Конец ушедшего века отмечен небывалым всплеском интереса судостроительных и судоходных компаний к быстроходным водоизмещающим судам большого удлинения, как одно-, так и многокорпусной конструкции. Присущие им высокие пропульсивные и мореходные качества, построечная технологичность, относительно невысокие эксплуатационные затраты способствовали их широкому распространению по всему миру. Тем не менее революционное пришествие "удлиненных" почти не затронуло маломерного моторного флота. Период увлечения узкими водоизмещающими корпусами этих судов миновал около ста лет назад, и тогда была сделана ставка на относительно более широкие, просторные и остойчивые глиссеры.
Малые моторные катамараны с их узкими корпусами нашли ограниченное применение из-за присущих им особенностей — увеличенной габаритной высоты, преимущественно двухдвигательной компоновки, более тяжелой и сложной конструкции корпуса. Надо отметить, что диапазон скоростей переходного к глиссированию режима очень слабо используется "маломерщиками" по той простой причине, что суда обычных, наиболее комфортных размерений обладают при этом невысокими ходовыми качествами, разводят значительную волну и впустую жгут неуклонно дорожающее топливо. А ведь было бы очень заманчиво воспользоваться преимуществами удлиненного корпуса, имеющего сопротивление движению ниже, чем у глиссера, при достаточно высоких скоростях хода в 20-30 км/ч.
Как это часто бывает, несмотря на патентные приоритеты, на практике заграница нас опередила. Австрийская компания "Alsphere", основанная специально для разработки водоизмеще-глиссирующих судов (СВГ) как нового направления в судостроении построила в 2002 г. первое такое судно-прототип для использования его в каналах Венеции. Как известно, местные власти уделяют большое внимание сохранности города-музея, и СВГ, почти не производящее волны на полном ходу, пришлось бы там как нельзя кстати. Результаты испытаний подтвердили правильность проектной концепции и практически совпали с данными прошлой нашей публикации. Фирма-строитель отмечает все преимущества СВГ, отраженные в свое время Ю. Лобынцевым, и естественно, основ гидродинамики СВГ она не раскрывает — на очереди заказы от США, Японии и ЕС.
В этой связи предложение автора не теряет актуальности как для профессиональных судостроителей, так и для любителей-самостройщиков. Скажем, судно длиной 5-6 м и водоизмещением около тонны, выполненное по предложенной схеме, почти ничем не отличалось бы конструктивно и технологически от обычного малого водоизмещающего катера, но при этом требовало бы для достижения крейсерской скорости в 2022 км/ч всего 12-15 л.с. мощности, и расходовало менее четверти литра топлива на километр пути. Не менее интересно попытаться оснастить его парусом (благо длинным эффективным килем СВГ обладает изначально) — и мы получим быстроходный мотосейлер, конструктивно не осложненный двухрежимностью обводов. Есть обширное поле для экспериментов по уменьшению смоченной поверхности судна. Пожалуй, единственный недостаток СВГ — увеличенная осадка — будет с лихвой компенсирован его преимуществами.