами
Знаменитый русский ученый Ф. П. Врангель во время путешествия на север вниз по Лене использовал подводные паруса: укрепил на жердях обыкновенный парус и, привязав к нему камни, опустил в глубину. Впоследствии Фердинанд Петрович писал: «Нижнее течение в реке, не будучи подвержено влиянию сильнейшего противного ветра, понесло нас вперед».
Лазеры и землечерпалки
При длительных дноуглубительных работах в море или на крупном водохранилище довольно трудно выдерживать правильное направление: ориентиров, как правило, нет. А когда идет, скажем, прокладка подводных траншей, точность крайне необходима. Специалисты строительной академии ГДР разработали лазерное устройство, позволяющее безошибочно следовать точно по оси трассы.
Судьба капитана
На основе анализа проб, взятых из обнаруженного у берегов Флориды нефтяного поля, был привлечен к суду капитан либерийского танкера. Повестка была вручена через 112 дней после случая сброса нефти в море, когда капитан находился в отпуске и никак не ожидал подобных неприятностей.
По законам США за умышленный сброс нефтепродуктов ему угрожает штраф до 50 тыс. долл. или тюремное заключение на срок до 5 лет, либо и то и другое наказание одновременно.
Где раки зимуют?
Выражение: «Я вам покажу, где раки зимуют», появилось еще при крепостном праве. Помещик посылал провинившегося крестьянина ловить раков зимой, хотя найти их подо льдом очень трудно. Самки зимуют поодиночке в норах, а самцы — большими колониями в глубоких ямах.
Осколки армады
Школьник Саймон Бэртон увлекается подводным плаванием. Погрузившись недавно в 150 м от оживленного пляжа неподалеку от Тайнмута, он обнаружил ни много ни мало, а останки старинного галеона, входившего в испанскую «Непобедимую армаду», разбитую штормами и английским флотом в 1588 г. Сначала Бэртон нашел бронзовую пушку, затем еще два орудия и десятки ядер. Благодаря песку многие предметы, в том числе и изделия из дерева, которые сейчас попадают в руки исследователей, находятся в прекрасном состоянии. Английские ученые склонны считать находку Бэртона одним из важнейших археологических открытий нашего века.
Рыбий «словарь»
Канадский ихтиолог Алэн Эмери утверждает, что научился «разговаривать» с рыбами: ему, якобы, даже удалось получать «ответы» рыб, производя различные движения руками. Приближение вплавь (естественно, под водой!) с вытянутой рукой и согнутыми пальцами неизменно истолковывалось как нападение, «собеседник» немедленно ретировался. Изгиб рук в форма латинского «эс» представляет открытый вызов на честную борьбу: ответом в большинстве случаев является атака.
По мнению Эмери, связь может быть установлена и с помощью воспроизведения тех звуков, которые издают сами рыбы.
Водохранилище в море
Гонконг (4,3 млн. жителей) испытывает все большие трудности с пресной водой. До сих пор ее запасы пополняются в основном за счет сильных летних дождей, однако емкости имеющихся водосборников уже не хватает. Решено строить новое водохранилище на 270 млн. м3. Поскольку территории для размещения такого озера нет, проектировщики обратили взоры в сторону моря. Морской пролив между континентом и островом Хайгх перегораживают двумя дамбами, которые должны выдерживать натиск штормов. Останется лишь «выкачать» соленую воду на участке между дамбами...
Галионы Осло
Изящные носовые украшения старинных судов — скульптуры (за рубежом их называют галионами), когда-то украшавшие носовую часть едва ли не каждого судна, можно увидеть не только в морских музеях, но и на улицах ряда старых портов. В столице Операции Парус-78 Осло таких домов с галионами немало. Как правило, на табличках сказано, с какого судна и когда были демонтированы украшения. Здесь можно увидеть самые старые фигуры, мастерски выполненные из дерева где-то в начале XVIII века. Есть и скульптуры, отлитые из металла, поражающие размерами и затейливостью. К ним относятся галионы с судов «Боливар», «Блэк Принс», «Бретань»...
Город норвежских моряков свято чтит морские традиции прошлого.
Из истории самообслуживания
Почтовое отделение с самообслуживанием существовало уже в XVIII веке в проливе Магеллана. Это была бочка, прикрепленная к скале. Каждое судно, проходя мимо, посылало шлюпку с письмами, которые и бросались в эту бочку; одновременно из нее забиралась вся корреспонденция в те страны, в порты которых предполагало зайти судно.
Этот почтовый ящик находился под опекой всех капитанов, которым приходилось плавать в этом районе.
Первое кругосветное плавание парохода
Первым пароходом, обогнувшим земной шар, был английский военный корабль — колесный шлюп «Возница» (1842—1847 гг.). Путь его был таким: из Англии вокруг Мыса Доброй Надежды — в Сингапур и порты Китая (здесь моряки похоронили своего первого командира). Затем корабль посетил Новую Зеландию и Австралию, Борнео и Цейлон и снова вернулся в Китай. Два года по требованию колониальных властей корабль доставлял различные грузы английским военным гарнизонам. Больше года ушло на ремонтные работы. После этого «Возница» пересек Индийский и Атлантический океаны, достиг берегов Бразилии и уже оттуда возвратился в Англию. Корабль прошел 75696 миль, т. е. втрое больше длины экватора.
Памятник голубю
В ознаменование заслуг перед человеком сооружены памятники многим животным. Под Ленинградом, в Колтушах, установлен памятник собаке. Знаменитый естествоиспытатель Клод Бернар воздвиг памятник лягушке, часто используемой в физиологических опытах.
В Великобритании есть бронзовый памятник голубке, награжденной весной 1942 г. высшей воинской наградой за спасение подводной лодки: она доставила письмо с просьбой о помощи и координатами места аварии.
Сначала стрельцы — потом лоцман
Архангельск — первый торговый порт России. Это и первое торговое судно из-за рубежа, и первая судоверфь, и первая лоцманская служба. Любопытно, что для этого порта еще во времена Ивана Грозного были разработано! первые морские законоположения, четко разграничивающие права и обязанности различных портовых служб.
Право на проводку иностранных судов с моря к Архангельску имели только поименно перечисленные вожи-лоцмана. Но подняться на борт чужого судна лоцман мог лишь после того, как судно посетят особые лица «государевой службы».
Об этом так писалось в царском указе лоцманам (цитируем по «Запискам гидрографического департамента» за 1846 г.): «А прежде сотника и стрельцов вам отнюдь на корабли не ездить. А кто буде помимо вас корабли водить, всех тех людей брать и приводить в съезжую избу — к думнову дворянину или воеводе».