Ходил на веслах, без мотора. На корме поставил подвесной парус 3.5 м2 (оригинал «Онеги-2»). Изготовил, поставил рулевое перо-шверт. На курсах галфвинд и бейдевинд при силе ветра 3 балла и нагрузке три человека лодка развивала скорость около 6 км/ч. Однако на этих курсах руль-шверт не обеспечивал лодке управляемость, приходилось подгребать веслами, в основном одним веслом со стороны подветренного борта, так как лодка приводилась.
В связи с изменениями политической и экономической ситуаций рыболовы — а это основная часть населения Латвии — пользуется лодками 1960-1990 гг выпуска. Позволить себе купить экономичные, но очень дорогие лодочные моторы сегодняшнего поколения, а также использовать всем известные старые, добрые «Вихрь», «Москва», «Нептун», расходующие по 10л/ч бензина при его стоимости 0.40 лата за 1 л, могут немногие. Четвертая часть населения нашей республики пенсионеры, получают пенсию, которой хватает только на уплату за двухкомнатную квартиру и коммунальные услуги в бывших «хрущевках», «брежневках» в спальных районах. Поэтому пришла мысль использовать силу ветра (пока не обложенную налогами!). Так родилась «Казанка», приводимая в движение веслами и двумя парусами.
Для управления ею все сведено к минимуму. Нет киля, не позволяющего плавать по мелководью и причаливать к берегу. Нет швертов и шверцев, требующих подъема и опускания. Поперечная остойчивость обеспечивается двумя поплавками-лыжами, изготовленными из осиновых досок 18x75x3200 мм (5 шт. на лыжу), передний и задний концы которых выполнены из AlMgSi0.5 сплава и загнуты вверх. По всей длине лыжи внизу, по центру, при помощи двух угольников прикреплены кили, также из осиновой доски 20x180x3000 мм, служащей как ребро жесткости и обеспечивающей лодке боковое сопротивление. Лыжи, а также расширенный планширь подняты под углом 15°. При крене лодки, идущей под парусами, подветренная лыжа ложится на поверхность воды, а надветренная поднимается над водой. В левентик или на курсе фордевинд обе лыжи, находясь под указанным углом, выходят из воды и не создают дополнительного сопротивления «чистой» «Казанки». То же самое происходит при движении на веслах. Для уменьшения занимаемой площади стоянки и при транспортировке обе лыжи легко поднимаются вверх.
Поскольку планширь в передней части расширен на 40 см (кормовой — 60 см), пришлось удлинить весла и определить сиденье гребца над багажным отсеком (ветровое стекло снято).
Рули (два) вынесены за корму при помощи кронштейна поперечной перекладины. Поднятие-опускание перьев рулей осуществляется не сорлинем, а рычагами ручных тормозов легковых автомобилей. Рулевое колесо (внутри рабочего отсека) — на корме, выполнено из переднего колеса от велосипеда диаметром 60 см, шкивы, трос обеспечивают поворот спаренных рулей в диапазоне 0-50°.
Для обеспечения непотопляемости лодки кроме имеющихся оригинальных носового и кормовых воздушных отсеков, по бокам бортов рабочего отсека и над расширенным планширем размещен пенопласт (четыре листа размером 30x600x2400 мм каждый).
Рабочий отсек — без сидений, что позволяет размещать здесь снасти и т. д. или, скажем, устраивать ночлег для двух человек.
Над воздушным и багажным отсеками, в носовой части, поставлена «треножка» из труб (сплав AlMgSi0.5) высотой 3 м с надетой пластмассовой оболочкой (труба соответствующего диаметра). На топе этих труб размещены: ролик для подъема мачты с парусом, ходовые и стояночный огни, указатель вымпельного ветра.
Высота мачты — 6 м, площадь треугольного паруса (без гика, типа стакселя или латинского) — 8 м2. Для прохождения низких мостов мачта опускается в горизонтальное положение.
На корме остался подвесной парус 3.5 м2 для обеспечения перемещения центра общей парусности назад, так как центр бокового сопротивления находится за мидель-шпангоутом в сторону кормы, а ЦП переднего паруса не обеспечивает правильного соотношения.
Зачехлив парус на мачте и опустив мачту в горизонтальное положение, через нее можно натянуть тент площадью 2x3 м (стандартная стеклоткань с окнами) в случае непогоды или на ночь на якорной стоянке.
Естественно, при заводском изготовлении многое было бы красивее, легче, прочнее и т. д. Я же предлагаю просто идею! Может быть, бывшие изготовители «Казанки» в авиационной промышленности учтут пожелания и возобновят выпуск простой, дешевой «Казанки»-тримарана, идущей под парусами, обдуваемой свободным ветром, не знающим границ, запретов, и преодолевающей всякие придуманные людьми преграды!
Эгонс Озолс, г. Рига (Латвия)