Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Парусные суда
  • 2003 год
  • Варианты рулевого комплекса многокорпусной яхты
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Эффективность рулевого комплекса крейсерско-гоночной яхты
Зубчатый ремень для рулевого устройства яхты
Варианты мини-крейсеров из яхты класса «Звездный»
Новые варианты яхты «Рикошет-микро»
Рецензия на книгу «Школа яхтенного рулевого»
Новый вариант прогулочной яхты «Нева-2»
Советы рулевому яхты класса «Дракон»
Размышления о килевом комплексе современной яхты
Многокорпусные яхты из армоцемента
Многокорпусные яхты на океанских дистанциях гонок
Многокорпусные яхты класса «Микро»
Многокорпусные яхты микро-класса сегодня
Килевой вариант крейсерско-гоночной яхты «ЛЭС-750»
Автоматическое рулевое устройство для яхты


Варианты рулевого комплекса многокорпусной яхты

Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 185
          0


Рулевое устройство парусной яхты, как и любого другого судна, — одно из наиболее ответственных и высоконагруженных узлов, которое, к тому же, должно соответствовать условиям эксплуатации. Поднимающиеся рули, в сущности, необходимы на пляжных лодках, лодках, которые можно вытаскивать по слипу или на трейлер. Желательны они и на больших многокорпусных (многомерных) яхтах, которые также вытаскивают на берег, главным образом когда руль не защищен плавником.

Информация об изображенииРис.1. Поднятые рули
Рис.1. Поднятые рули
 
В недалеком прошлом это решалось с помощью рулевой коробки, висящей на транце. Такое решение приемлемо для небольших лодок, а вот для сохранения высоких качеств трейлерных лодок и особенно для высокоскоростных многокорпусников (многомерников) подобная система за транцем создает сложности обеспечения их устойчивого равновесного движения из-за засасывания воздуха при пересечения пером руля водной поверхности (вентиляции руля). Это же становится и частой причиной поломок. Кроме того, из-за излишнего веса коробки на транце возникает дифферентующий момент на корму, поэтому такая система требует очень тщательной конструкторской проработки и точного изготовления, чтобы она стала безотказной в работе.

Более эффективной показала себя рулевая система, уже в течение многих лет испытанная на катамаране "Бумеранг" и тримаране "Золотая рыбка" (рис. 1, а-в).

К числу явных преимуществ подобной схемы относятся следующие:
  • отсутствие лишнего веса за кормой;
  • отсутствие вентиляции пера руля, что увеличивает эффективность рабочей поверхности и уменьшает гидродинамическое сопротивление рулевой системы;
  • возможность уменьшения площади пера руля на 20-25%, поскольку повышается эффективность его работы;
  • уменьшение числа меньше металлических деталей, требующих тщательной обработки. Фактически к таким деталям относится только головка руля, поскольку баллер и "нервюры" пера обрабатываются на месте перед формовкой;
  • снижение веса собственно конструкции, основную ее часть составляет сам баллер.

Рулевая система такой схемы хороша еще и тем, что ее легко демонтировать для мытья, зимнего хранения или перевозки, после чего столь же легко поставить на место. Как видно из приводимых иллюстрациий, данный узел довольно просто пристроить к уже готовому многокорпусному судну и — с большой долей вероятности — улучшить его эксплуатационные характеристики.


Недостатками же подобной схемы следует считать:
  • выступающий из днища "качающийся скег" (более краткое название автору придумать не удалось). Хотя, с одной стороны, на ходу он способствует удержанию лодки на курсе, не ухудшая управляемости, но, с другой, — при повороте оказывает сопротивление боковому движению кормы от действия руля. Это выражается в лишних секундах, затрачиваемых на поворот. Здесь следует помнить, что многокорпусные лодки исключительно легкие, и высокие скорости они достигают именно благодаря подобным "мелочам";
  • открытый в поднятом положении руль, представляющий собой на мелководье или у причала объект, за который купальщикам хочется ухватиться рукой. А поскольку перо со скегом висит на оси, то при этом плечо изгибающего момента, вызванного весом купальщика, составит около метра, что может привести к повреждению данного узла.

Информация об изображенииРис. 2. Плавучий рулевой блок
Рис. 2. Плавучий рулевой блок
 
Модификацией описанной выше системы является "плавучий рулевой блок" (рис. 2, а, б). В зависимости от архитектуры лодки, конструкции ее кормовой части и собственно назначения многокорпусника этот блок может иметь разные конструктивные исполнения, например, как на описанном в "КиЯ" № 173 катамаране "Новара-44г" (рис. 2, в).

Следующим шагом в развитии рулевых систем многокорпусников является руль, показанный на рис. 3. Здесь откидывающийся блок напоминает предыдущий вариант, но баллер как таковой в данном случае отсутствует вовсе. Его роль выполняет вращающийся "колодец пера" в виде цилиндра (рис. 3, а). Возможен и вариант, при котором этот цилиндр может быть изготовлен воедино с пером руля (рис. 3, б). В варианте, показанном на рис. 3, а, перо руля представит собой некое подобие "кинжального шверта", а все остальное будет аналогично ранее описанной модификации.


Информация об изображенииРис. 3. Поворотный рулевой блок
Рис. 3. Поворотный рулевой блок
 
Конструкция этого руля может быть выполнена по-разному. Главное для его будущего строителя — это постараться обеспечить минимальные зазоры между качающимся блоком и корпусом, а также между вращающимся цилиндром и блоком. Автор не видит смысла предлагать сейчас готовое решение данного узла, так как каждый строитель всегда ищет собственные пути облегчения конструкции, упрощения ее изготовления, уменьшения стоимости и увеличения надежности. Например, поворотное устройство качающегося блока можно выполнить и с помощью петли, расположенной на палубе, и в виде цапфы из пенопласта и стеклопластика.

Какими же достоинствами обладает этот вариант рулевого механизма?

1. Становится возможным регулировать площадь пера руля на ходу, так как на больших скоростях для управляемости на курсе рабочая площадь руля может быть значительно уменьшена, что приведет к сокращению лобового сопротивления пера до 80%.

2. Эффективность рулевой системы должна увеличиваться из-за отсутствия щели между "скегом" и пером или между корпусом и пером. Эта щель создает индуктивное гидродинамическое сопротивление из-за перетекания воды.

3. Конструктивно выдвижное устройство может находиться ниже палубы и управляться вручную гидравлической и тросовой системами.

4. При правильно подобранных усилиях в стопорах трения возможно (во избежание серьезных поломок) откидывание всей рулевой системы при ударах о подводные препятствия — даже если руль в момент удара был повернут.

5. Перо руля всегда несложно вынуть для профилактического осмотра и ремонта, а также на стоянке у причала или на мелководье. Механизм легко демонтируется при проведении текущего ремонта или для зимнего хранения, а само перо можно заменить даже на ходу яхты. Интересно, что этот вариант "подднищевого" руля может быть смонтирован и на уже существующих судах — правда, для этого следует трансформировать их кормовые обводы.


К недостаткам подобной конструкции необходимо отнести:
  • необходимость наличия плоской части днища корпуса в корме, так как в противном случае при повороте руля будут образовываться выступы и впадины, увеличивающие сопротивление формы;
  • ограничение (из-за сложности обеспечения плоской части днища значительной ширины) диаметра "плавникового" цилиндра и, следовательно, максимальной хорды пера руля и, соответственно, его площади. Поскольку при определенном удлинении пера будет уменьшаться его относительная толщина, встает вопрос об обеспечении его прочности.

Есть и другие конструктивные ограничения, что требует тщательной проработки. Например, несовпадения центра вращения пера и динамического центра давления. Плечо будет составлять примерно 12-30% хорды пера, в результате чего при больших скоростях могут возникать значительные моменты на румпеле.

Тем не менее эта оригинальная и удобная для использования модификация рулевого устройства может оказаться очень полезной, особенно на многокорпусных судах, продолжительное время эксплуатирующихся на мелководных акваториях. Как уже было сказано выше, заглубление пера руля у такого устройства может быть уменьшено прямо на ходу яхты.

Предлагаемые варианты возможной модернизации рулевого устройства уже готового многокорпусного судна, однако, не дадут заметного эффекта, если само судно тяжелое, с некачественной поверхностью подводной части корпусов и другими недостатками, заложенными на начальном этапе проектирования или появившимися в процессе его постройки.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
К вопросу о самостоятельной постройке многокорпусных судов
Совершенствование обводов глиссирующих катеров
Малошумные пропульсивно-рулевые дизель-электрические приводы
Парус для океанских грузовозов «SkySails»
Высокоскоростные моторные яхты — тенденция или причуда одиночек?
Катер со стреловидным реданом для повышения скорости
Технология изготовления корпуса катера из стеклопластика
Размышления о килевом комплексе современной яхты
Влияние изменения размерений судна на его характеристики
Обводы корпуса скоростного судна повышенной мореходности «FSC»
Малогабаритный водометный движитель со щелевидным соплом
Маленькие хитрости ремонта дюралевых корпусов лодок
Тримаран на подводных крыльях «DAT» не боящийся волнения
Яхта «Distancia 60» с двумя независимыми управляемыми килями
Параметрическая диаграмма водометного движителя при максимальном КПД струи

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Варианты рулевого комплекса многокорпусной яхты

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Печальное открытие — выпускаются ли еще стеклопластиковые суда?
Катер для буксировки парашютиста
Динамически стабилизированный многокорпусный гоночный катер
Исследование динамики парусных яхт
Снова о поперечном редане, или На пороге реданного ренессанса?
Паяльный пруток для ремонта корпусов дюралевых лодок
Моторная яхта-кич «Wally Power 118» Луки Бассани
Из чего делают надувные лодки
Есть ли прогресс в области Personal Water Craft
Какая мощность мотора допустима для моторной лодки?
Топливные элементы на малом судне
Трехмерный киль инженера Лукаса
Водоизмещающе-глиссирующие обводы и оптимальная форма корпуса судна
Заменит ли водоизмещающе-глиссирующее судно быстроходные катамараны?
Прогулочно-спортивные мореходные крейсерские катера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 33 + 36 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории