Основные данные катера "КС-700"
Длина наиб., м | 7.36 |
Ширина наиб., м | 2.50 |
Высота борта в носу, м | 0.80 |
Водоизмещение, т | 1.7 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Число спальных мест: | 3 |
Объемы, л: | |
- топливного бака | 150 |
- бака для воды | 70 |
Мощность ПМ, л.с. | 90-250 |
Цена, долл. | 18 000 |
Концепция
Как сообщили нам представители завода, идея создания такого катера вынашивалась на заводе уже давно, и первый опытный образец с открытой планировкой и стационарным 135сильным мотором "MerCruiser" прошел испытания еще прошлой осенью. Исходя из полученных результатов, в целом подтвердивших правильность заложенных в корпус конструкторских решений, КБ завода получило задание на разработку головного образца катера с целью дальнейшего запуска его в серию.
К лету нынешнего года головной образец был изготовлен и представлен на бот-шоу в Москве и Питере.
Согласно техническому заданию, компоновка корпуса была выполнена трехобъемной — с носовым и кормовым кокпитами и связывающим их центральным салоном. Как правило, у большинства катеров нос "выпадает" — практически не используется, а в условиях сильного волнения трудно и небезопасно находиться на высокой носовой деке, швартовка или отдача якоря превращаются в серьезную проблему. Здесь же в носовом самоотливном кокпите можно спокойно работать стоя, из него уже не выпадешь.
Чувствуется, что дизайн "КС-700" разрабатывал строитель парусных лодок — в силуэте обтекаемой рубки проглядывает что-то неуловимо яхтенное, хотя, положа руку на сердце, красавцем катер не назовешь: возможно, во многом виновата грозная боевая раскраска. Кроме того, сработана лодка хоть и добротно, но грубовато — например, один из швов на крыше рубки был замазан толстым слоем черного герметика, довольно простенько смотрелись и детали внутренней отделки из дерева и фанеры (в каюте, помимо двух поборт-ных диванов, нашлось место и для отдельного гальюна с прокачным унитазом, и для камбузного уголка с мойкой, и для небольшого шкафчика для одежды). Представители завода нас заверили, что на серийных образцах все подобные "шероховатости" будут устранены, а цветовая гамма может быть любой, какую только пожелает заказчик.
Понравилось, что в глубокий носовой кокпит, обрамленный прочными релингами, ведет даже не люк, а скорее дверь на газонаполненных стойках—откинув ее вверх, в нос без проблем попадет человек даже самых внушительных габаритов. Удобны и широкие кормовые площадки по бокам от самоотливного рецесса, на которых можно безопасно стоять при швартовке или при рыбной ловле. По нашим расчетам, на борту "КС-700" могут, не мешая друг другу забрасывать блесну до трех спиннингистов.
Металлические корпуса в нашей стране были востребованы всегда, особенно в Северо-Западном регионе с его каменистым мелководьем. Прочность корпуса сомнений не вызывает: днище выполнено из АМг 5М 4-миллиметровой толщины, борта и надстройка — из "тройки". По каждому борту вдоль корпуса идут по две 50-миллиметровые трубы, дополнительно усилены и форштевень, и килевая линия. Конструкция корпуса в основном сварная, лишь кое-где применена клепка, чтобы избежать сварочных деформаций. Поперечный набор, в отличие от продольного, выполнен навесным — не соприкасающимся с листами обшивки, что позволяет избежать точечных перегрузок и обрыва сварных соединений при движении на волне, а также поперечных сварочных деформаций днища, сильно ухудшающих ходовые качества. Все поверхности разворачиваются на плоскость — корпус и надстройка были предварительно просчитаны при помощи компьютерной системы объемного моделирования в расчете на листовой алюминий.
На ходу
На транце — двухтактный "Mercury-250" с 21-дюймовым алюминиевым винтом, одна из лопастей которого слегка погнута, на борту нас трое. В тесноте гавани, на малом ходу, "КС-700" никаких проблем с маневренностью не создал — несмотря на относительно длинный корпус, поворачивал достаточно охотно. Оказавшись на фарватере, я стал понемногу прибавлять газ. Триммер — в среднем положении. При 2000 об/мин и скорости около 16 км/ч появился едва заметный кормовой дифферент, и лодка сама собой вышла на глиссирование, хотя ручка газа оставалась в том же положении. "КС-700" уверенно глиссирует уже при 23 км/ч — очень достойный показатель!
Однако с ростом скорости избыточная гидродинамическая сила, вызывающая носовую центровку лодки на ходу, стала уже мешать: нос явно "прилипал" к воде, и максималка при среднем положении триммера оказалась довольно скромной — чуть более 70 км/ч, хотя нельзя не признать, что проблем вроде рыскливости, с которыми обычно сопряжена быстрая езда с дифферентом на нос, я не отметил. Увеличение угла откидки мотора помогло разогнаться до 77 км/ч, но тут возникла другая сложность — в ответ на малейший поворот руля винт стал хватать воздух. Более-менее крутую циркуляцию — примерно в три длины корпуса — удалось заложить только при максимально "поджатом" моторе. Крен при этом достаточно умеренный, а потеря скорости составляет примерно 20%. (Потом представители завода сообщили, что по возвращении с бот-шоу был принят ряд мер, полностью устранивший проблему подхватов воздуха — продольные реданы, ранее доходящие до среза транца, в корме немного подрезали, а подвесной мотор опустили ниже на одно отверстие подвески. С 23-дюймовым винтом максимальная скорость возросла до 85 км/ч, а обороты мотора несколько снизились).
Волну высотой 0.25-0.3 м "КС-700" преодолевает мягко — даже накренившись в повороте, забрызгивания рубки и кокпита нет. Шумность вполне приемлемая (на полном ходу в закрытой каюте она составила 74 дБ (А)), но все равно чувствуется, что корпус металлический — характерные отзвоны хоть особо и не надоедают, но ощутимы.
Обзор с водительского сиденья не очень хорош — рамка ветрового стекла косо пересекает "картинку" по курсу, но удобно рулить и стоя (конфигурация стекла тоже была впоследствии изменена). К сожалению, пассажиру, которому вздумается встать с дивана в кокпите и расположиться слева от водителя, держаться практически не за что — разве что за упомянутую рамку, а кромки у нее довольно острые.
В процессе фотосъемки я пару раз вплотную подходил к набережной, под стенкой которой торчали из воды внушительные валуны. На пластиковой лодке я так бы поступать не рискнул. Представители завода и глазом не повели — металла на форштевне и киле, видно, и впрямь предостаточно.
Резюме
Как уже отмечалось, предоставленный на тест "КС-700" являл собой единственный на тот день опытный образец, прототип, и именно с такой точки зрения мы его и оценивали. Несомненными его плюсами являются прочный металлический корпус, позволяющий избежать крупных неприятностей на каменистом мелководье, а также трехобъемная компоновка корпуса с полноценным носовым кокпитом. Качество же отделки и оборудования, надеемся, дело наживное.
Кстати, в планах завода — версии не только с подвесными, но и со стационарными двигателями, тем более что существующая компоновка позволяет найти место для "стационара", не внося в конструкцию лодки коренных изменений.