Каждый мало-мальски грамотный рыболов знает, что рядом с большаком можно и не расчехлять спиннингов — в речке или на озере наверняка будет пусто. В поисках "за удачей" все мы теперь стремимся залезть дальше 101-го км, хотя, конечно, у каждого он свой, была бы только верная карта...
Вот и сегодня, когда на дворе вовсю жарит душный июль, а значит рыбу следует искать на порожистых протоках, наша компашка вновь собралась в дальнюю дорогу, на речку Тулокса, что бежит в Ладогу по Олонецкому району Карелии. По дороге от Питера чуть более 300 км, что в автомобильном варианте означает около четырех часов малоприятной езды. До слияния же ее верхних притоков — Лумбаса и Пуоройи — и вовсе добраться можно лишь тяжелым пешим макаром через густой лес (от деревушки Нинисельга около 5 км). Но мы-то знаем, что разобьем лагерь на Тулоксе уже через два часа после старта, ведь палатки, удочки и котелки загружены не в горбатый "мерсюк", а в рундуки "Robinson 44".
Не ищите данное имя в толстенных и глянцевых автомобильных справочниках, это всего-навсего. вертолет. Четырехместный красавчик американского производства (в Северной Америке эта фирма из Лос-Анджелеса плотно держит около 63% рынка продаж новых вертолетов) сертифицирован в России несколько лет назад, и его преимуществами успели воспользоваться не только богатенькие коммерческие организации, но и обычные туристы и деловые люди. Все дело в том, что основатель, и главный конструктор проекта Фрэнк Робинсон умудрился "начинить" малютку не только надежным поршневым двигателем (работает на обычнейшем высокооктановом бензине), оригинальным двухлопастным винтом и самосмазывающимися подшипниками, но и довести стоимость эксплуатации до автомобильных значений — около 69 центов на милю!
Вертолет тот был арендован у компании "Руссэйр" — дистрибьютора фирмы в России (в ангарах у генерального директора С. Ю. Михальченко есть также пятиместный французский "Eurocopter").
Не успели мы уютно рассесться в кожаных креслах (круизная скорость аппарата — 220 км/ч дальность полета без дозаправки — около 700 км, грузоподъемность — 400 кг), как в широченные окна увидели мыс Волчий Нос, что зазнаисто вдается в Ладогу чуть пониже устья Свири. Тем, кто летал на наших "миллях" (будь то "двойки" или "восьмерки"), не надо рассказывать, что общаться внутри салона можно лишь с помощью наушников или просто орать в ухо соседу. Все не так в комфортном чреве "заморского" гостя. Здесь акустическая звукоизоляция преобразует забортный шум в приятный фон для любой светской беседы. К тому же и цены летного часа "Ми-8" ныне больно кусачие — около 1000 у.е., в то время как у "Робинсона" как минимум раз в пять ниже.
Но вот внизу показались и порожистые кривули Тулоксы. В устье речки стоит одноименный поселок, значит тут делать нечего — и мы, лихо развернувшись и снизившись метров до 30, споро шуруем вверх до намеченной заранее точки. При впадении Лумбасы нами обнаружен знатный порог и разлив, по бокам поросший редкой водной растительностью, что есть самая "колбаса" даже для избалованного рыболовного эстета. После небольшого, но крепкого жаргонного совещания, просим пилота Виктора "упасть" прямо здесь, что тот делает просто мастерски — забрасывать блесны можно хоть из двери вертолета, где до заветного порога, под которым в поисках пищи и кислорода должна отстаиваться всякая хвостатая водная нечисть, рукой подать!
Не успел еще замереть винт, как Борис подцепил на беспроигрышную "черноспинку" 5-килограммовую щученцию. Отменное начало, хотя в глубине души я все-таки рассчитывал на хариуса и форелей. Но в такое жаркое время всех лососевых следует искать либо на родниках, либо прямо в пороге, где и вода похолоднее, и аэрация получше.
В целом расчет нашей экспедиции оказался верным — полное отсутствие ближайшей дороги обеспечило отличную тройную юшку, где можно было спокойно углядеть не только вышеупомянутого пятнистого разбойника, но также хариусов и окуней достойных размеров.
На утро мы перелетели в устье еще одного тулоксинского притока — Гушкалки, вытекающего из озера Пейзиярви. Блестящего "Робинсона" посадили на островке в живописном центре речки. Со стороны гляделось классно, словно "Шишкин в сосновом бору". Вообще-то, при соответствующей комплектации "американец" может и садиться, и взлетать с воды при волнении до 1.5 м, для этого существуют полиуретановые баллонеты, надувающиеся за три секунды.
Вокруг острова и в устье Гушкалки рыбалка оказалась послабее, импортные "вертушки" бесцеремонно хапали лишь стаи исключительно простецких окушариков, самый гигантский из которых вряд ли превысил бы по размеру грифельный карандаш в кармане первоклассника.
В других мизансценах данный факт испортил бы день, а нам хоть бы хны — стальная птица враз перенесла ребят на Мандрогу, правый приток Свири. Дорожное начальство обошло данный угол Ленинградской области своим вниманием, за что им самое сердечное спасибо. На сухую мушку или вращающиеся "меппсики" нулевого размера тут хватали и форелевые пестрята, и хитрая бойкая хариусня. В общем, оттянулись мы отменно, и, когда к вечеру второго дня вернулись в город, даже не верилось, что в такой короткий отрезок времени могло уложиться столько событий, и все благодаря заботливому американскому дедушке Робинсону.