Подобную политику — когда в качестве товара выступает не только готовая продукция, но и "ноу-хау" с правами на его использование — давно и успешно проводит петербургская фирма "Курс". В частности, разработанные ею небольшие лодочки "Лагуна" на основе предоставленных фирмой готовых матриц производятся сразу на нескольких предприятиях страны, за пределами Питера выпускаются и такие популярные модели "Курса", как "Дельта" с "Омегой". Однако впервые компания поделилась со сторонним партнером оснасткой и технической документацией на свою самую крупную флагманскую лодку, да к тому же совершеннейшую новинку — практически одновременно с собственным запуском ее в серийное производство. Поэтому сразу после испытаний на "мерной миле "КиЯ" одного из первых образцов катера "Фантом-II" производства фирмы "Курс" мы отправились на Волгу, где нас дожидался его близнец "Crosswind 210", выпускаемый одноименным саратовским предприятием.
Основные данные катеров "Фантом-II" и "Crosswind 210"
Длина, м: | |
- наибольшая | 6.6 |
- корпуса | 6.4 |
Ширина, м: | |
- наибольшая | 2.4 |
- по ватерлинии | 2.2 |
Вес без двигателя, кг: | |
- сухой | 800 |
- снаряженный | 1050 |
Килеватость на транце, град. | 24 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Число спальных мест | 2 |
Объем топливного бака, л | 280 |
Максимальная мощность ПМ, л.с. | 250 |
Цена катера | |
"Фантом-II", евро | от 14 800* |
Цена катера | |
"Crosswind 210", руб. | от 420 000** |
* Фирмы "Курс-Трейд" (Санкт-Петербург)
** Торгового дома "Борей" (Самара)##
Честный "walkaround"
Поскольку для подавляющего большинства отечественных водномоторников рыбалка в перечне назначений катера или мотолодки стоит далеко не на последнем месте (а нередко и на самом первом), велика востребованность лодок с компоновкой "walkaround", наиболее полно отвечающей тем требованиям, которые обычно предъявляют рыболовы — свободный, прикрытый фальшбортом проход вокруг относительно компактной закрытой рубки и большой свободный кокпит обеспечивают оперативный простор и свободу перемещения, а под крышей пусть и немного тесновато по сравнению с обычным "крейсером", но переночевать или просто переждать непогоду можно не без удобств.
До недавних пор этот класс лодок наиболее популярных "трейлерных" размерений, рассчитанных на установку подвесного мотора, был представлен у нас в основном зарубежными образцами — такими, например, как "Aquador 21WA", "Yamarin 6230", "Galia 660" или "Karnic 2250" (отчет о редакционных испытаниях последнего читайте в № 183). При создании нового катера главной задачей специалистов "Курса" было предложить отечественную альтернативу подобной зарубежной технике, не уступающую ей по всем основным качествам.
К лодкам "walkaround", подчиненным в первую очередь функциональности, потребители обычно предъявляют достаточно жесткие требования по мореходности. Этим требованиям вполне отвечают "фирменные" обводы главного конструктора "Курса" Бориса Ершова, основные черты которых прослеживаются практически на всех глиссирующих лодках компании — довольно значительная (24°) килеватость на транце и развитые скуловые брызгоотбойники, больше напоминающие бортовые спонсоны тримарана. В основу высокобортного корпуса нового катера легла подводная часть выпускающегося уже несколько лет и хорошо зарекомендовавшего себя 7-метрового РИБа "Кальмар", тоже имеющего компоновку "walkaround" (отчет об испытаниях см. в №169).
Как и корпуса, палубные секции петербургской и саратовской лодок абсолютно идентичны. Внешне они вполне традиционны — за одним лишь исключением. Дело в том, что "walkaround" — понятие растяжимое, и на многих лодках подобного класса, особенно компактных, проблема экономии внутреннего пространства вынуждает конструкторов поднимать линию палубы в районе рубки, отчего проходы вокруг нее превращаются практически в потопчины, обрамленные невысокими бортиками. По сравнению с подобными вариантами "Фантом"/"Crosswind" — это "честный" "walkaround" с самыми настоящими фальшбортами высотой по колено. Кроме того, их верхние кромки дополнительно снабжены прочными стальными релингами — в общем, выпасть за борт даже в качку удастся только при очень большом старании, тем более что статическая остойчивость на высоте: с четырьмя испытателями на одном борту крен не превышал 20-25°, хотя некоторые из них против правил свесились за борт, чтобы все было "по-честному".
При этом места в каюте более чем достаточно (при необходимости здесь можно устроиться на ночлег даже втроем), а объем самоотливного кокпита выше всяких похвал. Кстати, в лобовой части рубки имеется отформованное углубление — нечто вроде ковшеобразного сиденья, в котором чувствуешь себя уверенно и безопасно не только на стоянке с удочкой, но и на ходу. Обе предоставленные на тест лодки были укомплектованы тентами, закрывающими носовую часть кокпита, где располагаются места водителя и одного из пассажиров. Поскольку испытания проводились осенью, убирать тенты мы не стали. Тенты высокие, под ними можно стоять во весь рост, хотя на "Фантоме", в отличие от "Crosswind", не совсем понравилось, что прозрачные боковины несъемные — нет возможности установить только "крышу".
Непохожие близницы
Однако "Фантом-II" и "Crosswind 210" отнюдь не представляют собой зеркальные копии. Общей основой конструкторы "Курса" и компании "Crosswind" распорядились по-разному.
"Фантом" явно склоняется к "промысловому" варианту и более всего подчинен функциональности — и без того объемистый кокпит кажется еще просторней по той причине, что центральная часть его кормовой переборки отсутствует, и пайол — проход на широкий транцевый кринолин, удобный не только для купания, но и при вываживании рыбы — простирается до самого транца. Сиденья по бокам от этого проема, представляющие собой вместительные рундуки (в дополнение к многочисленным багажникам под пайолом), снабжены простенькими плоскими подушками, которые легко снимаются и места при хранении требуют немного. Комбинированное водительско-пассажирское сиденье, установленное на хромированных стойках, тоже выглядит достаточно незатейливо, зато на дополнительной подушке спиной к движению можно разместить еще двоих. Ее можно откинуть вниз, чтобы добавить пространства в кокпите — несомненный плюс, однако при всей своей функциональности сиденье не очень удобное: сидеть бок о бок тесновато, а штурвал чуть ли не упирается водителю в живот. Но даже при такой плотной компоновке установить кормовой полог тента при поднятом дополнительном сиденье не получится — оно выходит за пределы "закрытого периметра".
Интерьер саратовского "Crosswind" скорее наводит на мысли не о резиновых сапогах и спиннингах, а о прогулках и путешествиях. Дабы увеличить уровень комфорта на борту, специалистам саратовской компании пришлось пойти на компромисс — проем в кормовой переборке зашит, а вдоль него расположен трехсекционный "анатомический" диван — пошикарней на вид, чем подушки на "Фантоме". Вместо общего переднего сиденья — два раздельных кресла с боковой поддержкой, предусматривающие ряд регулировок. С точки зрения водителя такой вариант удобней. Нет на "Crosswind" и носовой площадки-бушприта, обрамленной высокими дополнительными релингами — в носу "по-крейсерски" установлен направляющий кронштейн для якоря. "Вальяжно-отдыхательный" имидж "Crosswind" подкрепляется и более богатым оформлением приборной панели с пластиковыми вставками под дерево. Единственно, нас удивило, что система рулевого управления на этой далеко не спартанской лодке оказалась обычной тросовой, хотя мотор здесь стоял ровно на 100 лошадок мощней, чем на "Фантоме", где "Mercury 150" управлялся более приличествующей случаю гидравликой.
"Фантом" и "Crosswind" также немного различались внешним оформлением: у первого граница синего и белого гелькоутов делила борт примерно пополам, зрительно удлиняя корпус, у второго темносиним был весь борт до скулы, что делало лодку несколько массивней на вид.
Выше нос!
Поскольку в основе катеров "Фантом" и "Crosswind" лежит знакомый корпус "Кальмара", мы уже заранее представляли, с чем придется иметь дело. Одним из его характерных особенностей является очень легкий и ровный выход на глиссирование, и обе новинки не уронили чести своего прародителя — "горба сопротивления" будто не было в помине. Однако после выхода на глиссирование "Фантом", который мы тестировали первым, продолжал "прилипать" носом к воде, а на манипуляции с кнопками триммера реагировал довольно вяло — в отличие от "Кальмара", который легко выставляется "на пятку" при слегка откинутом моторе. В результате мы наверняка не выбрали заложенные в корпус скоростные резервы, а на волне, особенно продольной, развитые спонсоны-брызгоотбойники то и дело цеплялись за воду, отчего катер немного зарыскивал. При резком сбросе газа "Фантом" останавливался, как вкопанный — словно автомобиль при экстренном торможении, отчего стоящим в кокпите было трудно удержаться на ногах. Очевидно, из-за каких-то особенностей палубной архитектуры центр масс "Фантома" еще больше смещен в нос, чем у "Кальмара", и даже у 150-сильного мотора не хватало силенок, чтобы создать более выгодный кормовой дифферент на ходу. По нашим ощущениям, не хватало буквально самой малости, и проблему скорее всего можно решить, слегка увеличив длину рычага, создающего дифферент — то есть попросту установив мотор немного пониже (в пользу такого предположения говорит и тот факт, что в поворотах при "отпущенном" триммере винт иногда подхватывал воздух). Напомним, что тестировали мы самый первый опытный образец, мотор на котором был установлен в строгом соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, без учета особенностей конкретного корпуса.
В остальном же лодка оставила самые благоприятные впечатления. Впечатлила мореходность — высокую скорость можно поддерживать даже на "битой" волне высотой 0.50.6 м, ход при этом мягкий, без ударов днищем, а на палубу не попадает ни капли воды. В повороте, несмотря на избыточный носовой дифферент, "Фантом" ведет себя полностью прогнозируемо, двигаясь точно по намеченной траектории с умеренным внутренним креном.
Приступая к испытаниям катера "Crosswind", мы немного опасались упомянутых выше проблем, но та самая "малость" (в данном случае, по нашему мнению, значительно больший вес 250-сильного подвесника) словно по волшебству все исправила. После столь же легкого выхода на глиссирование лодка охотно реагировала на изменение угла откидки мотора, и "оторвать" нос от воды удавалось уже при среднем положении триммера. Прекратились вызванные избыточным носовым дифферентом зарыскивания, а останавливался "Crosswind" после сброса газа более плавно. О том, что более тяжелый и мощный мотор позволяет управлять дифферентом в достаточно широком диапазоне, свидетельствует и тот факт, что при максимально откинутом моторе (на грани срыва винта в кавитацию) на скоростях порядка 45—50 км/ч "Crosswind" проявляет даже некоторую склонность к плавному дельфинированию, которое полностью прекращается с дальнейшим увеличением скорости (убрать этот эффект можно также небольшим "поджатием" мотора к транцу). Некоторые проблемы создал лишь тугой руль, снабженный тросовым приводом — в частности, вернуть штурвал в нейтраль после левого поворота на полном ходу было порой непросто.
Главный конструктор "Курса" Борис Ершов, которого мы ознакомили с результатами испытаний обеих лодок, сообщил, что об избыточном носовом дифференте при использовании 150-сильного мотора ему известно и что в кормовые обводы серийных лодок будут внесены изменения, призванные слегка "притопить" корму — в частности, планируется немного подрезать скуловые брызгоотбойники. Если же лодку рассчитывают эксплуатировать с подвесником максимальной мощности, восстановить удаленные участки скулы будет технологически несложно.
Резюме
Настоящий "walkaround" с просторным кокпитом и полноценными фальшбортами, закрывающими широкие проходы вокруг рубки, не уступающий зарубежным одноклассникам, но гораздо более привлекательный по цене. Пригоден для транспортировки на трейлере за автомобилем категории "В" (водителю необходимо иметь открытую категорию "Е"). Традиционно для лодок фирмы "Курс" оборудован массой рундуков и багажников, позволяющих разместить все необходимое в пути, отличается достойной мореходностью. Больше всего "любит" тяжелые моторы максимально разрешенной мощности, хотя после внесения изменений в кормовые обводы проблемы "прилипания" не должно возникать и с более легким подвесником мощностью 115—150 л.с. "Фантом-II" представляет собой более "деловой" вариант исполнения, который может приглянуться в первую очередь рыболовам, а "Crosswind" — компромиссную версию, сочетающую функциональность с более высоким уровнем комфорта.