Трагедия произошла на старте ралли Казань—Тольятти, проводившегося во второй раз. Это самодеятельное соревнование впервые состоялось в 2002 г., тогда в нем приняли участие 14 экипажей туристов-парусников из Жуковского, Москвы, Новосибирска и Тольятти. В этом году на ралли приехали только три московских экипажа: "М18" (рулевой М.Химшиашвили, экипаж — 3 чел.), "М450" (рулевой И.Виговской, экипаж — 2 чел.) и "М492" Р.Морозова, что фактически делало проведение соревнований как таковых бессмысленным: по принятым правилам лодки попадали в два разных класса.
При подготовке лодок к гонке экипажи совместными усилиями устранили несколько поломок, в том числе раздавшуюся на "М492" заделку одного из крепящих поплавки тросов (о конструкции катамарана, представлявшего собой существенно переделанный "Простор", см. ниже), также на его грот были нашиты прежде отсутствующие рифы. 1 мая был сделан пробный выход.
Старт был дан с пляжа яхт-клуба "Локомотив" в 13 ч. Скорость ветра оценивалась участниками в 7-8 м/с, на Волге виднелись отдельные барашки. Так как на открытой воде ветер мог быть сильнее, решили выходить под рифами. Впервые установленный на "М492" стаксель был скручен на штаге и завязан; шкоты даже не заведены. Отметим, что, по имеющимся данным метеослужб, в это время (и в последующие три часа) западный ветер достигал 12-13 м/с.
Короткую лавировку для выхода из-за косы пляжа первым прошел катамаран "М450" И.Виговского, две другие лодки отстали. Под зарифленным гротом "М450" (тоже переделанный "Простор") шел уверенно и без каких-либо проблем, максимальная волна на Волге была примерно до 0.8 м.
Через 3 часа "М450" находился уже у Шеланги (27 км от места старта), где было решено остановиться и подождать отставших. Вскоре благополучно подошел катамаран "М18", а "М492" не был виден и на вызовы по телефону не отвечал. В 16 ч 45 мин раздался звонок из ЛОВД на речном транспорте Казани о гибели Р.Морозова и Д.Забуженко (милиция нашла среди документов записку с номером телефона Я.Гольдина, проводившего ралли и шедшего на "М450" матросом).
Что известно об аварии
Около 16 ч в районе поворотного буя № 20 у Победиловского рейда с теплохода "Дунайский-27" были замечены плывшие на расстоянии примерно 400 м друг от друга оранжевые надувные баллоны, а вскоре на судне услышали крики и увидели двух человек в спас-жилетах. Один из них поддерживал другого и звал на помощь. "Дунайский-27" отцепил баржу и начал маневр на сближение, однако подойти за пределами судового хода не смог. Сбросили весельную шлюпку, но добраться до людей в условиях сильного волнения и ветра на этой шлюпке тоже не удалось. Тогда с буксира связались с подходившим пассажирским теплоходом "Москва-160", который, имея небольшую осадку, смог подойти и поднять людей на борт.
Роман к этому моменту уже был без признаков жизни, Дима держался дольше, но и его спасти не удалось — умер по пути в больницу от переохлаждения. Роман был одет в неопреновые гидрокостюм и носки, Дмитрий — в обычный тренировочный костюм, однако благодаря плотному телосложению продержался дольше, и не бросил товарища, а пытался плыть с ним к берегу.
Вместе с людьми подобрали гермоупаковку с вещами и рюкзак, в котором оказались приборы: SB-рация, мобильный телефон, GPS "Garmin 2 map", фотоаппарат. Все это промокло и вышло из строя.
Свидетелей самой аварии нет, лодка не была найдена. Опрошенные казанскими парусниками рыбаки видели идущие катамараны, но не заметили, чтобы кто-то тонул. Поэтому можно только строить предположения о случившемся.
Авария произошла, судя по всему, в интервале от 15 ч до 15 ч 45 мин. При этом катамаран прошел всего около 5 км до места гибели. Две другие лодки, идя с такой же примерно парусностью, в это время были уже где-то в 20 км от Казани, приближаясь к Шеланге. Такой разрыв невозможно объяснить лишь худшими ходовыми качествами "М492" на короткой начальной лавировке. Но, отстав на этой лавировке (рифы-то были взяты впервые, наверняка лодка оказалась не уцентрована и на ветер выходила плохо), Роман мог решить разрифиться или попытаться задействовать стаксель — он рвался на эту гонку и мечтал о победе...
Может быть, после старта произошла какая-то поломка, и экипаж останавливался для ее исправления. Впрочем, авария могла начаться и с отрыва одного баллона из-за удара волны или, что вероятнее, с оверкиля. Загрузка вещами дополнительной грузовой палубы впереди вместе с удлинением кормовой части штатных баллонов "Простора" способствовали зарыванию носов в волну и перевороту через нос, особенно если матрос пошел вперед достать что-нибудь из вещей или завести стаксель-шкоты. Наконец, нельзя исключить и столкновения с другим судном — сильный удар объяснил бы ссадины, обнаруженные у погибших. Но они могли получить их и при перевороте, и при подъеме на судно.
Обстоятельства трагедии разбирались и бурно обсуждались и в интернет-сообществе парусников, и в Московском парусно-туристском клубе. Важные детали обнаружились на веб-сайте погибшего рулевого, собирались свидетельства людей, видевших лодку и ходивших на ней. Горьким оказался этот урок...
Переделка катамарана "Простор"
Катамаран "Простор" имеет у туристов-парусников репутацию скорее прогулочного, чем походного судна. Однако после усиления ряда известных слабых мест конструкции и замены штатных баллонов на новые из прочной ПВХ ткани "Простор" становится вполне надежным и мореходным судном. Р.Морозов приобрел катамаран с рук уже в серьезно переделанном виде. Ряд изменений — установка дополнительных балок, шпрюйта с тросовыми растяжками под подмачтовую балку, центрального шверта и руля, замена гика и др. — вполне оправданны, во всяком случае они не ухудшают безопасность плавания.
Правда, высоту мачты немного увеличили, а все поперечные балки для удобства транспортировки укоротили до 2 м — значит, ширина катамарана стала на 20 см меньше штатной, и остойчивость уменьшилась. При переделке штатные баллоны "Простора" удлинили и из них удалили переборки, делящие каждый баллон на две секции. Сняли и ликтрос для крепления баллона к коробу продольной балки, вместо этого баллоны крепились с помощью двух тросов, протянутых вдоль балок и продетых в кармашки размером около 10 см. Они были наклеены на баллоны безо всякой прошивки; троса фиксировались на балках проволочными крючками. Штатное крепление баллонов "Простора" недостаточно надежно, известны случаи их сползания и даже вырывания ликтроса. Но подобная переделка не только не повысила надежность, а еще более уменьшила ее. Видимо, это и сыграло роковую роль.
В случае оверкиля на волнении крепления баллонов надувных катамаранов испытывают нагрузки, многократно превышающие возможные при нормальной эксплуатации (на это обстоятельство указал опытный турист-парусник А.Харитонов). Дело в том, что находящиеся под водой мачта с парусами и трамплин не дают опрокинутой лодке свободно качаться на волнении, и набегающая волна может покрыть баллон полностью. При этом (даже без учета динамики удара) сила, стремящаяся оторвать баллон от каркаса, окажется близка уже не к весу висящего внизу катамарана (порядка 100 кг), а к водоизмещению баллона, что в 5—7 раз больше. Наклеенные на баллон кармашки никак не могли выдержать такие усилия, и катамаран развалился.
Запас плавучести оказался недостаточным для поддержания остатков судна на плаву, поскольку имевшиеся гермоупаковки со снаряжением оказались недостаточно надежно закреплены. А ведь это нарушение общеизвестных требований намного уменьшило шансы молодых ребят остаться в живых.
Некоторые выводы
По сравнению с обычными туристскими плаваниями и гонками на ограниченной акватории, казанские ралли, как и другие подобные гонки (типа флоридских), отличаются повышенным риском вследствие сочетания автономного крейсерского плавания с азартом соревнований. Извещения о проведении ралли 2002 и 2003 гг. включали предупреждение о высокой опасности, отсутствии стороннего сопровождения и о том, что обеспечение безопасности полностью лежит на самих участниках, которые должны иметь соответствующий опыт.
Роман имел хороший водно-туристский стаж, в свое время он окончил зеленоградскую школу юных моряков, а участвуя в обсуждениях в интернет-клубе "Таверна надутых парусников", проявлял понимание парусных дел, помогал в организации конкурса походных отчетов. Но, как выяснилось, опыт рулевого у него был минимален — два коротких похода в один сезон на Московском море. А для Дмитрия, друга Романа, это был первый выход на парусном катамаране!
То, что такой экипаж был допущен к участию, и то, что в сложившихся обстоятельствах соревнования не были заменены простым совместным плаванием — ошибка организаторов ралли.
И, конечно, ледяная вода в начале мая делала риск плаваний по большой воде слишком высоким. При проведении подобных соревнований в обязательное снаряжение надо включать сухие гидрокостюмы или спасательные надувные плоты. Если бы была под руками ракетница, а телефон положен не в рюкзак, а в карман жилета и защищен от воды хотя бы популярным "резиновым изделием", все могло завершиться иначе, ведь авария произошла почти в порту.
Остается еще раз подчеркнуть главное:
- переделки серийного судна уменьшили его прочность и мореходные качества;
- опыт экипажа, его экипировка и снаряжение не позволяли совершать подобные плавания в сложных условиях;
- организаторы не обеспечили безопасное проведение соревнования.
Жизнь двоих молодых ребят стала платой за желание использовать майские выходные дни и любой ценой поддержать традицию...