Вопрос, рассматриваемый в свете решений XXV съезда КПСС, предусматривающих дальнейшее расширение ассортимента и повышение качества товаров народного потребления, имеет весьма важное значение. Ведь именно стеклопластик позволяет получить высококачественные корпуса малых судов, отличающиеся хорошим товарным видом и отделкой. Применение этого материала позволяет предприятиям-изготовителям реагировать на постоянно изменяющиеся потребности рынка, предлагать новые модели при относительно небольших первоначальных капиталовложениях в новую оснастку. Наконец, при использовании стеклопластика сравнительно просто может быть решена проблема расширения географии производства лодок и катеров для продажи населению — организация на новом месте производства (в небольших масштабах) по уже отработанной технологии и с использованием существующей оснастки не требует значительных затрат, быстро окупает себя.
Начало прошедшей пятилетки ознаменовалось значительным расширением опытно-конструкторских работ по проектированию пластмассовых судов различных типов, по созданию оптимальной технологии переработки стеклопластиков в малом судостроении. Эти работы были в основном сосредоточены в мощном научно-производственном объединении «Ритм». Здесь за полтора десятка лет уже был накоплен значительный опыт, выросли высококвалифицированные кадры, которым под силу было решение сложнейших задач массового производства пластмассовых судов. За годы IX пятилетки в торговую сеть страны было выпущено около 13 тысяч пластмассовых лодок и катеров, впервые организован их выпуск на ряде заводов, расположенных в различных районах страны.
Однако совещание вынуждено было отметить, что в настоящее время достигнутые позиции во многом утрачиваются. В начале прошлого года была демонтирована поточная линия по изготовлению корпусов прогулочных судов методом напыления, прекращен серийный выпуск пластмассовых мотолодок типа «Дракон» и «Темп» и ряда гребных лодок, прекращены опытно-конструкторские работы по использованию прогрессивного метода прессования пластмассовых корпусов в парных формах. В настоящее время постройка пластмассовых судов осуществляется в неоправданно малых количествах — в среднем по 2500 единиц в год и только на четырех предприятиях. НПО «Ритм» практически перестало заниматься дальнейшим совершенствованием технологии мелкого пластмассового судостроения, что является одной из причин сравнительно высокой стоимости лодок из стеклопластика, а нередко — и недостаточно высокого их качества.
Совещание выработало ряд рекомендаций, которые должны оживить работы по широкому применению стеклопластика в малом судостроении. Совещание предложило определить базовые организации по проектированию прогулочно-туристских пластмассовых судов и разработке технологии их производства, заняться изучением возможности использования более дешевого сырья — стеклонаполнителей и смол, продолжить работы по применению нового конструкционного материала — пеностеклопластика на основе микросфер и т. п.
Новые стандарты на пластмассовые суда
С 1 января 1977 г. вводятся два новых отраслевых стандарта, действие которых распространяется на малые суда из стеклопластиков, в том числе на спасательные шлюпки, катера и суда народного потребления.
ОСТ 5.1068—75. Корпуса малых судов из стеклопластика. Расчеты прочности. — Документ содержит рекомендации по определению действующих нагрузок и допускаемых напряжений, а также стандартные расчетные схемы, которые применимы при проектировании катеров и шлюпок длиной до 12 м и пластмассовых судов длиной до 50 м.
ОСТ 5.1066 — 75. Корпуса и корпусные конструкции из стеклопластика. — Приводятся апробированные на практике типовые узлы конструкций судов, катеров и спасательных шлюпок. Специальный раздел посвящен конструкции корпуса прогулочных лодок и катеров.