Основные данные РИБа "Буревестник B 430 HL"
Длина, м: | |
- наибольшая | 4.30 |
- кокпита | 3.00 |
Ширина, м: | |
- наибольшая | 2.10 |
- кокпита | 1.07 |
Диаметр баллона, м | 0.50 |
Кол-во отсеков | 3 |
Плотность материала баллона, г/м3 1200-1350 | |
Грузоподъемность, кг | 820 |
Пассажировместимость, чел. | 7 |
Мощность мотора, л.с.: | |
- рекомендуемая | 40 |
- максимальная | 50 |
Высота транца, м | 0.51 (L) |
Вес, кг | 165 |
Категория согласно сертификату СЕ | С |
Цена, евро | от 3550 |
Кстати, о названии — представители компании сообщили, что первые образцы нового РИБа были изготовлены по заказу военных, которые настояли именно на "Буревестнике". Уж не на одноименной ли президентской яхте предстояло ему нести службу? Однако размеры лодки настолько идеально вписывались в наиболее популярный на сегодняшний день "компактный" класс, что военным заказом решено было не ограничиваться и запустить новинку в "потребительскую" серию.
Действительно, длина 4.3 м подразумевает разумный компромисс между достаточной вместимостью, грузоподъемностью и мореходностью, с одной стороны, и малым весом, легкостью транспортировки, удобством хранения (например, в обычном гараже) и небольшими эксплуатационными расходами — с другой. На тест была предоставлена лодка в люксовой модификации "HL", хотя существует и более простая версия с легкой консолью вместо массивного пульта, объединенного с пассажирским сиденьем-рундуком.
Снаружи и внутри
Несмотря на "спортивный" силуэт в плане, напоминающий наконечник дротика, кокпит "Буревестника" при небольших размерах лодки достаточно просторен. При внимательном осмотре обнаруживается, что дельтавидность здесь только кажущаяся: баллоны сохраняют параллельность друг другу на протяжении двух кормовых третей корпуса, а зрительный эффект "дельты" возникает лишь из-за некоторого уменьшения диаметра баллона к носу и его остроконечной носовой части.
Обводы — "глубокое V" килеватостью на транце 19° с тянущейся практически по всей длине корпуса "гидролыжей" килеватостью 9° и двумя неширокими продольными реданами. За транцем — традиционные для большинства современных РИБов наделки-кринолины, играющие роль транцевых плит.
Планировка "Буревестника" тоже достаточно традиционна для РИБов схожих размерений и подчинена в первую очередь задачам экономии ограниченного пространства. Двухместным водительско-пассажирским сиденьем служит кормовой рундук, в котором установлены бензобак и аккумулятор, еще одно ковшеобразное пассажирское сиденье, под которым тоже скрывается рундучок, отформовано в передней части консоли. Третий пассажир может устроиться на носовом треугольном рундуке, хотя, как показывает опыт, в волну это наиболее тряское место. Носовой рундук здесь довольно объемистый (я запросто пристроил в нем туго набитый рюкзак), но, насколько можно судить, предназначен он прежде всего для якорного конца с якорем — на краю крышки имеется фигурное отверстие для троса. Здесь же, в самом носу внутри лодки — рым для якорного или швартовного конца, еще два рыма установлены побортно сразу за спинкой кормового сиденья. Очень удобно — привязать или отвязать конец можно, не вставая с сиденья и не перегибаясь через борт. Кстати, кормовые рымы хорошо использовать и для крепления фала при буксировке воднолыжника.
Для удаления воды из кокпита служат два "автоматических" шпигата достаточно большого сечения (вода в кокпит не попадает через них даже при нагрузке 4 чел.), а для осушения междудонного пространства имеется отдельный сливной клапан.
Венчает люксовую версию "Буревестника" высокая двойная дуга из нержавейки над кормовым сиденьем — здесь можно установить ходовые огни, фару-искатель и звуковые сигналы. Есть даже носовые релинги. Все, как у больших! (Увы, за подобную роскошь — даже в варианте "HL" — придется заплатить дополнительно: это так называемая "опция").
А вот чего, на мой взгляд, на этой компактной лодке действительно не хватает, так это нормальных распашных весел вместо "гребка" и багра, входящих в стандартную комплектацию. На многих акваториях (например, на Финском заливе), чтобы начать движение даже с приподнятым мотором, нужно долго выгребать на глубину по каменистому мелководью, а весло-гребок в таких случаях и неудобно, и малопроизводительно. Носовой рундук так и напрашивается на роль сиденья для гребца, а место для подуключин легко найти, немного сместив в нос или корму ручки для переноски.
С нагрузкой и без
В первый выход я отправился в одиночку. Полный газ, и "Буревестник", задрав нос, несколько секунд пашет воду в переходном режиме, несмотря на 40 л.с. на транце. Вдобавок в этот момент мне под ноги съехал тяжелый бензобак, упрятанный под консолью (меня немного удивило, что к нему не присоединен шланг, но вскоре стало ясно, что это просто "стратегический запас"). Только я собрался привстать, чтобы налечь на консоль всем своим весом, как лодка наконец одолела "горб сопротивления" и резво выстрелила вперед.
Устойчивость на курсе хорошая, реакции на отклонения штурвала плавные и предсказуемые. А вот на манипуляции с триммером "Буревестник" реагировал довольно вяло — скорость по сравнению с "занутренным" положением мотора выросла всего на 3-4 км/ч, а заметного изменения ходового дифферента я не отметил. Когда после очередного нажатия на кнопку "Up" мотор обиженно взвыл и винт потерял упор, я снова немного поджал ногу мотора к транцу и попытался заложить довольно резкий поворот. Опять потеря упора! После нескольких попыток выяснилось, что резко повернуть (а равно как и выйти на глиссирование) можно только при полностью "занутренном" моторе.
С одним водителем на борту удалось разогнаться до 56 км/ч, хотя 14-дюймовый винт для такой нагрузки оказался явно легковат — даже при отсутствии тахометра я чувствовал, что мотор "перекручивает", так что скоростные резервы "Буревестника" этим показателем далеко не исчерпаны.
В поворот лодка входит без ярко выраженного крена, что вообще характерно для корпусов с "гидролыжей".
Как только на борту оказался пассажир, устроившийся на "анатомическом" сиденье перед консолью, дело сразу пошло веселей — выход на глиссирование стал занимать около 3-4 с, а разгонный дифферент заметно уменьшился. Что ж, специфика РИБов такова, что на них редко выходят в одиночку — именно из такой посылки наверняка исходили создатели "Буревестника". Не было проблем с выходом на глиссирование и с четырьмя седоками на борту.
Волну — даже крутую кильватерную, разведенную другими участниками движения — лодка преодолевает достаточно мягко, забрызгивания кокпита мы не отметили практически на всех курсах относительно бега волн. "Буревестник" еще раз доказал, что любит нагрузку: чем больше на борту оказывалось народу, тем мягче был ход. Помимо вполне логичного снижения максимальной скорости при росте нагрузки наверняка сказывались и большая инерционность, и большая задействованность килеватых участков корпуса — ведь с одним водителем "Буревестник" идет практически на одной только 9-градусной "гидролыже".
Резюме
Компактный и транспортабельный прогулочный РИБ современного привлекательного дизайна с достойными ходовыми характеристиками. Просторный кокпит и наличие трех объемистых рундуков позволяют использовать его не только для прогулок, буксировки лыжника и т.п., но и для туризма выходного дня, и для рыбалки с охотой (правда, для последних целей будет удобней не люксовый, а обычный вариант с более компактной консолью).
Единственным выявленным недостатком "Буревестника" можно считать затрудненный выход на глиссирование с одним водителем. Кстати, про выпавший мне под ноги запасной бензобак я упомянул вовсе не для красного словца. На мой взгляд, пространство под консолью стоило бы использовать для размещения основного бака — естественно, предусмотрев возможность его надежного крепления, хотя бы резиновыми ремнями. Во-первых, это удобнее — указатель уровня бензина всегда на виду. Во-вторых, обеспечит более выгодную центровку при малой нагрузке. В-третьих, освободит место для вещей в "сухом" кормовом рундуке.