Основные данные катера
Длина наиб., м | 8.17 |
Ширина наиб., м | 2.59 |
Осадка, м: | |
- с поднятой колонкой | 0.56 |
- с опущенной колонкой | 0.99 |
Сухой вес, т | 2.13 |
Килеватость на транце, град. | 22 |
Число спальных мест | 2 |
Объемы, л: | |
- топливного бака | 265 |
- бака для воды | 37 |
Двигатель: | |
- тип | Бензин/'MerCruiser 496 Mag HO"* |
- мощность, л.с. | 425* |
Привод | Угловая колонка "Bravo 3" |
Категория согласно сертификату СЕ | В |
* Возможна также установка двигателей "MerCruiser" и "Volvo Penta" мощностью 250, 260, 300, 320 и 375 л.с. Цена без учета доставки и таможенной очистки — от 80 000 долл.
До недавних пор у нас в России лодки с маркой "Cobalt" были известны лишь ограниченному числу специалистов, посещающих зарубежные бот-шоу. А между тем эта американская компания, расположенная в городке Неодеши в Канзасе, успешно работает уже без малого сорок лет. Компания проповедует даже не "командный", а "семейный" дух: городок маленький, все друг друга знают, и львиная доля его жителей трудится именно на "Cobalt" (многие — с момента его основания), так что про извечные проблемы вроде текучки кадров и сопряженной с нею "борьбы за качество" здесь и не слыхивали. Коллектив фирмы действительно напоминает одну большую семью, повязанную и деловыми, и родственными отношениями, где каждый — от владельца-руководителя до простого рабочего — ощущает свою ответственность за результат общего дела. Наверное, отсюда и высокая репутация "Cobalt" в мире, и уважительные отзывы упомянутых специалистов, с которыми после испытаний вполне солидарен и автор этих строк, протестировавший "Cobalt 263 Cuddy Cabin" — не самую большую, но и не самую маленькую лодку компании, модельный ряд которой насчитывает 11 катеров от 20 до 36 футов длиной.
Скромное обаяние буржуазии
Наверное, вы и сами не раз сталкивались с чем-то подобным: некая вещь — будь то наручные часы, костюм, автомобиль или та же лодка — на первый взгляд выглядит вроде бы вполне обыкновенно, но почему-то сразу притягивает взгляд и, несмотря на ее внешнюю "обыкновенность", вы сразу понимаете: да, это действительно не "штамповка", а вещь с большой буквы, и стоит эта Вещь дорого.
Только не подумайте, будто я с ходу купился на фирменный глянец "Cobalt 263" — не все то золото, что блестит. Внимательный глаз сразу же отметит множество мелочей, подтверждающих первое впечатление.
Так, например, не "кричащие", но, тем не менее, отличающиеся оттенком от основного цвета борта элементы отделки корпуса — это не банальные недолговечные наклейки или краска, которые использует большинство судостроителей, а нормальный гелькоут, нанесенный в матрицу за несколько приемов при помощи шаблонных масок. Ни одна дельная вещь не изготовлена методом "массового производства" и, соответственно, не куплена по каталогу типа "Port Supply", все свое — логотип "Cobalt" красуется даже на швартовных утках (про ключ зажигания и говорить нечего). Подгонка деталей внутренней отделки идеальна — нигде не увидишь ни зияющей щели, ни предательски торчащей головки болта, заклепки или самореза. Все, что должно двигаться — например, каютная дверь, замки кормовых рундучков-локеров или поворотная ступенька, способствующая легкому выходу на бак (остроумное решение!) — двигается нормально и без заеданий, не требуя дополнительных усилий. Традиционная для американских лодок отделка из натуральной кожи использована здесь в "аптекарских дозах" — видно, для того, чтобы попросту не ссориться с "зелеными" и одновременно ублажить сторонников консервативного стиля, привыкших к "Кадиллакам": лишь для оформления приборной панели вкупе со штурвалом, а также во внутреннем убранстве каюты. В кокпите доминирует виниловый заменитель — но такой, что от натуральной кожи его сразу и не отличишь.
Однако, как и в швейцарских часах, не все открыто постороннему глазу. Вот сведения, за достоверность которых несут ответственность представители компании "Cobalt": в конструкции продольного и поперечного наборов корпуса используется только стеклопластик (никакого дерева, расположенного к гниению); при формовке корпусов применяется исключительно стеклоткань различного переплетения (до семи слоев) плюс 100-процентная полиэфирная смола и никаких стекломатов; наиболее ответственные места — стыки, переборки и т.п. — дополнительно усилены кевларом "Dupont"; при изготовлении корпуса в матрицу поверх гелькоута наносится так называемый "барьерный слой" "Xycon", препятствующий проникновению воды через повреждения гелькоута (и без того довольно надежного, марки "Armorflex 952") и появлению вздутых пузырей — печально знаменитого осмоса; все дельные вещи — и швартовные утки, и трап для купания, и "фирменный" рым на форштевне, усиленный стальной фигурной накладкой — крепятся к стеклопластиковому корпусу посредством стальных внутренних закладок, играющих роль мощных шайб и равномерно распределяющих нагрузку.
Этот перечень можно и продолжить, но, впрочем, вернемся на Клязьму, где мне довелось порулить "Cobalt 263". Компоновка — уже привычный многим "интегральный" дейкрейсер с каютой под носовой декой (за океаном такой вариант принято именовать "cuddy"). По силуэту, несмотря на мощный 425сильный мотор, "Cobalt 263" — далеко не "гонщик", во многом по причине довольно умеренного отношения длины к ширине (чуть более 3:1). Скорее — "спортсмен", облику которого, однако, отнюдь не к лицу высоченные дуги тента, постоянно торчащие над головами пассажиров. Честно признаться, тент ставить мы не пробовали (при 32-градусной жаре под тентом мы бы попросту умерли), но его конструкция, тем не менее, вызывает серьезные нарекания: на высоких скоростях такой тент в поставленном положении превратился бы только в помеху, а убрать дуги со свернутой тканью с глаз долой нельзя — никакого "локера" (а тем более с привычным для "американцев" электроприводом) здесь не предусмотрено. Лично я этот "стояночный" тент сразу бы демонтировал, а при хранении лодки пользовался бы обычной "покрышкой".
В довольно тесноватой каюте, помимо обычного V-образного носового дивана, уместился только совсем крошечный камбузный уголок, расположенный по левому борту. Вместо обычного на лодках такого размера выгороженного гальюна — выдвигающийся из-под правой койки биотуалет. Зато в кормовом рундуке по тому же борту, помимо набора инструментов, обнаружился и съемный пилон для буксировки воднолыжника, вейкбордиста или парашютиста — все это входит в стандартную комплектацию.
Американцы не любят напрягаться без нужды — электроприводами снабжены не только кормовой капот, закрывающий бензиновый 425-сильный "MerCruiser 496 Mag HO", но даже коротенькая мачта с белым ходовым огнем, послушно вылезающая из правого борта после нажатия на рычажок соответствующего тумблера. А в носу, словно на автомобиле, установлены галогеновые фары.
Адреналина нет и не будет
Так, наверное, привычно написали бы на стекле своего ларька торговцы, продавайся у нас адреналин в чистом виде. На поворот ключа с фирменной кобальтовской эмблемой лодка отозвалась мощным басовитым рокотом, который, увы, подогрел мои гоночные амбиции совсем ненадолго — через секунду в кокпите "Cobalt 263" опять воцарилась практически полная тишина (см. таблицу технических результатов). Чтобы хоть как-то восполнить недостаток звуковых ощущений, я ткнул пальцем в непромокаемый пульт управления магнитолой, расположенный справа от штурвала — окрестности наконец-то заполнило уханье огромных колонок, подкрепленное мощным сабвуфером (сама магнитола предусмотрительно упрятана в бардачок внутри каюты). Однако ухо лучше было держать востро — даже при оборотах холостого хода 425-сильный мотор тащит лодку довольно резво, так что при маневрах в узкости выгодней работать рукояткой реверса короткими "толчками", тем более что противонаправленные соосные винты колонки "Bravo 3" (примерно такая же система, что и вольвовская "DuoProp") позволяют забыть про особенности реактивного момента.
Выбравшись на свободный "прямик", даю полный газ, триммер в среднем положении. Где я — в автомобиле с правым рулем? Выход на глиссирование оказался хоть и быстрым (немногим более 4 с), но спокойным, мотор сработал без "провалов" или неожиданных "подхватов", плавно набирая обороты. Режим глиссирования начался уже при 2500 об/мин. Дифферент — практически автомобильный, сравнимый разве что с тем приседанием на задние колеса, которое демонстрирует при резком старте любая машина от "Жигулей" до "Shevrolet Camaro". Да и тишина в салоне — то бишь в кокпите — тоже автомобильная (опять отсылаю вас к таблице с техническими результатами). И с пассажиром спокойно общаешься, не повышая голоса, и магнитолу включаешь только в качестве звукового фона... Естественно, при замерах уровня шума оба упомянутых источника звука были "выключены". Честно говоря, со столь же тихой и столь же быстрой лодкой я до сих пор встречался лишь единожды — это был норвежский "Hydrolift T30V2" (отчет об испытаниях читайте в ближайших номерах "КиЯ").
Я поймал себя на мысли, что на скорости более 80 км/ч (для воды — довольно быстро, согласитесь), не испытываешь ровно никаких "спортивных" эмоций. Скорее, хочется откинуться на спинку сиденья поглубже и спокойно наблюдать за обстановкой и пробегающими мимо берегами, предаваясь тому, что в медицине именуется "релаксацией". Лодка идет ровно, а волну, несмотря на внушительные размеры и мощность, разводит примерно такую же, как "Казанка" с "Вихрем"-тридцаткой.
Легкий выход на глиссирование и практически полное отсутствие ходового дифферента объясняется заложенной в обводы корпуса концепцией "extended running surface" (удлиненной поверхности глиссирования). Мне показалось, что нос лодки немного "прилипает" к воде, и я решил уменьшить смоченную поверхность при помощи триммера. Нос приподнялся, скорость выросла, но при встрече с пологой волной "Cobalt 263" стал проявлять склонность к дельфинированию. Лодка была оборудована транцевыми плитами, но, учитывая носовую центровку с хорошей кормовой поддержкой, я ими не разу не воспользовался.
Крутую волну высотой 0.25-0.3 м, разведенную другими судами, лодка преодолевает мягко, без ударов и забрызгивания даже на полном ходу.
Крен в повороте умеренный, бокового скольжения нет. При циркуляции порядка трех-четырех длин корпуса с полного хода скорость падает примерно на 10-15 км/ч. В общем, если лыжник или вейкбордист за кормой уйдет вправо, а вы резко повернете влево, то неизвестно еще, сумеет ли он удержать фал.
Единственно, я обратил внимание на то, что на штурвале (естественно, снабженном гидравликой), имеется примерно 5-градусный люфт. Позже представители фирмы дали не совсем понятное пояснение, что это сделано специально — для безопасности малоопытных водителей.
Резюме
Добротная, качественная, красивая и дорогая прогулочная лодка, обеспечивающая практически автомобильный комфорт при движении по воде. Что стоит хотя бы крайне низкий уровень шума, позволяющий переговариваться вполголоса даже на полном ходу! На высоте и ходовые качества, правда, конструкторам пришлось немного пожертвовать скоростью в угоду стабильности хода — обычно смоченную поверхность корпуса, наоборот, стараются уменьшить.
"Cobalt 263" вполне можно использовать и в качестве дейкрейсера, хотя при таких размерах хотелось бы видеть отдельный гальюн вместо выдвижного биотуалета.
К минусам лодки можно отнести конструкцию тента, не гармонирующую ни с внешним обликом, ни с предназначением катера, а также люфт на штурвале, специально предусмотренный конструкторами.