Основные данные яхты «Nord Star Patrol 31»
Длина наибольшая, м | 10.1 |
Ширина наибольшая, м | 3.15 |
Водоизмещение порожнем, кг | ок. 5000 |
Спальные места | 4+1 |
Запас топлива, л | 700 |
Запас питьевой воды, л | 150 |
Мощность двигателей, л.с. | 2 х 260...570 |
Заявленная скорость, уз | 28.45 |
Заявленная скорость, км/ч | (52.83) |
Категория района плавания IMCI CE | B |
У соседей-скандинавов существует специфический класс малых судов, представители которого пока крайне редки на наших лодочных стоянках. Характерный их силуэт вызывает ассоциации со словом «траулер», хотя к настоящим траулерам, тихоходным экономичным лайбам для длительных и спокойных путешествий, эти мощные и скоростные катера относиться никак не могут. Назовем их «альтернативными моторными яхтами».
Эти яхты лишены гламурности, внешнего лоска. В их облике нет никаких стилизаций; все подчинено главной цели: ходить в открытых непогоде морях. Корпус высокобортен и прочен, планировка палубы предоставляет доступ к борту по всему периметру, в каютах тепло и сухо, комфортно ровно настолько, насколько это необходимо истинному мореходу. Такой катер для знающего толк покупателя, по меньшей мере, «второй» и, скорее всего, на всю оставшуюся жизнь.
Наш журнал (№160) уже писал о мореходных финских катерах «Тарга», активно используемых как государственными службами, так и частными потребителями во многих странах Европы и мира. Сегодня расскажем об однотипных судах «Nord Star Patrol» производства финской же компании «Linex Boat Oy». Верфь-строитель расположена в городе Кяльвия на севере страны и представляет собой малое семейное предприятие, основанное еще в 1920 г. Сивертом Линдквистом. За годы работы фирмой выпущено около 3000 малых судов от 6 до 12 м длиной, в которых сконцентрирован опыт и профессионализм уже трех поколений финских судостроителей.
Мы неслучайно упомянули здесь о катерах семейства «Тарга». «Nord Star Patrol» настолько близки к ним архитектурно, что с первого взгляда можно принять их за продукцию одного предприятия. На хельсинкской выставке UIVA—2003 они даже стояли у одного бона. И все-таки это разные суда, прежде всего вследствие отличий в идеологии маркетинга. Основная часть катеров «Тарга» — порядка 85% — идет на экспорт. Строящая их компания «Botnia Marin» — мощное предприятие с поточным производством и численностью персонала более 100 человек. Маленькая же семейная фирма с не меньшим успехом может строить катера такого же класса, более гибко реагируя на запросы индивидуальных потребителей, при этом цена полностью оборудованного судна при равном качестве оказывается ниже.
На борту
В серии «Nord Star» сейчас две модели: «Patrol 24» и «Patrol 31» длиной соответственно 7.8 и 10.1 м. Отличаются они друг от друга общим расположением: у меньшей — одна «спальная» каюта, у большей их две. С «31-й», более крупной, моделью нам довелось познакомиться поближе. Первое впечатление, возникающее на палубе, — высочайшая добротность конструкции. Пластик фальшборта и рубки глянцевит и жёсток. Кругом нержавеющие и тиковые релинги, в любом месте есть за что ухватиться при качке. Иллюминаторы, двери и люки — в качественно изготовленных алюминиевых рамах от известного финского производителя. Проходы по бортам — уже не маломерные «потопчины», они по-морскому широки и надежно защищены леерным ограждением. Небольшой кормовой кокпит пустой, закрывается тентом; почти всю его площадь занимает подъемный люк машинного отделения. Через две «калиточки» в кормовом фальшборте можно спуститься на выносную транцевую платформу. На крыше рубки, куда ведет простой металлический трап на задней стенке — дублирующий пост управления, опциональная часть оборудования. Вход в рубку — с трех сторон: с обоих бортов и с кормы. Это значит, что при любом маневрировании шкиперу (именно так хочется называть здесь водителя) не придется задумываться, каким путем пробраться в то или иное место на судне.
Лобовые окна имеют характерный наклон вперед, выгоду которого легко оценить, особенно ночью — при взгляде изнутри в них не отражаются светлые элементы приборной панели. Общее расположение рубки, пожалуй, несколько стеснено, пройти по изогнутому проходу к кормовой двери, не задев ни одной детали оборудования, вряд ли удастся. В данном случае стесненность рубки — плата за простор на палубе. Зато высота подволока в ней отвечает «настоящим» судовым стандартам — 1.95 м, а оборудование включает все, что требуется для дальнего путешествия: камбуз с плиткой и мойкой вдоль правого борта, обеденный уголок с мягким угловым диваном и полномерный санузел с душем по левому, холодильник под креслом водителя. В отделке везде использованы натуральное красное дерево и тиковая фанера. Для того чтобы сэкономить дефицитную жилплощадь, в конструкции стола применен фирменный прием «Тарги»: при уборке он сдвигается по поддерживающему пиллерсу вверх, к подволоку, и, кроме того, может быть уменьшен почти вдвое за счет складывания вниз боковой секции.
В отличие от тесноватой рубки носовая спальная каюта — это настоящий триумф просторности. Высокобортный корпус, дополненный капом на носовой палубе, позволяет стоять в каюте в полный рост, чем может похвастать далеко не каждый катер с подобной планировкой. Благодаря этому внутреннее оборудование — шкафы, полки, кстати тоже из красного дерева, — выглядят уже как полноценная «домашняя» мебель, добавляя весомого уюта.
Вторая спальная каюта на двоих, значительно меньшего размера, но все-таки не яхтенный «гроб», располагается под палубой салона, вход — со стороны кормы. Все просто, функционально и исполнено особого спокойного достоинства, подобного тому, какое имеют люди, знающие себе цену, но не бравирующие этим знанием всуе. Единственное, в чем финские конструкторы, на наш взгляд, перегнули палку скромности, это в излишней простоте приборной панели, выполненной из дешевого пластика под карельскую березу, к тому же совершенно не гармонировавшего с красным деревом остального оборудования. Столь же просто выглядела и наружная палуба, покрытая не натуральной тиковой рейкой, а пластиком под тик. Вероятно, концепция «второго» судна допускает подобные упрощения, но наш потребитель вряд ли воспринял бы их адекватно. К счастью, малая верфь легко сможет перестроить производственный цикл и изготовить практически любую желаемую клиентом отделку.
На воде
Представители фирмы-дилера продемонстрировали нам ходовые качества катера «Patrol 31». Благодаря носовому подруливающему устройству и раздельному управлению оборотами двух дизелей «Volvo Penta» KAD 300 по 286 л.с., работающих на пару поворотно-откидных колонок DuoProp, катер легко выбрался из тесной марины на простор балтийского фьорда. С погодой нам «не повезло»: волна не превышала одного-двух баллов на самых ветреных участках, поэтому оценить в полной мере преимущества «морского внедорожника» категории района плавания B, как представляет катер рекламный проспект, не удалось. Судно с пятью пассажирами на полном ходу в 42 уз, противоречащим его траулерному облику «смотрело» на волну буквально сверху вниз, т. е. мы ее совершенно не чувствовали. Лишь на крыше рубки, на низеньком сиденье дублирующего рулевого поста, с которого едва не сдувало встречным ветром, ощущалась небольшая дрожь конструкций.
До крейсерской скорости 20 уз судно разгонялось за 12 с, при этом почти не дифферентуясь на корму. Гидравлика управления позволяла с полного хода легко закладывать виражи диаметром в пять-шесть длин корпуса при внутреннем крене не более 20°.
На корме шум дизелей был довольно силен, однако стоило закрыть двери рубки — и внутри можно было разговаривать не напрягаясь, как в салоне электрички. Топливный бак в 700 л объемом позволяет пройти экономичным крейсерским ходом в 30 уз более 300 миль (около 580 км).
По специальному пожеланию заказчика катер может быть оборудован надежными водометными движителями.
Резюме
Катер из разряда недешевых, исключительно прочный и мореходный. Предназначен для поднаторевшего в практике мореплавания покупателя, а вот для представительских целей не слишком хорош из-за скромного, «трудового», дизайна и относительно тесноватого салона рубки. Это судно должно ходить далеко и долго, ведомое активным любителем быстрой перемены мест; именно в продолжительных путешествиях по морям и крупным озерам оно проявит свои лучшие качества.