Насыщенная двухдневная программа предусматривала два похода вдоль побережья пролива Скагеррак, протяженностью около 50 миль каждый: Арендаль—Лингёр и Арендаль—Лиллесанд, в ходе которых участникам этого коллективного теста предстояло согласно заранее составленному расписанию меняться лодками. Каждому выдали набор подробных карт с уже проложенным курсом. К счастью, многие катера были оборудованы чарт-плоттерами, что значительно облегчило навигационные задачи — заблудиться в лабиринтах местных фьордов с обилием больших и маленьких островов немудрено даже при наличии карты. К сожалению, свои коррективы внесла погода. До Лингёра наш караван добрался благополучно, но когда мы повернули назад в Арендаль, ветер стал заметно усиливаться, а с открытого моря повалила серьезная волна. На следующий день и вовсе разразился самый настоящий шторм, так что в качестве тестового маршрута пришлось ограничиться узким, более-менее прикрытым от ветра 10-мильным проливом, на берегу которого расположен Арендаль. Но, тем не менее, нам удалось выполнить программу на все сто, протестировав за два дня двенадцать лодок и проведя за штурвалом каждой из них не менее часа. Понятно, что даже за час полное мнение составить о лодке трудно (тем более в режиме "галопом по Европам" с постоянными пересадками), поэтому в данной публикации остановимся в основном на своих судоводительских впечатлениях.
По своему типу и назначению протестированные катера заметно отличались друг от друга, но мы все же попытались распределить их по группам — пусть и довольно условным. Наиболее многочисленная из них — это "типично норвежские лодки". Характерный силуэт подобных суденышек можно увидеть в любой местной гавани. Как правило, это катер со стационарным мотором 7-8 м длиной, с большой носовой и крошечной кормовой каютами. Значительная часть кокпита, расположенного между ними, бывает тоже прикрыта крышей — обычно полурубкой-"хардтопом". Обводы корпуса могут быть и вполне традиционными для глиссирующих судов — с плоским транцем, но чаще всего попадаются лодки со скругленной "вельботной" кормой. Львиная доля таких катеров сейчас делается из пластика, но профиль бортов, имитирующих клинкерную обшивку, недвусмысленно свидетельствует о том, что обводы уходят своими корнями в глубину веков, когда лодки строили только из дерева. И еще одна характерная особенность: один и тот же корпус обычно допускает установку как 30-40-сильных движков, предусматривающих неторопливый водоизмещающий режим, так и мощных, до 200-250 л.с., моторов для движения в режиме глиссирования. При этом конструкторам приходится идти на компромисс: своими скоростными качествами такие лодки явно проигрывают тем, что специально разработаны в расчете на глиссирование. Однако скорость на море — понятие относительное, и неторопливая, но мореходная лодка в условиях сильного волнения способна дать фору стремительному "спортсмену". Кроме того, норвежцы по сути своей — народ действительно тихий, спокойный и приветливый, доверяющий старым традициям и за сиюминутной модой гоняться не склонный. О популярности таких лодок в Норвегии красноречиво свидетельствует и тот факт, что многие местные фирмы наряду с блещущими новомодным дизайном скоростными "машинами" продолжают выпускать и "типичных норвежцев". Думается, что подобные лодки могут приглянуться и российским судоводителям — прежде всего, благодаря их "теплолюбивой" компоновке и мореходности, а также компромиссности обводов, позволяющей подобрать наиболее рациональное соотношение между мощностью и скоростью с одной стороны и дальностью плавания — с другой.
"Joda 270 TC"
Основные данные катера "Joda 270 TC": длина наибольшая — 8.10 м; ширина наибольшая — 2.98 м; осадка — 0.80 м; вес — 3.0 т; пассажировместимость — 10 чел.; число спальных мест — 5+2 детских; высота подволока в каюте — 1.90 м; объемы: топливного бака — 135 л, бака для воды — 135 л, накопительного бака — 135 л; тип двигателя — дизель "Volvo Penta PMD", мощность — 144 л.с.; привод — наклонный вал; максимальная скорость — 19 уз (35 км/ч).
Классическая норвежская лодка. Подобных здесь действительно полным-полно и во фьордах, и в проливчиках. Кормовая каютка совсем крошечная — на Г-образной койке поместятся разве что два ребенка лет по десять, а в длинной носовой довольно просторно: за счет расположения коек в два яруса здесь можно устроиться на ночлег впятером! Есть камбузный уголок с мойкой, а вот гальюн отсутствует. Центральный кокпит, смещенный в корму — открытый, но благодаря стационарной дуге, на которой крепятся раздельные полотнища тента, легко превращается либо в "хардтоп", либо в полноценную рубку. Один мотор — 144-сильный дизель "Volvo Penta PMD", обычный наклонный вал, установленный в днищевом тоннеле.
Деревянный штурвал, приводящий рулевое перо, крутится очень легко. На малом ходу лодка упорно поводит носом вправо-влево, приходится подруливать. Максималка составила 18.9 уз (35 км/ч) при 3600 об/мин. На таком ходу начинают донимать резонирующий шум и отзвоны — шумо- и виброизоляция не на высоте. Лодка очень чувствительна к поперечной центровке — стоило моему коллеге из Германии Петеру Лессигу, взявшему на себя в нашем экипаже обязанности протоколиста, пересесть на левый борт, как "Joda 270 TC" тут же сделала попытку бодро уехать в ту же сторону, словно я опустил транцевую плиту. А плит здесь нет, так что с постоянным кормовым дифферентом, по причине которого обзор с водительского места оставляет желать лучшего, никак не управиться. Мы бесспорно глиссируем, но глиссируем как-то натужно. Под резкий сброс газа лодку развернуло градусов на двадцать — короче говоря, "Joda" очень напомнила мне некогда испытанную финскую "Bella 530 HT Classic" (см. №173) — пусть и меньшую по размерам, но столь же "классически скандинавскую". Впрочем, ничего удивительного: для "компромиссных" круглоскулых обводов с плоскими участками днища в корме — поведение вполне понятное.
А вот чем "Joda", довольно неторопливая и при этом верткая, действительно приглянулась, так это своей мореходностью. Даже скрестившиеся между собой кильватерные валы высотой поболее метра, разведенные нашими соседями по тестовому каравану, не сумели поставить ее в тупик — ни ударов, ни подскоков, ни единой капли водяных брызг в кокпите.
"Nor Star 950"
Основные данные катера "Nor Star 950": длина наибольшая — 9.46 м; ширина наибольшая — 3.30 м; сухой вес — 3.50 т, число спальных мест — 3+2+2 детских; объемы: топливного бака — 320 л, бака для воды — 310 л, накопительного бака — 115 л; тип двигателя — дизель "Volvo Penta", мощность — 160 л.с.; привод — наклонный вал; максимальная скорость — 17 уз (31 км/ч).
Такой же "типичный норвежец", как и "Joda", но заметно более крупный и просторный. Кроме того, и отделка с оборудованием у него явно пошикарней (к примеру, помимо камбуза, имеется гальюн), и на борту во время движения заметно тише. Правда, выпускают такие лодки несколько меньшим тиражом — от 12 до 15 штук в год. Привод тот же — старый добрый наклонный вал в днищевом тоннеле, и примерно такие же компромиссные обводы. Кормовая каюта тоже совсем крошечная, детская, только с другой планировкой: здесь одна широкая двуспальная коечка сбоку от входа. В кокпите — большой Г-образный пассажирский диван со столиком, мешающие углы которого легко откинуть. При необходимости можно с его помощью превратить диван в пару спальных мест, однако гостям придется устраиваться под тентом, который, как и на "Joda", крепится на стационарной дуге и состоит из двух частей. Сиденье перед штурвалом (тоже деревянным и стилизованным под старину) двухместное, а слева, перед входом в каюту —"гостевое" кресло на одного. Семейный вариант!
Кстати, вход в основную носовую каюту очень интересно трансформируется. Кормовая переборка здесь как таковая отсутствует — ее роль играют пост управления, который занимает около трети по ширине, плюс складная, словно в троллейбусе, дверь (еще одна треть), а также откидывающаяся вниз панель перед левым пассажирским сиденьем. В распахнутом виде вместительная каюта более напоминает открытый с кормы хардтоп, но стоит зафиксировать в поднятом положении левую панель, закрыть дверь и прикрыть оставшуюся наверху полуметровую "щель" мягким пологом — и перед вами опять полноценная, закрытая со всех сторон каюта.
Несмотря на более внушительные, чем у "Joda", вес и габариты, мощность вольвовского дизеля здесь лишь ненамного выше — 160 л.с. Близкой оказалась и столь же "спокойная" максимальная скорость — 16.7 уз (31 км/ч) при 2500 об/мин. Однако при движении против наката (не очень серьезного, высотой около 0.6-0.8 м), который повалил в послеобеденное время первого тестового дня с просторов Скагеррака, в лобовое стекло полетели брызги из-под форштевня, хотя с волной лодка справлялась уверенно и шла мягко.
"Inter 7700 Fisherman"
Основные данные катера "Inter 7700 Fisherman": длина наибольшая — 7.70 м; ширина наибольшая — 2.70 м; осадка — 0.70 м; сухой вес — 1.60 т; объем топливного бака — 135 л; тип двигателя — дизель "Yanmar", мощность — 212 л.с.; привод — наклонный вал; максимальная скорость — 28 уз (51 км/ч); цена — 400 000 норв. крон.
А вот вам пример того, что можно сделать из "типичной норвежской лодки", в основе которой лежит скорее не "теплолюбивая" компоновка со множеством больших и маленьких кают, а проверенные годами обводы. Одного взгляда хватает, чтобы понять: "ноги" большинства подобных норвежских катеров, больше предназначенных для приятного времяпрепровождения в холодных северных широтах, растут из тех вельботов, на которых издревле выходили в море прославленные викинги. В общем, мореходные обводы были одинаково хороши и для пиратства, и для вполне праведных дел: например, для мирной рыбной ловли.
Хоть и стеклопластиковый, но построенный по старинным рецептам "Inter 7700 Fisherman" — действительно типичный "рыболов" с огромным кокпитом, занимающим 9/10 всего полезного пространства в лодке (на основе этого корпуса выпускаются заодно прогулочная модификация "Sunny" — с носовой декой и огибающим открытый кокпит ветровым стеклом, а также классическая каютная). Единственные "предметы меблировки" — водительская консоль, смещенная в корму и предназначенная в основном для управления стоя, а также подковообразные диванчики в носу и в корме. Умиляющая подробность — в крошечном форпике, поместиться в котором можно разве что скрючившись в три погибели, установлен настоящий прокачной унитаз. Под пайолами имеются вместительные рундуки, которые можно заполнить водой и использовать для хранения улова. Кокпит по-честному самоотливной — диаметр шпигатов более 5 см.
Во время испытаний он был накрыт тентом, который напрочь перекрывал обзор по курсу — оставалась только небольшая дыра в носу вроде пушечного прицела. Рулить пришлось "змейкой", чтобы уследить за маневрами сотоварищей по тесту, тем более что мотор стоял запредельный — 212-сильный "Yanmar" (многие предпочитают 30—50 л.с. и водоизмещающий режим). Разгон оказался просто пушечным, а максималка составила 27.6 уз (51 км/ч) при 3200 об/мин. Узлах на двадцати я пересек крутую метровую волну, разведенную тяжелым "Marex 330 Scandinavia" — нормально прошли, мягко.
Даже на минимальном газу мощный дизель тащит лодку довольно быстро — 9.5 км/ч. Рядом с рычагом газа-реверса имеется еще одна рукоятка с черным набалдашником, которая приводит в действие гидромуфту, уменьшающую частоту вращения гребного винта. Переключившись на понижающую передачу, я снизил "троллинговую" скорость почти вдвое, а в лодке, как ни странно, стало заметно тише, хотя обороты мотора остались прежними. Кстати, такая штука очень полезна не только во время рыбалки, но и при подходе к причалу. И еще один плюс с точки зрения рыболова — на перемещение пассажиров с борта на борт лодка на ходу практически не реагирует.
"Fjord Terne 24"
Основные данные катера "Fjord Terne 24": длина наибольшая — 7.35 м; ширина наибольшая — 2.49 м; сухой вес — 2.2 т; пассажировместимость — 10 чел.; объемы: топливного бака — 135 л, бака для воды — 60 л, накопительного бака — 50 л; тип двигателя — дизель "Yanmar 4LH-HTE", мощность — 135 л.с.; привод — наклонный вал; максимальная скорость — 27 уз (49 км/ч); цена — 875 000 норв. крон.
А вот эту лодку я бы не взялся с ходу отнести к той или иной категории, хотя в чем-то она близка упомянутым "типичным норвежцам". Может, свойственными им традиционностью и независимостью от сиюминутной моды? Или обводами "под клинкер", которые за время пребывания в Норвегии успели стать привычными и чуть ли не родными?
На вид это олдтаймер "а-ля шестидесятые-семидесятые" — вроде шведского "Coronet". Вариант планировки — чисто прогулочный, поскольку львиную долю полезной площади занимает открытый кокпит. Носовая каюта относительно невелика и заодно служит гальюном — прокачной унитаз установлен прямо в проходе между койками. Все прочее расположено на открытом воздухе, даже камбузный уголок. Водительская консоль смещена к миделю, а посреди кокпита возвышается капот 135-сильного дизеля "Yanmar" с парой дополнительных сидений. Подобная компоновка больше наводит на мысли о жарком солнце, не слишком-то типичном для Норвегии. Правда, в непогоду огромный кокпит можно прикрыть тентом, устанавливаемым на стационарной дуге. Первым делом я стукнулся о нее головой, на что представитель фирмы признался, что тоже регулярно это делает. Точно по такой же схеме выполнены еще две модели "Fjord" — длиной 21 и 28 футов.
Привод — традиционный наклонный вал. Кроме того, корпус довольно длинный и узкий, так что маневренность на малом ходу оставляет желать лучшего. Явно по этой причине относительно небольшой "Fjord Terne 24" оборудуется носовым подруливающим устройством, при помощи которого действительно можно залезть в любую щель. "Шумит, а работает!" — извиняющимся тоном заметил представитель фирмы, когда скрежет боутрастера практически заглушил рокотание дизеля на холостом ходу.
Обнаружилась и еще одна "фишка", редко встречающаяся на лодках менее 7.5 м длиной — якорная электролебедка. Правда, роль якорного конца играет не цепь или трос, а плоская синтетическая лента наподобие крепежной стропы.
Порулить этой лодкой довелось на второй день испытаний, когда даже в закрытом проливе гуляла полуметровая волна. Выход на глиссирование оказался очень ровным и плавным, с умеренным кормовым дифферентом, который сохранился и на полном ходу. Крен даже в крутом повороте — едва заметный. Максимальная скорость с нагрузкой в два человека составила 26.7 уз (49.3 км/ч) при 3500 об/мин, причем с волной "Fjord" управлялся очень уверенно — только на полутораметровом накате в устье пролива в лобовое стекло полетели первые брызги.
"Marex 330 Scandinavia"
Основные данные катера "Marex 330 Scandinavia": длина наибольшая — 10.26 м; ширина наибольшая — 3.31 м; сухой вес — 5.2 т; число спальных мест — 2+2+2; объемы: топливного бака — 670 л, бака для воды — 350 л, накопительного бака — 210 л; тип двигателей — 2 дизеля "Volvo Penta KAD 32", мощность — 2х216 л.с.; привод — угловые колонки "DuoProp"; максимальная скорость — 34 уз (62 км/ч).
Пожалуй, это единственный норвежский бренд, который более-менее на слуху у нас в России. Помимо самого крупного своего творения — предоставленной на тест 10.3-метровой моторной яхты, компания производит и спортивные катера, и "типичных норвежцев". На "330 Scandinavia" я прошел самый первый отрезок от Аренда-ля до Кильсона. Долго провозившись с заправкой, стартовали последними, но вскоре догнали и перегнали основную часть каравана, хотя при встрече с небольшими лодочками и береговыми стоянками приходилось сбрасывать ход до самого малого — волну мы разводили приличную, а выход на глиссирование оказался достаточно неспешным.
С двумя дизелями "Volvo Penta KAD 32" по 216 л.с., работающими на поворотные угловые колонки "DuoProp", максимальная скорость составила 33.5 уз (62 км/ч). Если не использовать триммеры и транцевые плиты, на ходу лодка лежит на правом борту. Руль немного туговат, а его гидропривод, как мне показалось, работает дискретно. При открытой двери в салоне довольно шумно, высокая рубка с вертикальной кормовой переборкой немного подсасывает выхлоп и водяную пыль даже при открытом потолочном люке.
В Кильсоне, дожидаясь отставших коллег, я попробовал покрутить "Marex" на месте и имитировать швартовку, подходя к разноцветным буйкам в бухте. Маневренность оказалась хорошей — в принципе, можно даже не работать машинами "враздрай", достаточно просто поворачивать штурвал.
Компоновка вполне традиционна для скандинавских "крейсеров" подобного размера: помимо салона с прозрачной задней стенкой, снабженной сдвижной дверью, в котором расположены пост управления, камбузный уголок и П-образный диван, трансформируемый в двуспальную койку, имеются две отдельные двухместные каюты, а также просторная, шикарно оборудованная душевая кабина с гальюном. В общем, места в дальнем плавании с лихвой хватает на шестерых.
"Skibsplast 730 HT"
Основные данные катера "Skibsplast 730 HT": Длина наибольшая — 7.30 м; ширина наибольшая — 2.50 м; пассажировместимость — 8 чел.; число спальных мест — 3-4; объемы: топливного бака — 240 л, бака для воды — 65 л; тип двигателя — бензиновый "MerCruiser MPI", мощность — 260 л.с.; привод — угловая колонка "Alpha"; максимальная скорость — 38 уз (70 км/ч); цена — 58 682 евро.
"Трейлерная" лодка, пусть и требующая для транспортировки мощного внедорожника. Совершенно свежая модель, даже скорее прототип, поскольку на момент испытаний "730-й" существовал в единственном экземпляре. По словам представителей фирмы, наиболее оптимальным типом силовой установки здесь был бы дизель мощностью 150-170 л.с., однако на предоставленной для тестирования лодке был установлен 260-сильный бензиновый "MerCruiser MPI" — исключительно из испытательского любопытства, чтобы проверить корпус на пределе возможностей.
При всей своей компактности "Skibsplast 730 HT" стремится не отставать по уровню насыщения оборудованием от более крупных лодок — на борту имеется даже отдельная душевая кабина (она же гальюн). "Лодка маленькая, поэтому мы стремились максимально использовать ее ограниченный внутренний объем", — в один голос заявили представители компании. Нельзя не признать, что это им удалось: интерьер салона очень интересно трансформируется, и на каждую из его деталей возложено сразу несколько функций. Форпик, который на ходу играет лишь роль вместительного носового рундука, снабжен, тем не менее, мягкими подушками — равно как и закрывающая его откидная крышка "с изнанки". На крышке заодно отформованы и ступеньки, облегчающие выход на носовую палубу через открывающуюся секцию лобового стекла. На стоянке она откидывается вниз и образует вместе с подушками форпика широкую двуспальную койку. Еще одно спальное место для двоих получается из раскладывающихся сидений в салоне.
Выход на глиссирование тяжеловатый, занимает секунд десять. На малом и среднем ходу "Skibsplast 730 HT" заметно лежит на руле, зарыскивает, а с ростом скорости принимается откровенно дельфинировать. На максималке, которая составила 37.8 уз (70 км/ч), штурвал перестает оттягивать руки, но дельфинирование продолжается даже на тихой воде, и устранить это неприятное явление удалось только при помощи триммера. Кстати, встроенный спидометр безбожно врет — показывает 80 км/ч. Задний обзор ограничен кабиной гальюна, расположенной за спиной у водителя — видно только обстановку по левому борту. Лодочка очень верткая, в крутом повороте ведет себя уверенно, но винт в самый ответственный момент способен подхватить воздух, теряя упор. На выходе из очередного фьорда в Скагеррак встретили волну высотой 0.5-0.6 м, и по просьбе устроившегося на кормовом диване Петера я сбавил ход до комфортных 20 уз (37 км/ч). Кидало нас и вправду здорово — удары о волну усугубляло дельфинирование, возобновившееся на неспокойной воде.
"Nidelv 610 Sport"
Основные данные катера "Nidelv 610 Sport": длина наибольшая — 6.10 м; ширина наибольшая — 2.30 м; осадка — 0.90 м; сухой вес — 1.35 т; число спальных мест — 2; объемы: топливного бака — 170 л, бака для воды — 43 л, накопительного бака — 43 л; тип двигателя — турбодизель "Wolksvagen", мощность — 155 л.с.; привод — угловая колонка; максимальная скорость — 35 уз (65 км/ч).
После всех испытанных посудин эта лодочка, без всякой натяжки — трейлерная, показалась совершеннейшей крохой. На ней мы с Петером вернулись в Арендаль под вечер первого тестового дня. Приставка "Sport" в названии меня не обманула — добродушный пузатенький облик "Nidelv 610" ничуть не наводил на мысли о скоростных забавах на воде.
Лодка эта — самая маленькая в модельном ряду компании, который разделен на две независимые "линейки": "Sport" (шесть скоростных моделей с современным дизайном) и "Classic" (четыре модели "типичных норвежцев"). Выпускается она практически в неизменном виде с 1995 г и, по словам одного из разработчиков, конструировалась в свое время по заказу швейцарцев в расчете на тамошние озерные условия. В тех краях мне тоже довелось побывать, и, доложу вам, то же озеро Комо — далеко не пруд. Ущелье, в котором лежит этот V-образный водоем, образует нечто вроде аэродинамической трубы, и короткая, "злая", высокая волна там далеко не редкость, поэтому 22-градусная килеватость "Nidelv 610 Sport" меня ничуть не удивила.
Компоновка — вполне привычная для российского глаза, из тех, что американцы именуют "cuddy cabin": тесная, больше предназначенная для ночевки каютка под носовой декой, в кокпите два передних сиденья, кормовой диван и ступеньки для выхода на бак через откидную форточку. Прокачной унитаз здесь установлен прямо в каюте, но, в отличие от уже упомянутого "Fjord Terne", не торчит вызывающе в проходе, а упрятан под откидной крышкой в левой койке.
По кормовым капотом — 155-сильный дизель "Volkswagen", работающий на колонку "Bravo 1", под стать лодке веселый и нарядный, выкрашенный белой краской. В комплекте с этим произведением немецких автостроителей, напористо проникающих на лодочный рынок, идет стандартный компьютер, в числе наиболее полезных функций которого — возможность не только получить мгновенный расход топлива, но и оценить, на сколько (в часах, милях или километрах) хватит остатка в баке.
Примерно по такой же волне, как на предыдущей лодке, особо быстро не разгонишься — поддерживаем около 19 уз (35-36 км/ч). Вода в проливе, на финишной прямой, стала поспокойней, поэтому я рискнул дать полную гашетку и приподнял нос лодки триммером — 35 уз (65 км/ч). На кильватерной волне от встречного большого катера газ пришлось сбросить, но удар все равно оказался довольно жестким — несмотря на 22-градусную килеватость, лодка эта действительно больше озерная.
"Hydrolift S24" и "S24R"
Основные данные катера "Hydrolift S24" (в скобках — отличающиеся данные "Hydrolift S24R Paceboat"): длина наибольшая — 7.35 м; ширина наибольшая — 2.10 м; осадка — 0.65 м; килеватость на транце — 24°; сухой вес — 1.35 т; пассажировместимость — 7 чел.; число спальных мест — 0 (2); объем топливного бака — 190 л; тип двигателя — турбодизель "Steyr 214 НК" (бензиновый "MerCruiser MPI" с компрессором), мощность — 260 (520) л.с.; привод — угловая колонка "Bravo 1" ("Bravo XZ"); максимальная скорость — 50 уз [93 км/ч] (71 уз [131 км/ч]); цена — 649 000 (865 000) норв. крон.
На второй, заключительный, день испытаний погода резко испортилась — поднялся ветер, из-под низких туч моросил надоедливый дождь, который время от времени припускал до ливня. В таких условиях пришлось испытывать спортивные скоростные лодки. Не особо погрешу против истины, если главенствующую роль в этой весьма популярной в Норвегии категории судов отдам катерам "Hydrolift" серии "S24" — настоящим чистопородным "спортсменам". Относительно узкие корпуса, 24-градусная килеватость, два поперечных редана, раздельное управление газом и реверсом... Планировка по-гоночному спартанская — двухместная консоль смещена к правому борту, причем водитель располагается точно в ДП. На одной из двух лодок в носу имелся V-образный диван, превращающийся в широкий лежак одним нажатием кнопки (треугольный пайол, он же закладная доска, поднимается и опускается электроприводом), на другой — крошечная каютка, больше пригодная для хранения всякого снаряжения (койки в ней частично уходят в бортовые "гробы").
Однако главное — это как обе лодки вели себя на воде. "Обычный" "S24" с 260сильным турбодизелем "Steyr" легко разогнался на короткой ветровой волне высотой 0.2-0.3 м до 50 уз (93 км/ч), продемонстрировав великолепную устойчивость на курсе и управляемость, четко удерживая траекторию даже в самых крутых поворотах, когда устоять за штурвалом можно было лишь благодаря специальным спортивным сиденьям с боковой поддержкой. В устье пролива, где высота волны стала достигать метра, лодка принялась то и дело выскакивать из воды, обнажая винт, однако приводнялась мягко, а курс держала, как по нитке. "Заряженная" версия "S24R" с 520-сильным бензиновым мотором, снабженным механическим нагнетателем (ее используют в качестве лодки-стартера на гонках класса "оффшор"), на заметно более высокой скорости вела себя столь же уверенно, хотя представитель фирмы попросил меня особо не "поджимать" триммер, чтобы избежать избыточной поворачиваемости. Опасения оказались напрасными, что и подтвердилось в ходе возникшей нештатной ситуации. На обратном пути в Арендаль сквозь пелену ливня я углядел впереди по курсу огромную стаю уток, сидящих на воде, и буквально через пару секунд понял, что взлетать они не собираются. Пришлось прибегнуть к "экстренному торможению", резко сбросив газ на скорости более 130 км/ч. "S24R" клюнул носом, но устойчивость на курсе и способность четко управляться сохранил, и мне без проблем удалось направить лодку в неспешно освобожденный беспечными птицами узкий проход.
"Hydrolift T30V2"
Основные данные катера "Hydrolift T30V2": длина наибольшая — 9.10 м; ширина наибольшая — 2.50 м; осадка — 0.70 м; килеватость на транце — 24°; сухой вес — 2.20 т; пассажировместимость — 9 чел.; число спальных мест — 2+1; объемы: топливного бака — 390 л, бака для воды — 40 л, накопительного бака — 40 л; тип двигателя — "Volvo Penta KAD 300", мощность — 272 л.с.; привод — угловая колонка "DuoProp"; максимальная скорость — 40 уз (74 км/ч); цена — 1 340 000 норв. крон.
Эта модель побольше и повальяжней. Каютка заметно более комфортабельная, имеется камбузный блок, за полукруглой выгородкой — крошечный туалет с умывальником. Если на "S24" водитель располагается по центру, то здесь планировка более-менее традиционная, пост управления — справа у борта. Однако управление газом и реверсом тоже по-спортивному раздельное, есть и стропка безопасности, нечасто встречающаяся на таких довольно крупных лодках. Спортивные сиденья с развитыми боковыми поддержками и опускающимися подушками мирно уживаются с широким лежаком в корме, предназначенными для любителей загара.
Идет лодка очень мягко и практически бесшумно — только ветер свистит да шипит вода. 272-сильный "Volvo Penta KAD 300", прикрытый тяжелым капотом с электроприводом, практически не слышен. Правда, скорость по сравнению с "S24" оказалась довольно умеренной — 40 уз (74 км/ч), и это при том, что стрелка тахометра перевалила за отметку "4000" и вышла за пределы шкалы. Килеватость корпуса здесь тоже 24-градусная, и прыжки начались лишь на метровой волне — плавные и мягкие, словно под днищем пуховая подушка. Управляемость и устойчивость на курсе столь же хороши, как и у "S24".
Несмотря на спортивный облик и достаточно быстрый ход, лодка эта скорее не "адреналиновая", а "отдыхательная".
"Goldfish 22 Sport"
Основные данные катера "Goldfish 22 Sport": длина наибольшая — 6.65 м; ширина наибольшая — 2.20 м; осадка — 0.60 м; килеватость на транце — 24°; сухой вес — 1.2—1.3 т; пассажировместимость — 7 чел.; объем топливного бака — 140 л, тип двигателя — бензиновый "MerCruiser MPI", мощность — 220 л.с.; привод — угловая колонка "Alpha"; максимальная скорость — 48 уз (89 км/ч); цена — 47 140 евро.
"Золотая рыбка" — в некотором роде конкурент "Гидролифту", хотя внешне ее 22-футовик выглядит скорее как "рыболов": просторный открытый кокпит и центральная консоль со свободным проходом по бортам, в которую встроен вместительный рундук. Сиденья тут не спортивные, да и силуэт корпуса не столь хищный. Однако скоростные характеристики впечатляют — скорость под 90 км/ч.
Выход на глиссирование плавный, без резких "подхватов", дифферент невелик. Да и вообще остротой поведения "22 Sport" не отличается. На волне, разведенной в проливе большим катером, пришлось слегка сбросить газ, но все равно последовал прыжок. Создается впечатление, что лодка очень легкая, хотя официальные данные фирмы это не подтверждают. Из-за высокой посадки водителя кажется, что крен в крутом повороте глубже, чем в действительности. На высокой волне в устье удавалось без проблем поддерживать скорость в районе 25-30 уз (около 50 км/ч).
"Goldfish 32 Sportcruiser"
Основные данные катера "Goldfish 32 Sportcruiser": длина наибольшая — 9.85 м; ширина наибольшая — 2.70 м; осадка — 0.80 м; килеватость на транце — 24°; сухой вес — 3.2 т; пассажировместимость — 7 чел.; число спальных мест — 3; объемы: топливного бака — 600 л, бака для воды — 140 л; тип двигателей — 2 дизеля "Yanmar", мощность — 2х270 л.с.; привод — угловые колонки "Bravo 1"; максимальная скорость — 51 уз (94 км/ч); цена — 182 600 евро.
Создается впечатление, что эта лодка движется, даже стоя у причала — стояночный кормовой дифферент еще более подчеркивается тем, что нанесенная на борту ватерлиния сбегает от носа к корме вниз и у транца полностью уходит под воду. Может, это просто дизайнерский ход?
"32 Sportcruiser" чем-то близок "Hydrolift T30V2" — компания позиционирует его как скоростной дейкрейсер "для хорошей погоды". Действительно, обе лодки с обилием "солнечных" лежаков уместней смотрелись бы где-нибудь на Средиземном море, нежели в норвежских шхерах. В каюте — широкая двуспальная койка и еще одна коечка сбоку, судя по размерам, детская. Имеется гальюн — правда, без душа. При выходе из каюты со мной произошло то же, что чуть ранее на "Фьорде" — я крепко приложился макушкой о кромку скошенного ветрового стекла. Представитель фирмы признал, что и сам не раз набивал тут шишки.
Силовая установка солидная — два турбодизеля "Yanmar" по 270 л.с. Транцевых плит нет, но ходовой крен можно при необходимости убрать триммером колонки того или иного борта. Триммерные кнопки расположены отдельно на панели, что не очень удобно, но при двухмоторной установке, наверное, иначе и нельзя. Якорная лебедка тоже приводится кнопками на панели, но можно использовать и дистанционный пульт-брелок — интересная опция! На верхней кромке ветрового стекла перед водителем и пассажиром установлена прозрачная отсекающая встречный ветер накладочка — очень полезная вещь, особенно при управлении лодкой в дождь.
Выход на глиссирование туговатый, с довольно большим кормовым дифферентом даже при полностью поджатых колонках, обзор при этом ограничен, приходится привставать. Правда, на борту около 500 л топлива, а баки смещены в корму. Но, довольно неспешно преодолев "горб сопротивления", лодка демонстрирует вполне спортивную прыть — скорость превышает 90 км/ч.
Управляемость и устойчивость хода тоже на высоте. Некоторую бортовую раскачку при крутой циркуляции с полного хода способна вызвать лишь кильватерная волна от соседнего катера. В общем, поведением на воде "Золотая рыбка" во многом напоминает не столь скоростной большой "Гидролифт" — единственно, в кокпите здесь более шумно.
Со швартовкой задним ходом в сильный ветер проблем не возникло — при работе машинами "враздрай" лодка исправно крутится вправо-влево, причем рукоятки газа можно не трогать — для уверенного маневрирования достаточно оборотов холостого хода.