Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Разбор аварий
  • 2003 год
  • Авария надувного парусного катамарана «M492»
Краткое оглавление
Что известно об аварии Переделка катамарана "Простор" Некоторые выводы


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Испытания надувного парусного катамарана «Тайфун»
Конструкция парусного катамарана из байдарок «Ладога»
Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»
Испытание нового парусного катамарана «Гауя»
Последнее плавание парусного катамарана «Север»
Еще один вариант надувного туристического катамарана
Испытания разборного парусного катамарана «Ветер»
Андрей Фоминцев — капитан парусного катамарана «Благовест»
Как склеить надувной баллон для катамарана
Два разборных парусных катамарана «Манта» и «Фараон»
Новая конструкция парусного вооружения катамаранов
Парусник из надувного матраца
Надувной парусно-моторный катамаран
Надувной парусный катамаран КМ-1 «Альбатрос»


Авария надувного парусного катамарана «M492»

Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 186
          0


2 мая 2003 г. в Казани потерпел аварию парусный надувной катамаран "M492" из Зеленограда (г. Москва). Оба члена экипажа — рулевой Роман Морозов и матрос Дмитрий Забуженко — погибли.

Трагедия произошла на старте ралли Казань—Тольятти, проводившегося во второй раз. Это самодеятельное соревнование впервые состоялось в 2002 г., тогда в нем приняли участие 14 экипажей туристов-парусников из Жуковского, Москвы, Новосибирска и Тольятти. В этом году на ралли приехали только три московских экипажа: "М18" (рулевой М.Химшиашвили, экипаж — 3 чел.), "М450" (рулевой И.Виговской, экипаж — 2 чел.) и "М492" Р.Морозова, что фактически делало проведение соревнований как таковых бессмысленным: по принятым правилам лодки попадали в два разных класса.

Информация об изображенииПеределанный катамаран. Фото с сайта Р. Морозова
Переделанный катамаран. Фото с сайта Р. Морозова
 
При подготовке лодок к гонке экипажи совместными усилиями устранили несколько поломок, в том числе раздавшуюся на "М492" заделку одного из крепящих поплавки тросов (о конструкции катамарана, представлявшего собой существенно переделанный "Простор", см. ниже), также на его грот были нашиты прежде отсутствующие рифы. 1 мая был сделан пробный выход.

Старт был дан с пляжа яхт-клуба "Локомотив" в 13 ч. Скорость ветра оценивалась участниками в 7-8 м/с, на Волге виднелись отдельные барашки. Так как на открытой воде ветер мог быть сильнее, решили выходить под рифами. Впервые установленный на "М492" стаксель был скручен на штаге и завязан; шкоты даже не заведены. Отметим, что, по имеющимся данным метеослужб, в это время (и в последующие три часа) западный ветер достигал 12-13 м/с.

Короткую лавировку для выхода из-за косы пляжа первым прошел катамаран "М450" И.Виговского, две другие лодки отстали. Под зарифленным гротом "М450" (тоже переделанный "Простор") шел уверенно и без каких-либо проблем, максимальная волна на Волге была примерно до 0.8 м.


Через 3 часа "М450" находился уже у Шеланги (27 км от места старта), где было решено остановиться и подождать отставших. Вскоре благополучно подошел катамаран "М18", а "М492" не был виден и на вызовы по телефону не отвечал. В 16 ч 45 мин раздался звонок из ЛОВД на речном транспорте Казани о гибели Р.Морозова и Д.Забуженко (милиция нашла среди документов записку с номером телефона Я.Гольдина, проводившего ралли и шедшего на "М450" матросом).

Что известно об аварии


Около 16 ч в районе поворотного буя № 20 у Победиловского рейда с теплохода "Дунайский-27" были замечены плывшие на расстоянии примерно 400 м друг от друга оранжевые надувные баллоны, а вскоре на судне услышали крики и увидели двух человек в спас-жилетах. Один из них поддерживал другого и звал на помощь. "Дунайский-27" отцепил баржу и начал маневр на сближение, однако подойти за пределами судового хода не смог. Сбросили весельную шлюпку, но добраться до людей в условиях сильного волнения и ветра на этой шлюпке тоже не удалось. Тогда с буксира связались с подходившим пассажирским теплоходом "Москва-160", который, имея небольшую осадку, смог подойти и поднять людей на борт.

Информация об изображении1 мая. Последнее фото "М492". Сборка катамарана. Фото Н. Цветкова
1 мая. Последнее фото "М492". Сборка катамарана. Фото Н. Цветкова
 
Роман к этому моменту уже был без признаков жизни, Дима держался дольше, но и его спасти не удалось — умер по пути в больницу от переохлаждения. Роман был одет в неопреновые гидрокостюм и носки, Дмитрий — в обычный тренировочный костюм, однако благодаря плотному телосложению продержался дольше, и не бросил товарища, а пытался плыть с ним к берегу.

Вместе с людьми подобрали гермоупаковку с вещами и рюкзак, в котором оказались приборы: SB-рация, мобильный телефон, GPS "Garmin 2 map", фотоаппарат. Все это промокло и вышло из строя.


Свидетелей самой аварии нет, лодка не была найдена. Опрошенные казанскими парусниками рыбаки видели идущие катамараны, но не заметили, чтобы кто-то тонул. Поэтому можно только строить предположения о случившемся.

Авария произошла, судя по всему, в интервале от 15 ч до 15 ч 45 мин. При этом катамаран прошел всего около 5 км до места гибели. Две другие лодки, идя с такой же примерно парусностью, в это время были уже где-то в 20 км от Казани, приближаясь к Шеланге. Такой разрыв невозможно объяснить лишь худшими ходовыми качествами "М492" на короткой начальной лавировке. Но, отстав на этой лавировке (рифы-то были взяты впервые, наверняка лодка оказалась не уцентрована и на ветер выходила плохо), Роман мог решить разрифиться или попытаться задействовать стаксель — он рвался на эту гонку и мечтал о победе...

Информация об изображенииКарта гибели катамарана "M492"
Карта гибели катамарана "M492"
 
Может быть, после старта произошла какая-то поломка, и экипаж останавливался для ее исправления. Впрочем, авария могла начаться и с отрыва одного баллона из-за удара волны или, что вероятнее, с оверкиля. Загрузка вещами дополнительной грузовой палубы впереди вместе с удлинением кормовой части штатных баллонов "Простора" способствовали зарыванию носов в волну и перевороту через нос, особенно если матрос пошел вперед достать что-нибудь из вещей или завести стаксель-шкоты. Наконец, нельзя исключить и столкновения с другим судном — сильный удар объяснил бы ссадины, обнаруженные у погибших. Но они могли получить их и при перевороте, и при подъеме на судно.

Обстоятельства трагедии разбирались и бурно обсуждались и в интернет-сообществе парусников, и в Московском парусно-туристском клубе. Важные детали обнаружились на веб-сайте погибшего рулевого, собирались свидетельства людей, видевших лодку и ходивших на ней. Горьким оказался этот урок...


Переделка катамарана "Простор"


Катамаран "Простор" имеет у туристов-парусников репутацию скорее прогулочного, чем походного судна. Однако после усиления ряда известных слабых мест конструкции и замены штатных баллонов на новые из прочной ПВХ ткани "Простор" становится вполне надежным и мореходным судном. Р.Морозов приобрел катамаран с рук уже в серьезно переделанном виде. Ряд изменений — установка дополнительных балок, шпрюйта с тросовыми растяжками под подмачтовую балку, центрального шверта и руля, замена гика и др. — вполне оправданны, во всяком случае они не ухудшают безопасность плавания.

Правда, высоту мачты немного увеличили, а все поперечные балки для удобства транспортировки укоротили до 2 м — значит, ширина катамарана стала на 20 см меньше штатной, и остойчивость уменьшилась. При переделке штатные баллоны "Простора" удлинили и из них удалили переборки, делящие каждый баллон на две секции. Сняли и ликтрос для крепления баллона к коробу продольной балки, вместо этого баллоны крепились с помощью двух тросов, протянутых вдоль балок и продетых в кармашки размером около 10 см. Они были наклеены на баллоны безо всякой прошивки; троса фиксировались на балках проволочными крючками. Штатное крепление баллонов "Простора" недостаточно надежно, известны случаи их сползания и даже вырывания ликтроса. Но подобная переделка не только не повысила надежность, а еще более уменьшила ее. Видимо, это и сыграло роковую роль.

В случае оверкиля на волнении крепления баллонов надувных катамаранов испытывают нагрузки, многократно превышающие возможные при нормальной эксплуатации (на это обстоятельство указал опытный турист-парусник А.Харитонов). Дело в том, что находящиеся под водой мачта с парусами и трамплин не дают опрокинутой лодке свободно качаться на волнении, и набегающая волна может покрыть баллон полностью. При этом (даже без учета динамики удара) сила, стремящаяся оторвать баллон от каркаса, окажется близка уже не к весу висящего внизу катамарана (порядка 100 кг), а к водоизмещению баллона, что в 5—7 раз больше. Наклеенные на баллон кармашки никак не могли выдержать такие усилия, и катамаран развалился.


Запас плавучести оказался недостаточным для поддержания остатков судна на плаву, поскольку имевшиеся гермоупаковки со снаряжением оказались недостаточно надежно закреплены. А ведь это нарушение общеизвестных требований намного уменьшило шансы молодых ребят остаться в живых.

Некоторые выводы


По сравнению с обычными туристскими плаваниями и гонками на ограниченной акватории, казанские ралли, как и другие подобные гонки (типа флоридских), отличаются повышенным риском вследствие сочетания автономного крейсерского плавания с азартом соревнований. Извещения о проведении ралли 2002 и 2003 гг. включали предупреждение о высокой опасности, отсутствии стороннего сопровождения и о том, что обеспечение безопасности полностью лежит на самих участниках, которые должны иметь соответствующий опыт.

Роман имел хороший водно-туристский стаж, в свое время он окончил зеленоградскую школу юных моряков, а участвуя в обсуждениях в интернет-клубе "Таверна надутых парусников", проявлял понимание парусных дел, помогал в организации конкурса походных отчетов. Но, как выяснилось, опыт рулевого у него был минимален — два коротких похода в один сезон на Московском море. А для Дмитрия, друга Романа, это был первый выход на парусном катамаране!

То, что такой экипаж был допущен к участию, и то, что в сложившихся обстоятельствах соревнования не были заменены простым совместным плаванием — ошибка организаторов ралли.

И, конечно, ледяная вода в начале мая делала риск плаваний по большой воде слишком высоким. При проведении подобных соревнований в обязательное снаряжение надо включать сухие гидрокостюмы или спасательные надувные плоты. Если бы была под руками ракетница, а телефон положен не в рюкзак, а в карман жилета и защищен от воды хотя бы популярным "резиновым изделием", все могло завершиться иначе, ведь авария произошла почти в порту.

Остается еще раз подчеркнуть главное:
  • переделки серийного судна уменьшили его прочность и мореходные качества;
  • опыт экипажа, его экипировка и снаряжение не позволяли совершать подобные плавания в сложных условиях;
  • организаторы не обеспечили безопасное проведение соревнования.

Жизнь двоих молодых ребят стала платой за желание использовать майские выходные дни и любой ценой поддержать традицию...


Понравилась ли вам эта статья?
+7

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Испытания финской мотолодки «Castello Amazon HT SportJet»
Испытания мневской мотолодки РИБ «Буревестник B 430 HL»
Испытания мотолодки РИБ «Фаворит F500A»
Испытания надувной мотолодки с мягким днищем «Лидер-400»
Ходовые испытания моторной лодки «Стрингер-450»
Полный тюнинг моторной лодки «Казанка 5М4»
Отчет о ходовых испытаниях финских мотолодок «Бустер»
Гибель яхты «Бещады»
Испытания алюминиевого катера «КС-700»
Испытания череповецкой моторной лодки «Афалина-520»
Испытания итальянского катера «Colombo Romance 32»
Испытания американского катера «Cobalt 263 Cuddy Cabin»
Испытания финского катера «Aquador 23 HT»
Снегоходы «Yamaha» модели «RX-1 ER», «Rx Warrior» и «Venture 700»
Испытания моторной лодки «Silver Hawk»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Авария надувного парусного катамарана «M492»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Соностров, горбуша и Леня Лангуев
На рыбалку на речку Тулокса на вертолете
Испытания малых надувных мотолодок длиной менее трех метров
Испытания российских катеров «Стрела-4» и «Стрела-5»
Испытания опытного образца катера «Касатка»
Испытания финского мореходного катера «Nord Star Patrol 31»
Испытания питерской круизной яхты «Эльф»
Новый яхтенный вентилятор
Отзывы о подвесном моторе «Suzuki DF50» от владельцев лодок
Дополнительный брызгоотбойник на надувнушке
35 часов с двухтактным подвесным мотором «Mercury 40ELPTO(2)»
Надувные колесики для надувной лодки «Кайман»
Рыболовный тур в Финляндию
Парусное вооружение для мотолодки «Казанка»
Испытания катеров «Фантом-II» и «Crosswind 210»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 25 + 18 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории