Все семейство современных многокорпусников — катамараны, тримараны, проа — в большой мере обязано своими высокими скоростями новым материалам: их прочности, малому весу, гладкой поверхности, обеспечивающей минимум трения во всем диапазоне скоростей. Такие материалы, как фанера, стеклопластик, трехслойные конструкции, алюминиевые сплавы, — уже традиционны для многокорпусников. Армоцемент, как будто бы, не из этого ряда. Структура его крупнозерниста, он тяжел и малопластичен; в районах приложения местных нагрузок необходимы особые подкрепления; поверхность получается далеко не глянцевой.
В 1973 г. в Щецине (ПНР) во дворе старого дома можно было видеть громадный 12-метровый корпус, напоминавший нечто среднее между катером и модной яхтой «под старину» — с развитым ютом. Если бы не тонкие отростки, выступающие из бортов (к ним должны крепиться небольшие поплавки), трудно было бы догадаться, что этот корпус — главная часть тримарана. Вероятно, все вместе должно походить на тримаран типа «Оушен бирд» с поплавками небольшого объема (нескладывающимися). Конструктор и строитель тримарана Г. Лойко — поклонник многокорпусников. Он считает, что строить их надо из тяжелых материалов (стали, армоцемента), собирается оснастить свое уникальное судно 100 м2 парусов и твердо верит в удачу.
Вряд ли тяжелый многокорпусник пойдет быстрее легкого! Очевидно, что ферроцемент, так за рубежом называют армоцемент, делают привлекательным его доступность и относительная дешевизна. Во всяком случае применяют ферроцемент и там, где существуют богатые традиции строительства многокорпусников из традиционных материалов.
Десять лет «лошадиный дантист» Роберт Майер не только лечил зубы скаковым лошадям, но и вынашивал идею постройки своими силами судна, на котором можно было бы обогнуть земной шар. Долгие раздумья и сравнения привели его к выводу, что лучшее судно — проа (испытания модели окончательно убедили его в этом), а единственный доступный материал — ферроцемент. И вот Майер летом, работая на треках Массачусетса и Нью-Гэмпшира, все осенние и зимние месяцы стал отдавать постройке экзотического парусника — прямо на участке перед своим домом. Пока части главного корпуса и аутригера стояли за забором, все было хорошо. Но когда все это повезли на верфь для сборки и достройки, любопытные горожане и журналисты, выведенные из состояния равновесия необычным видом узких корпусов с круто загнутыми кверху высокими (до 3 м) серповидными оконечностями, всполошились. Строились всевозможные догадки о назначении неизвестного бетонного сооружения. Владелец верфи, стараясь уберечь своего клиента от зевак, объявил проект секретным, намекнув, что судно предназначено для участия в гонках 1977 г, «против японцев».
Конструктор, который, по словам жены, рожден новатором и бывает глубоко несчастен, когда приходится делать одно и то же — «что-нибудь одинаковое», не без основания назвал будущее судно «Еретиком». Оно явно заслуживает такое название! Представьте себе 24,2-метровый главный корпус проа, соединенный с аутригером (меньшим корпусом) длиной 19,8 м двумя мощными балками шириной по 1,52 м. Ширина главного корпуса 1,68 м, аутригера — 1,07 м; общая ширина судна — 15 м. Как ни кажется невероятным, но основная часть работы по изготовлению секций огромного судна выполнена самим Майером без всякой посторонней помощи. Да и при сборке секций на верфи помогал ему всего один человек.
В главном корпусе большую часть длины (около 15 м) занимает «жилое пространство». На крыле между балками установлена ходовая рубка. В аутригере тоже есть жилые помещения, но более скромные по размерам. В балках расположены танки воды и топлива.
На проа установлен 36-сильный дизель, но главный движитель 32-тонн ого «Еретика» — это паруса общей площадью 240 м2, поднимаемые на двух мачтах, напоминающих ажурные опоры электропередач. По утверждению 52-летнего конструктора, «Еретик» сможет достичь 30-узловых скоростей. (Жена Майера, выступающая в роли пресс-атташе, уверяет, что «он всегда знает, что делает»!) Все управление проа рассчитано на двух человек, но можно будет плавать и в одиночку: ведь судну не надо делать поворотов!
Пока «Еретик» собирали, в городе появилась новая версия о его назначении: теперь все утверждали, что это судно для съемок новой телесерии «Лоцманы Нила». Как бы то ни было, 26 августа 1975 г. «Еретик» впервые коснулся воды. Пока были только краткие упоминания о том, что его испытания прошли успешно.
Трудно сказать, насколько живучим окажется бетонный «Еретик». Опытные конструкторы утверждают, что этот материал — не для экстравагантных многокорпусников. Ведь в «столице» армоцемента Новой Зеландии ничего подобного даже не пытались строить! С другой стороны, на Западном побережье США, как утверждает журнал «Нейшнэл Фишермен», многокорпусники из армоцемента уже участвуют в гонках и дальних плаваниях. И может быть, именно на больших многокорпусниках, у которых вес корпуса относительно меньше, чем на малых, армоцемент как раз и сможет поспорить с традиционные материалами?