Из массы возможных вариантов применения моторной лодки — прогулки, рыбная ловля и охота, туризм, перевозка хозяйственных грузов, буксировка воднолыжников, обеспечение пловцов и аквалангистов — такая «средняя» лодка наиболее пригодна для прогулок. Для рыбной ловли она неудобна. Для туризма ее вместительность, комфорт и приспособленность для дальних плаваний (по запасам топлива) недостаточны. Для перевозки хозяйственных грузов она совершенно непригодна.
Значительные затруднения вызывает хранение такой лодки, так как ее можно держать лишь на оборудованной охраняемой стоянке.
Наиболее простой, неприхотливой, экономичной, дешевой и универсальной из отечественных мотолодок остается «Казанка», выпускаемая уже более 20 лет. Однако ряд ее характеристик (безопасность эксплуатации, прочность, мореходность) не отвечает современным требованиям. Попытки модернизировать лодку не дали желаемых результатов и в то же время увеличили ее цену. Сейчас модернизированные варианты «Казанки» заканчивают свой промышленный век. Потребность же в простой, экономичной и дешевой мотолодке остается не удовлетворенной, так как полноценной замены «Казанке» нет.
В опубликованной четыре года назад редакционной статье «Цена комфорта» (сборник №38) уже поднимался этот вопрос. Там же рекомендовался для массового производства тип беспалубной моторной лодки, широко распространенной в прогулочном флоте США, Финляндии, Японии, Австралии и других стран.
Информация об изображении
Типичные формы корпусов мотолодок о разворачивающейся на плоскость обшивкой
Большинство таких лодок изготавливается штампованными из легкого сплава и имеет минимум элементов набора. Жесткость поверхности корпуса обеспечивается за счет их двойной кривизны и продольных гофров. Кромки бортов оканчиваются профилем из легкого сплава. Банки обеспечивают поперечную жесткость корпуса, а расположенные под ними емкости — непотопляемость лодки. Рецесса на транце нет. Большинство таких лодок эксплуатируется под моторами мощностью не более 25 л. с. и при этом управляется непосредственно румпелем.

Типичные формы корпусов мотолодок о разворачивающейся на плоскость обшивкой
Наиболее распространенная в США беспалубная моторная лодка имеет следующие характеристики: длина — 4,3 м, ширина — 1,50 м, высота борта — 0,55 м, вес порожнем — 85 кг, грузоподъемность — 300—350 кг, вместимость — 4—5 чел., мощность подвесного мотора — 14 л.с. В зависимости от нагрузки скорость лодки равна 25—35 км/ч.
По сравнению со «средней» отечественной подобная лодка имеет следующие преимущества:
- меньшую в 1,5—2 раза стоимость (за счет простоты и технологичности конструкции, меньшего расхода материала);
- меньшие затраты на эксплуатацию и содержание;
- большее удобство подъема, спуска на воду, транспортировки и хранения (за счет уменьшенного в 1,5—2 раза веса лодки и простоты ее оборудования);
- большее удобство размещения в лодке (за счет вдвое большей полезной площади в лодке, не имеющей носовой и кормовой палуб и бортовых потопчин).
В то же время беспалубная мотолодка менее комфортабельна, имеет меньший запас прочности и менее мореходна, что требует соответствующего ограничения допустимой мощности мотора, скорости хода, района плавания.
Технические характеристики беспалубных мотолодок вполне соответствуют условиям эксплуатации на крупных реках и озерах для рыбной ловли, прогулок и ближнего туризма. Так, в США беспалубные мотолодки из легкого сплава составляют около 25% общей численности прогулочного флота — их свыше 2 млн.
Из 240 наименований прогулочных судов, продающихся в «стране 1000 озер» Финляндии (прогулочный флот которой, кстати говоря, больше, чем у Японии), 46% составляют беспалубные мотолодки.
Широкое распространение они могут получить и в нашей стране, имеющей самую большую в мире сеть рек и озер. Лишь новизной лодок подобного типа для проектирующих организаций отечественной промышленности, представителей торговли, потребителей можно объяснить отсутствие их выпуска в настоящее время. Однако сейчас уже сделаны определенные сдвиги в освоении ряда моделей.
Примером беспалубной лодки, выпускающейся сейчас, может служить шпоновая «Форель» (сборник №42). Несмотря на то, что это лодка гребная, она неплохо идет и под мотором «Ветерок-8».
ЦКБ «Нептун» спроектировало мотолодку «Серебрянка», которая может рассматриваться как промежуточный вариант между традиционной и беспалубной моторными лодками.
Металлическая лодочка «Мотылек» — это, по существу, первый отечественный проект беспалубной моторной лодки для серийного производства (сборник №52).
Большое внимание беспалубным моторным лодкам было уделено группой мелкого судостроения ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова при разработке предложений по типажу и программе строительства судов для продажи населению на 1976—1980 гг. Были выполнены проектные проработки беспалубных моторных лодок пяти типоразмеров, определены эксплуатационно-технические характеристики, разработаны теоретические чертежи корпусов, изготовлены и испытаны натурные образцы трех из них.
Четыре из пяти разработанных мотолодок имеют остроскулые обводы с разворачивающимися на плоскость поверхностями днища и бортов, и лишь одна — круглоскулые обводы. Такое соотношение принято с учетом сегодняшних технологических возможностей заводов. Изготовление круглоскулых лодок со штампованными корпусами требует применения дорогостоящего штампопрессового оборудования, которым заводы, выпускающие прогулочные суда, пока не располагают.
Лодки «Д-380», «Д-420» и «Д-450», разработанные сотрудниками ЦНИИ им. Крылова, составляют самостоятельную подгруппу (сборник №54). Они предназначены для эксплуатации под маломощными подвесными моторами (5—14 л. с.) при высоте волны около 0,3 м. Их обводы должны обладать высоким гидродинамическим качеством в переходном режиме, где доля волнового сопротивления особенно велика. По этим соображениям наиболее целесообразным было признано применение формы корпуса с острой носовой оконечностью и линией скулы, поднятой к форштевню. Подобная форма корпуса (кстати, традиционная для наших мотолодок) позволяет уменьшить волновое сопротивление в переходном режиме, по сравнению с другими формами корпусов, за счет большей остроты носовой оконечности, большей длины по ватерлинии и меньшего ходового дифферента. Эта форма позволяет также уменьшить ударные нагрузки при ходе на волне за счет меньшей ширины по скуле в носовой части корпуса и большей килеватости носовых шпангоутов.
Лодки в зависимости от их водоизмещения и размерений, а также ограничений по мощности моторов рассчитывались на определенные режимы движения. Для лодки «Д-380» — меньшей из всех в серии — расчетный режим движения при полной нагрузке — глиссирование. С одним водителем лодка должна глиссировать под мотором мощностью 8 л. с.
Расчетный режим движения более крупной «Д-420» при полной нагрузке — переходный или глиссирование в зависимости от мощности подвесного мотора. С одним водителем лодка должна глиссировать под мотором мощностью 10 л. с.
Расчетный режим движения наиболее крупной лодки серии «Д-450» — переходный. С одним водителем она должна глиссировать под мотором мощностью 12 л. с.
Для обеспечения необходимого гидродинамического качества в переходном режиме все три лодки имеют умеренно килеватые обводы (углы килеватости днища — 13° на миделе и 6—10° у транца), относительно большую длину по ватерлинии и острые носовые образования. Наибольшая ширина днища по скуле смещена от миделя к корме и остается постоянной до транца. По всей длине скул установлены брызгоотбойники. Из-за невысоких расчетных скоростей движения лодок установка на них продольных реданов признана нецелесообразной.
Днища и борта лодок образованы сопряженными коническими и цилиндрическими поверхностями. Их построение выполнено по способу «плавающего центра», с помощью которого удалось создать разворачивающиеся на плоскость поверхности при заранее заданных линиях киля, скулы и борта и обеспечить плавность обводов.
Для проведения ходовых и буксировочных испытаний были изготовлены натурные образцы этих лодок с обшивкой из фанеры.
Для мотолодок «Д-380» и «Д-420» первым испытанием было участие в VIII Всесоюзных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» в Новгороде (сборник № 51).
Лодка «Д-380» под мотором «Москва-М» (10,5 л. с.) как в маршрутной, так и в кольцевой гонках уступила лишь лодке «Обь» под мотором «Ветерок-14» с настроенным выхлопом (мощностью около 17 л. с.). Интересно отметить, что в кольцевой гонке, где способность лодки вновь набирать скорость после поворота особенно важна, оба лидера далеко оторвались от остальных участников гонки. Успех «Д-380» в этих условиях показал, что ее обводы имеют достаточно высокое гидродинамическое качество как в переходном режиме, так и при глиссировании.
Лодка «Д-420» во всем диапазоне расчетных скоростей и нагрузок показала высокие ходовые качества. Главное ее достоинство — высокое гидродинамическое качество в переходном режиме. При скорости 14—18 км/ч, обычно соответствующей «горбу» на кривой сопротивления, лодка «Д-420» в зависимости от нагрузки имеет К=7,45÷10 (у большинства мотолодок К=5÷6,5).
Самая крупная из трех лодок «Д-450» показала отличные ходовые качества: она идет со скоростью 18 км/ч при полной нагрузке, но может и глиссировать со скоростью до 45 км/ч.
Все три лодки обладают хорошей устойчивостью на курсе — не уходят с курса даже при отпущенном румпеле и в то же время легко управляются. При глиссировании на волне высотой 0,3—0,4 м ударные нагрузки не превышали допустимых. Выпукло-килеватая форма носовых шпангоутов обеспечивает лодкам хорошую всхожесть на волну, уменьшает забрызгивание. Несмотря на отсутствие рецессов, случаев заливания лодок волной через вырез транца не было (правда, иногда лодки, наполовину вытащенные на берег, заливало волной от проходивших судов).
Проведенные испытания показали, что все три беспалубные лодки вполне соответствуют своему назначению, а их эксплуатационно-технические характеристики получились даже лучшими, чем предусмотрено при проектировании.
На основе результатов испытаний был разработан теоретический чертеж моторной лодки «Д-470». По своим размерениям, водоизмещению и расчетной мощности устанавливаемого мотора она больше, чем предыдущие, и отличается от них по целевому назначению. При разработке ее обводов ставилась задача обеспечения возможности выпуска на базе одного корпуса нескольких модификаций: беспалубной, с рубкой-убежищем и с «опалубленным» кокпитом.
Главными достоинствами первых двух модификаций прежде всего должны быть большая грузоподъемность и вместимость. Для туристской лодки кроме этих двух качеств большое значение имеет дальность плавания без пополнения запасов топлива, мореходность, а также скорость хода. Лодка третьей модификации должна обладать хорошими скоростными качествами и иметь мягкий ход на волне. Независимо от модификации лодки должны иметь легкий, простой по конструкции корпус с разворачивающейся на плоскость обшивкой.
Применение разворачивающейся на плоскость обшивки облегчает постройку лодок не только промышленными предприятиями, но и судостроителями-любителями, которые могут сделать такую лодку с обшивкой из фанеры. Конструкция может быть традиционной, но следует обратить особое внимание на обеспечение жесткости верхних кромок бортов и надежное соединение поперечных банок с бортами лодки.
Обводы «Д-470» отличаются от предыдущих лодок значительно увеличенной шириной корпуса, более высоким бортом, полнотой носовой оконечности и несколько большей килеватостью днища на миделе.
Разработанные обводы включены в выпущенный институтом «Альбом теоретических чертежей прогулочных судов перспективных типов». Вместе с упоминавшейся мотолодкой «Мотылек» они образуют типоразмерный ряд из пяти беспалубных моторных лодок длиной от 3,5 до 4,7 м с широким диапазоном эксплуатационно-технических характеристик.

