Хотим поделиться с читателями опытом оснащения открытой лодки РИБ стандартной комплектации ДУ и самодельным пультом, а также впечатлениями о прицепе-трейлере для транспортировки лодки и, конечно же, о поездке на Дон, которую мы совершили в июле прошлого года.
Идея отправиться куда-нибудь на речные (морские) просторы зрела в наших головах давно, и как нельзя кстати подвернулась возможность для ее осуществления. В начале года мы заказали 4.5-метровый РИБ "Фалкон" харьковской фирмы "Бриг", а в мае лодка уже стояла в гараже. Все необходимые аксессуары пришлось приобрести, так как лодка приходит ничем, кроме весел-гребков, не укомплектованной. Оставались неразрешенными три проблемы: изготовление пульта — поста управления, установка ДУ на отечественный ПМ и приобретение прицепа.
Пульт (мы называем его рубкой) решили сделать собственными силами и по своему вкусу, так как, на наш взгляд, он является самым важным, ключевым узлом: ведь на нем монтируются все элементы управления двигателем, приборы контроля (спидометр, тахометр, температурный датчик), сигнальные огни и звуковой сигнал, прожектор, ветровое стекло (если лодка скоростная), над ним возможна установка сборно-разборного тента для защиты от дождя или солнца, а спереди — откидного стульчика для пассажира. Ни одна виденная нами конструкция промышленного изготовления в полной мере данным требованиям не отвечает. Кроме того, выяснилось, что фирма-производитель предлагает полностью укомплектованную лодку по цене, почти в два раза превышающей стоимость "базы". Это обстоятельство и сыграло решающую роль.
Эскиз с размерами пульта приводим. Ширину его (450 мм) мы брали из расчета установки в ее основании аккумулятора, но установить его пока не успели; надеемся сделать это в следующую навигацию. Эксплуатация лодки показала, что пульт можно сделать чуть уже и ниже; тот же аккумулятор можно ставить не только внутрь, но и отдельно — в закрываемый пластиковый ящик.
При проектировании поста управления мы старались сделать его таким, чтобы тот, кто будет управлять лодкой, не испытывал дискомфорта. Ноги должны удобно помещаться внутри "рубки", а не в "обхват"; острые края должны быть закруглены и, при возможности, в дальнейшем будут отделаны мягким материалом, чтобы на качке не травмировать людей.
При изготовлении пульта использовалась шлифованная влагостойкая фанера толщиной 10-12 мм. Выпилив детали, мы собрали конструкцию на мебельных уголках, промазывая все торцы фанеры и крепежные элементы эпоксидным клеем. В лицевой (передней) панели высверлили отверстия под установку редуктора с рулевым колесом, под выключатели и приборы контроля, провод экстренной остановки двигателя и трос рулевого управления. (Все приборы желательно закупить заранее, так как отверстия нужно сделать на стадии изготовления — до покраски узла.) Зачистили все шлифовальной бумагой, проклеили стыки стеклотканью, загрунтовали и окрасили финской морской краской. Дно пришлось усилить двумя слоями фанеры для прочности. Собранный узел прикрепили пятью мощными шурупами к пластиковому пайолу. Сбоку прикрепили топовый фонарь. Мачту и крепеж к ней разработали самостоятельно. Мачта с фонарем отсоединяется от крепления пульта простым выдергиванием, а электрический контакт осуществляется пружинным лепестком, расположенным на контактной площадке. Крепление — "ласточкин хвост". Материал — Д16Т. Мачта отполирована и окрашена белой эмалью горячей сушки.
Мы уверены, что многие создадут свои варианты пульта, что называется, "под себя". Наша задача — дать идею. Главное, чтобы было удобно и надежно. Пластмассовые импортные аналоги могут "отдыхать".
Несколько слов об установке отечественного ПМ на, можно сказать, импортную лодку. О том, что для нее нужен ПМ с удлиненным дейдвудом, мы узнали только при получении нашего заказа. Правда, это принципиально ничего не меняло, так как на то время мы располагали только отечественным ПМ "Нептун", поэтому ничего не оставалось делать, как установить именно его.
ПМ работал исправно, но лодку толкал слабовато, отчасти из-за недостаточной мощности, а отчасти из-за того, что на больших оборотах винт хватал воздух, поскольку антикавитационная плита находилась лишь чуть ниже уровня воды. Лодка достаточно хорошо набирала скорость, но не разгонялась до выхода на глиссирование.
Следующей проблемой, с которой мы столкнулись, было подключение импортного ДУ (попробуйте найти в продаже отечественное!). Все детали были заранее заказаны по морскому каталогу "Maritim 2002", включая специальный адаптер для отечественного ПМ, изготавливаемый в той же Финляндии, и удлинительную тягу, однако смонтированная конструкция никак не хотела поворачивать "Нептун" в обе стороны одинаково хорошо. Как мы ни старались, так и не удалось этого добиться. "Нептун" резво поворачивал до упора влево, и лишь совсем на немного — вправо. Пришлось смириться с тем, что нельзя делать полную циркуляцию в обе стороны. Впрочем, на той скорости, которую наш "Фалкон" достигал (15-20 км/ч), этого было вполне достаточно, чтобы заранее повернуть рулевое колесо и выровнять направление его движения.
Что касается подключения к двигателю тросов, наибольшую сложность представляет адаптер реверса, так как надо соблюсти три фиксированных положения толкателя и учесть, что двигатель еще должен без усилий откидываться, не повреждая трос газа и реверса. Эту задачу мы решили, исключив из конструкции шток ручного переключения реверса и соединив (через переходную и направляющую втулки) управляющий наконечник и рычаг управления на самом двигателе. Вся конструкция должна обеспечивать регулировку зазоров для четкого включения нейтрали и хода. Помните, малейшая недоработка в конструкции и отладке может свести на нет удовольствие от отдыха на воде!
Чтобы забрать лодку из торгующей фирмы, был приобретен специализированный прицеп отечественного производства. Некоторое время понадобилось на то, чтобы пройти техосмотр и получить для него номер. И вот, наконец, наступил долгожданный миг Взяты отпуска, собраны вещи, и команда из семи человек отправляется в путь по трассе Москва—Волгоград.
Выехали из Москвы вечером, а уже в 11 утра следующего дня были под Волгоградом. Не доезжая до него 80 км, свернули направо до городка Иловля и, проехав через него 20 км по проселочной дороге, добрались до турбазы "Тихий Дон". База представляет собой маленькие двухместные деревянные домики, расположенные под сенью дубовой рощи, с проведенным светом, мангалами для приготовления пищи. Питьевая вода — привозная. На нашу компанию был один холодильник, находившийся в одном из домиков. Цены более чем демократичные. Продукты на городском рынке стоят примерно столько же, сколько в Москве. У нас с собой была двухконфорочная бензиновая плитка, которая нас очень выручила. В этих местах прекрасная рыбная ловля, ловятся судак, щука, лещ.
Турбаза находится на высоком берегу, так как весенний разлив реки постоянно подмывает берега и затапливает огромные пространства. Рядом — прекрасный песчаный пляж, но до него можно дойти только пешком. На территории базы есть лагуна, где оборудован причал и стоят несколько катеров. Дно здесь оказалось илистое, но другого места, где можно было бы спустить лодку, не нашлось. С большим трудом, увязнув по колеса в иле, мы столкнули лодку с направляющих.
На рыбный промысел местные жители ходят на "Казанках" с "Вихрями". Они неизменно с большим удивлением взирали на наше белое чудо, расспрашивали, трогали руками и удивлялись тому, что лодка, оказывается, надувная.
Испытать лодку на волне не удалось, так как стояла на редкость спокойная погода, но она показала себя как комфортабельное судно для семерых пассажиров, которые спокойно располагались на надувных бортах, уложив вещи посередине.
Дон оставил самое хорошее впечатление — можно ходить под мотором и под парусом, но там, где мы отдыхали, все-таки мелковато. Хотя река судоходна и по ней идут даже плоскодонные баржи с песком и щебнем, она изобилует мелями и песчаными косами.
Особенно хочется отметить гостеприимство местных казаков. По выходным они приезжали на турбазу, где мы остановились, с семьями и детьми. Люди приветливые и доброжелательные.
Незаметно пролетела неделя. Никто не хотел уезжать, но дела в Москве вынуждали торопиться. С трудом по мосткам втащили лодку с прицепом на берег. У местных рыбаков накупили для московских друзей вкуснейшей вяленой "чухони" и отправились в путь.
Отдельно надо сказать о прицепе производства Московского завода специализированных автомобилей. Пройдя 930 км пути в одну сторону, мы обнаружили, что все шурупы, которые крепят ложементы, ослабли — вывернулись на 2 см, а два шурупа выпали и теперь лежат где-то на трассе Москва—Волгоград — ждут подходящего случая, чтобы пропороть чью-нибудь шину. На обратном пути, двигаясь ночью, случайно обнаружили, что левое пластиковое крыло оторвалось и оплавилось, а на прицепе осталась только задняя часть крыла с брызговиком: передняя часть с кронштейном, светоотражателем и габаритным огнем отсутствовала. Остался только оборванный провод, который подключался к габаритному огню. Разумеется, на тягаче выбило предохранители габаритных огней по левому борту, а освещение прицепа вырубилось полностью! Не знаем, как долго мы двигались в полной темноте, не обозначая своих габаритов, а ведь это происходило на южной трассе с самым оживленным движением грузового автотранспорта, снабжающего свежими овощами, фруктами, арбузами и дынями столицу! И счастье, что никто не въехал в нас!
Можно констатировать: от вибрации вылетели крепежные элементы, крыло вывернулось и легло на покрышку, где полностью и оплавилось. Когда мы обнаружили, что никакого света на прицепе нет, включили противотуманную фару, которая установлена на прицепе. Но клемма, подходящая к этой фаре, держалась настолько слабо, что слетала от вибрации и набегающего потока ветра через каждые 5 км. Инструмент был заложен вещами, так что поджать клемму было нечем. От крупных неприятностей нас спас только наступивший рассвет.
Конечно, может, этот прицеп и очень хороший, но для длинных перегонов он не годится. По нашей рекламации завод-изготовитель восстановил нам прицеп полностью, заменив даже электропроводку. Главный инженер сообщил нам, что завод сделал все, что мог. На следующий сезон мы это проверим, но уверенности уже нет. Руководство завода заявило, что никогда ничего подобного у них не было и наша рекламация вообще первая!
На всякий случай даем совет: господа — потенциальные покупатели прицепа, будьте внимательны! Уделите особое внимание "контровке" всех креплений! Проверяйте все.
Еще хотим отметить, что для длительного путешествия очень важен хороший чехол на лодку. Он не только защищает от дорожной пыли и грязи саму лодку и вещи в ней, но и улучшает аэродинамику, благодаря чему экономится топливо. Не поленитесь, закажите чехол по размерам своей лодки, например, в московской фирме "СТЭМ". За вполне приемлемую цену (120 у. е.) вам изготовят чехол из толстого нейлона любой расцветки и пыльник (14-18 у. е.) на подвесной мотор любой мощности, того же цвета.
Надеемся, что наш опыт пригодится читателям журнала. Андрей Калашников и Сергей Малинов, Москва. Фото С. Малинова.