Такие стилизованные под рыбацкие суда — явление в основном северное; они популярны в первую очередь там, где пассажиры значительную часть времени вынуждены проводить не на открытой палубе, а во внутренних помещениях. Главными критериями оценки подобных траулеров являются не изысканный дизайн и роскошь интерьеров и даже не показатели скорости на гладкой воде, а обитаемость во время плавания в реальных условиях, способность поддерживать приемлемую скорость на морском волнении.
Эти стилизованные катера не рассчитаны на длительные выходы в океан, но их можно назвать судами класса "река—море". В качестве примера их возможностей упомянем 13 500мильное плавание французского траулера "L'Aquanaut" через Германию и Швецию в Санкт-Петербург и обратно вдоль южного берега Балтики, продемонстрировавшее достоинства подобных судов и на внутренних путях, и в открытом море.
Отметим, что при всей размытости термина "моторная яхта" его как-то не принято использовать, говоря о типичных малых траулерах, даже если они имеют скорость до 30 уз и престижны точно так же, как джипы, чьи прародители были скромными военными "виллисами" среди "мерседесов". Нам скорее подходит выражение "быстроходный семейный дейкрейсер в стиле траулера"... А вот в названии больших и уже далеко не типичных траулеров, длиной свыше 13-14 м, ряда французских и итальянских фирм (например, "Island Gypsy", "Nautica", "Ocean Alexander") используется сочетание "motoryacht".
Информация об изображении
На фоне обычных рыболовных судов катера изысканных форм смотрелись бы слишком вызывающе
Траулеры, о которых идет речь, в отличие от траулеров рыбопромыслового флота и от тральщиков ВМФ, не имеют ничего общего с тралами как таковыми1. Официально термин "траулер" применительно к судам прогулочным не принят и не фигурирует ни в одном из морских словарей, хотя при всей своей расплывчатости понятен и известен уже много лет, тем более, что на сегодня подобные стилизованные катера серийно выпускаются чуть ли не двадцатью предприятиями в США, Канаде, Финляндии, Норвегии, Швеции, Франции и т. д.
На фоне обычных рыболовных судов катера изысканных форм смотрелись бы слишком вызывающе
Попробуем разобраться, как такое могло произойти?
Родословная
Классический малый рыболовный траулер всегда отличали исключительно высокие мореходные качества и в первую очередь — повышенная остойчивость, совершенно необходимая для безопасного подъема через борт трала с уловом (при обычной для мелких судов бортовой схеме траления). Траулер имел максимально возможную свободную площадь рабочей палубы, надежно огражденную фальшбортом, это было необходимо для укладки сетей, размещения подъемных устройств и приема улова. Для работы со снастями следовало предусмотреть свободный проход вдоль бортов, а это обусловливало "островное" расположение рулевой рубки. Эта рубка, занимавшая не более 30-35% длины корпуса, должна была быть достаточно высокой и обеспечивать круговой обзор: шкипер, как правило, управлял судном стоя и ему очень важно было видеть все происходящее рядом; требовалась и ювелирная точность управления судном при всех операциях с буксируемым тралом, и умение отслеживать волну. Неслучайно, говоря о рубке рыболовного траулера, иногда используют выражение "пилотхауз" (pilothouse), имея в виду аналогию с высокой и удобной лоцманской рубкой или, точнее, рубкой лоцманского бота, к управляемости которого тоже предъявляются особо высокие требования. О внешнем виде такой рубки особо не задумывались, тем более, что зализанные формы рубки на обычных для рыболовных судов скоростях до 12-14 уз были не нужны. На длительное пребывание в море такое судно не рассчитывали — сразу же доставляли улов, пересыпанный льдом, на базу, так что спальные места можно было не оборудовать; обходились рыбаки и без камбуза, а вот способность выходить в море практически при любой погоде выгодно отличала суда данного типа.
Можно предположить, что первые прогулочные траулеры были теми же самыми промысловыми судами, отслужившими свое и используемыми для отдыха отставного моряка с семейством. Разумеется, с них снимали ненужное оборудование, а рулевую рубку увеличивали — несколько продляли в корму, чтобы разместить бытовые помещения. В дальнейшем такой вариант оценили по достоинству и начали проектировать подобные суда, с самого начала предназначенные для семейных прогулочных выходов. Естественно, появились такие "бывшие" траулеры в районах развитого морского рыболовства; в местах скопления малых промысловых судов они, по крайней мере внешне, ничем не выделялись среди своих рабочих прототипов с их традиционными, сугубо функциональными, но малоэстетичными формами. Это кровное родство не могло не сказаться на основных чертах современных прогулочных траулеров, более или менее стилизованных под промысловое судно; чисто условным упоминанием слова "траулер" теперь лишь подчеркиваются высокая надежность и мореходность модели, а также наличие высокой, удобной для управления рубки.
Первый прогулочный траулер специальной постройки выпустила на рынок американская компания "Grand Banks" (имеющая производства в Сингапуре и Малайзии). По идее основателя фирмы Роберта Ньютона его компаньон инженер Кен Смит в 1962 г. разработал проект 10.8метрового деревянного траулера "Spray", на базе которого в следующем году был создан первый серийный одновальный дизельный "36-фу-товик", неслучайно называемый легендарным. На нем были оборудованы две просторные каюты и салон, в которых человек нормального роста мог выпрямиться; имелись камбуз и санузлы. Дальность плавания без дозаправки составляла 1100 миль при 8-узловой крейсерской скорости. При постоянном совершенствовании модели число построенных траулеров "Grand Banks 36" давно уже перевалило за 1100. Впрочем, это не рекорд, ибо следующая — несколько увеличенная 42-футовая модель пользовалась (и пользуется) еще большим спросом: таких траулеров построено более 1300! Сразу же отметим, что с каждым годом скорости траулеров все больше отличались от свойственных судам промысловым — возрастали до 20-25-30-32 уз. И характерно, что легендарная 36-футовая модель "Classic" — единственная, имеющая категорию "В" (выход в прибрежные районы моря); начиная с 42футовой, все остальные модели "Grand Banks" имеют категорию "А".
На сегодня заводы компании выпускают стеклопластиковые суда 18 моделей длиной от 9.7 до 22 м (3275 футов) и стоимостью от 336 тыс. до 1880 тыс. евро, но траулерами в нашем понимании можно назвать только самые малые из них. Как сообщает фирма, суда с этой маркой, напоминающей о Большой Ньюфаундлендской банке — центре североатлантического промыслового района, можно встретить под флагами 35 стран мира.
Основные черты
Информация об изображении
Серийная модель мирового рекордсмена по числу выпущенных единиц — 42-футовика "Grand Banks Classic"
Первое, что отличает современный малый траулер, это высокая и несколько старомодная по форме рубка (прямоугольные очертания, квадратные окна). Рубка с высотой до подволока 1.90-1.95 м занимает уже около 60% длины судна, поскольку в едином объеме размещены не только пост управления, но и салон с камбузом. Это объясняется тем, что владелец судна чаще всего сам управляет им и, как правило, не хочет отделяться от семьи. Обязательное наличие прохода вдоль бортов — это не просто принятая при планировке "walkaround" узенькая "потопчина", а именно свободный и хорошо защищенный фальшбортом и релингом проход шириной не менее 350-450 мм. Минимально возможные размерения траулера как раз и диктуются в первую очередь шириной. Если считать необходимостью размещение у лобовой стенки рубки поста управления, двери в нижнюю носовую каюту и места для работающего с картой помощника рулевого и приплюсовать к занимаемой ими ширине размер двух проходов вдоль бортов, получается около 2.8-3 м. При обычном для быстроходных малых катеров отношении длины к ширине порядка 2.8 это и диктует минимальную длину 7.8-8 м.
Серийная модель мирового рекордсмена по числу выпущенных единиц — 42-футовика "Grand Banks Classic"
С возрастанием размерений траулеры — моторные яхты — движутся уже в режиме, близком к водоизмещающему; соответственно отношение длины к ширине возрастает до 3.3-3.5 и минимальная длина увеличивается до 10.5-12 м. На таких катерах обычно появляется летучий мостик или, как минимум, крыша рубки используется как солярий. Разумеется, чем крупнее катер, тем больше размываются унаследованные от промыслового траулера черты, он все более принимает привычный облик традиционных для данного региона крейсерских катеров с развитыми надстройками, занимающими практически всю длину корпуса. Формы судна, включая рисунок окон, приобретают модные очертания, подчеркивающие стремительность облика, появляются и различные "архитектурные излишества".
Так, турецкая фирма "Peer Gynt", специализирующаяся на выпуске траулеров, рекламирует строящийся по проекту Ван дер Вельдена огромное (38 м) судно "экспедиционного стиля" с дальностью плавания 6000 миль (10-узловым ходом).
Кстати сказать, название "траулер" теперь используют даже строители двухкорпусников: фирма "Trawler Pajot", стараясь подчеркнуть большую высоту борта, значительный район плавания и наличие летучего мостика серийных катамаранов "Greenland", "Maryland" и "Cumberland" (длиной 34 - 44 фута) так и именуют их "траулеры-катамараны".
Однако подчеркнем, что наибольший интерес с точки зрения профессиональной представляют именно малые — длиной 8-12 м — траулеры. И дело не только в том, что они не столь дороги и более доступны для самостоятельной постройки: здесь от проектанта требуется подлинное мастерство компоновки, так как разместить спальные каюты и придать столь небольшому судну с непропорционально высокой рубкой цельный гармоничный вид очень сложно.
Напомним, что в "КиЯ" №160 была напечатана статья об одной из базовых моделей хорошо известного во всем мире финского семейства из шести траулеров "Targa". Заметим, что эта 27-футовая "Targa-27", спроектированная в 1983 г. Иоханом Карпеланом, оказалась настолько удачной по всем показателям, что уже более двадцати лет выпускается без особых изменений; она с успехом эксплуатируется и как универсальный (многоцелевой) рабочий катер, и как вариант относительно недорогой (порядка 100-150 тысяч евро) "семейной моторной яхты" со скоростью до 32 уз.
В "КиЯ" №187 помещены результаты редакционных испытаний другого финского траулера — "Nord Star Patrol", чуть более крупного (31 фут) и подходящего как для патрульной службы, так и для любителей быстрой езды. Его максимальная скорость увеличена до 42 уз.
На этот раз приведем для сравнения материалы по двум траулерам — 31-футовому "Targa" и 37-футовой модели "Rhea 1100" французской фирмы "Rhea Marine" (г. Ла-Рошель).
В табличной форме приведены основные данные типичных траулеров длиной до 12 м.
Корпус
В силу нечеткости скоростных пределов построенных судов данного класса, формы их корпусов достаточно разнообразны. Голландцы, исторически предпочитающие путешествовать внутренними водными путями и потому уделяющие особое внимание низкому волнообразованию, строят "траулероподобные" стальные моторные яхты для режима чистого плавания с U-образными классическими формами подводной части. Не стесненные скоростными ограничениями морские траулеры, нуждающиеся для успешного противостояния стихии в дополнительной мощности, чаще всего проектируют под переходный режим движения — с широкой транцевой кормой, килеватостью днища 20-22°,а иногда и развитой седловатостью палубы. Финны, несмотря на приписываемую им медлительность, ориентируются исключительно на более быстроходные варианты со скоростью хода 30-35 и даже до 45 уз; соответственно такие "траулеры" имеют типичные глиссирующие килеватые формы корпуса, как бы ни противоречило это, казалось бы, самой концепции всепогодного морского трудяги-тяжеловоза.
Первые потребительские траулеры нашего 10-12-метрового размера строились из дерева, и это также было унаследовано как стилизаторский прием при всеобщем переходе малого судостроения на стеклопластик: суда часто имеют "клинкерную" обшивку борта, как бы выполненную из досок кромка на кромку. Из пластика строят даже довольно большие катера "Grand Banks", хотя при таком размере (15-20 м) уже становится выгодным использование стали. Голландские "Pedro", напротив, делают стальными начиная с длины 9 м, причем качество изготовления корпусов настолько высоко, что внешне их не отличить от пластиковых. Но если тихоходный вариант еще можно построить из стали, то глиссирующие траулеры однозначно строят пластиковыми. Высокая надстройка осложняет выполнение требований остойчивости, поэтому, как правило, ее делают из алюминия.
Моторная установка
Не слишком выгодный для большинства траулеров полуглиссирующий режим движения в условиях повышенного волнения предполагает использование среднеоборотных дизельных двигателей с передачей мощности на винт посредством прямого наклонного вала — компоновка не очень шумная, развивающая высокий упор, но увеличивающая габаритную осадку, что налагает определенные ограничения на выбор района плавания. Встречаются как одно-, так и двухмоторные установки; здесь определяющими факторами являются предпочтения владельца. Пониженные маневренные качества одновинтовых компоновок компенсируются установкой подруливающих носовых устройств. На быстроходных вариантах возможно применение поворотно-откидных колонок и даже водометов, следствием чего становятся повышенная проходимость, маневренность, удобство обслуживания, но эти характеристики уже подходят не столько для частных дейкрейсеров, сколько для служебных катеров.
Однако на сегодня наиболее типичным вариантом остается надежная двухмоторная установка с наклонным валом и расположением моторного отсека в районе миделя. Заметим, что фирмы даже для серийных моделей зачастую не приводят значения максимальных скоростей и расходов топлива, оставляя решение этого вопроса на усмотрение заказчика. Необходимую скорость (естественно, в каких-то пределах) обеспечивают заменой марки (и мощности) дизеля; при установке двигателей в средней части судна изменение нагрузки обычно не вызывает сколько-нибудь серьезной переработки проекта.
Запасы топлива на траулерах нашего размера (9-12 м) начинаются с 400 л и обычно достигают 1500, а на некоторых моделях даже 1800 л. С таким бункером можно пройти экономичным ходом не одну тысячу миль, что и предполагает океанская категория района плавания.
Рассмотренные материалы дают основание утверждать, что мореходные и скоростные прогулочные суда, чисто условно называемые траулерами, составляют отдельную специфическую группу, которая заслуживает внимания и может оказаться перспективной для многих районов нашей страны.
Примечания
1. Попутно заметим, что все эти термины ведут историю от латинского слова traqula, означающего "рыболовная сеть, невод".