Четвероногие спасатели
Любители морских купаний на среднеземноморских и атлантических пляжах познакомились с новыми сотрудниками французской службы спасания на водах. Это большие — весом до 100 кг — черные ньюфаундленды. Еще в XVIII веке собаки этой породы были известны как надежные помощники рыбаков, помогавшие тянуть сети, не раз спасавшие попадавших в беду людей. Первые тренировки четвероногих спасателей дали обнадеживающие результаты. Ньюфаундленды быстро научились переворачивать на спину потерявших сознание людей и подтаскивать их к берегу. Смелые животные без колебаний прыгают в воду даже с вертолетов, без заметной усталости проплывают до 20 км.
Канал и крысы
«Крысы парализовали судоходство!» — многие газеты перепечатали это сообщение агентства Франс Пресс.
Крысы прогрызли брешь в воротах старого шлюза на канале, соединяющем реки Самбр и Уазу, и вода ушла из 50-километрового судоходного участка канала. 50 барж с грузом оказались на мели.
Царь-якорь
В отличие от царь-пушки и царь-колокола, старинный царь-якорь хранится не в Московском Кремле, а у входа в краеведческий музей в Николаевске-на-Амуре. Якорь высотой 4,8 м и весом 6,1 т найден экскаваторщиками на глубине более трех метров при рытье траншеи на берегу.
Попутно отметим, что в последние годы во многих морских городах страны поддерживают традицию украшать площади и улицы отслужившими свой век якорями. Рекорд держит Ленинград: на сегодня число установленных здесь якорей перевалило за тридцать!
С лодками под мышкой
В австралийском городе Эллис-Спрингс появилась новая традиция— ежегодно проводить свою «Хенлейнскую регату». Свою, потому что их Хенлейнская регата не имеет ничего общего со знаменитыми одноименными состязаниями гребцов, проходящими в Англии.
Вот как регата проходила в Эллис-Спрингсе. Стартовали восьмерки, у которых не было ни много ни мало — днища. Собственно не было и весел, поскольку гонки проводятся... на суше. По сигналу судьи восемь человек, стоящих внутри лодки, подхватывали ее и, падая и спотыкаясь, бежали к финишу, стараясь опередить соперников. Победители получили серебряный кубок, учрежденный сообща несколькими фирмами спортивных товаров.
В чем смысл? Реклама!
Загадки океана
Акустики гидрографического судна, работавшего в Атлантическом океане, услышали в гидрофоне необычный пульсирующий звук. Могучие двойные удары раздавались три раза в минуту, причем источник таинственных звуков двигался под водой со скоростью до 12 км/ч. Установили, что это... удары полутонного сердца кита, работающего, как мотор мощностью 10 л. с. Выяснилось, что прослушать китовый пульс можно только в «часы обеда», когда кит открывает рот и насыщается планктоном. В остальное время десятки тонн китового мяса глушат звуки.
Битва с морской болезнью
Японские ученые предложили новый способ: человеку, совершенно не переносящему качку, вводят в кровь слабый раствор соды. Через несколько дней возникает полная невосприимчивость к укачиванию, которая сохраняется несколько месяцев.
Как при этом действует сода, остается для ученых загадкой.
Сколько воды на земле?
Очень много — около 1,5 млрд. км3. 90% этого запаса сосредоточено в океанах, остальное — на континентах и даже не столько на них, сколько в них: не менее 60 млн. км3 расположено на глубине в несколько сот метров. Пропитывая пористые породы, вода образует огромные подземные бассейны. Несколько меньше воды — около 50 млн. км3 — сосредоточено в верхних слоях земной поверхности на глубине нескольких метров и в почве. Мы видим эту воду в колодцах, в глубоких канавах. Еще меньше — около 20 млн. км3 — это ледники. Всего 750 тыс. км3 воды находится в озерах и только 1 тыс. км3 — в реках. Интересно, что внутри растений и животных содержится воды в шесть раз больше, чем в реках: если бы «выжать» эту воду, ее хватило бы на на питание всех рек в течение двух месяцев.
Реклама и беллетристика
Жюль Верн печатал свой роман «В 80 дней вокруг света» в парижской газете «Тан», а содержание очередных глав по телеграфу сообщали в Нью-Йорк наряду с последними новостями. Когда дело дошло до того, что Филеасу Фоггу оставалось совершить последний бросок из Нью-Йорка в Ливерпуль, автор стал получать из-за океана телеграммы с деловыми предложениями: крупнейшие судовладельческие компании предлагали громадные суммы только за то, чтобы писатель «заставил» своего героя воспользоваться для переезда через океан одним из их реально существующих прославленных пароходов. Жюль Верн отвечал отказом. «Не собираетесь же вы сделать своего Фогга судовладельцем?» — поинтересовался обиженный представитель «Инман-Лайн». «Это идея!» — ответил Жюль Верн, но, пораздумав, нашел более экономичное решение: герой не купил, а зафрахтовал пароход «Генриетта».
Взрывоопасное блюдо
При подготовке блюда из устриц на кухне фешенебельного ресторана в Атланте один из поваров вдруг громко вскрикнул и в ужасе застыл на месте: его нож чуть не раздавил... взрыватель от гранаты, находившийся в ракушке.
Когда водолазы обследовали дно, где была выловлена устрица, выяснилось, что устричная отмель буквально завалена боеприпасами...
С канатом на Олимп
Перетягивание каната — одно из любимейших моряками и древнейших развлечений. Мало кому известно, что в прошлом это и олимпийский вид спорта. Правда, соревнования по перетягиванию каната проводились на Олимпиаде единственный раз в Стокгольме в 1912 г. Каждая команда состояла из восьми человек. Победителями стали хозяева — шведы, серебряными призерами — англичане.
Чистый теоретик
Леонард Эйлер (1707—1783) — великий математик, физик и астроном, основоположник динамики машин и теории корабля — одну из первых своих научных работ посвятил наивыгоднейшему расположению мачт на корабле (премия французской Академии наук) и получил известность как автор формулы для расчета прочности швартовных канатов.
Интересно, что до этого Эйлер не видел ни моря, ни кораблей.
Скорость ради жизни
Байдарка стремительно мчится вниз по течению, скорость которого достигает... 30 км/ч. Человек при этом гребет, напрягая все силы, чтобы оторваться от преследователя — 7-метрового аллигатора.
Это один из эпизодов интереснейшего документального фильма, снятого четырьмя англичанами, завершившими плавание по верховьям Голубого Нила, не имеющее равных по сложности и разнообразию преодоленных опасностей.