В итоге теоретический чертеж окончательного варианта яхты оказался похожим сразу на все модели и, как нам тогда казалось, вобрал в себя одни лишь их достоинства. Но пока обрабатывались данные испытаний, строительство яхты уже шло полным ходом. Еще оттачивались детали теоретического чертежа корпуса, а матрица палубы была готова на 90%. Говорят, таким образом — «с палубы» — строился знаменитый «двенадцатиметровик» «Херитэйдж».
Основные данные
Длина наибольшая, м | 6,80 |
Длина по ватерлинии, м | 5,65 |
Ширина наибольшая, м | 2,40 |
Ширина по ватерлинии, м | 1,80 |
Осадка, м | 1,40 |
Водоизмещение порожнем, м3 | 0,950 |
Вес фальшкиля, кг | 300 |
Площадь парусности, м2 | 19,2 |
Гоночный балл по IOR III, м | 5,5 |
Для корпуса был выбран стеклопластик как самый современный и доступный для нашей квалификации материал.
Стаксельные лебедки, капроновые концы и множество других мелочей прислали яхтсмены из Таллина и Киева. Многими дельными вещами поделились яхтсмены ленинградских яхт-клубов.
Большую помощь оказали верфи спортсудостроения — ленинградская и таллинская. В Ленинграде сварили мачту и гик из легкого сплава АМг, в Таллине — пошили комплект лавсановых парусов.
Затянувшееся строительство яхты привело к необходимости корректировки проекта: за прошедшие 4 года правила IOR претерпели 3 редакции.
Вместо тяжелого подъемного киля был поставлен постоянный плавник весом 300 кг, укоротился на 750 мм корпус, увеличилась парусность. Роль рубки выполняет сложная по форме объемная секция палубы, имеющая развитую погибь и обратную седловатость, с комингсами, переходящими в борта. Стык комингса и борта образует фланцевое усиление привального бруса.
Яхта имеет традиционную для «четвертьтонников» планировку. Просторный широкий самоотливной кокпит начинается у самого транца и с кормы полностью открыт. На транец навешен балансирный съемный руль, (в рабочем положении передняя кромка руля заходит под днище, надежно фиксируя руль на петлях).
В средней части кокпита на уровне банок расположена балка погона гика-шкотов. По обе стороны диаметрально расположенного входа в каюту находятся шкотовые лебедки, работать на которых можно не только из кокпита, но и стоя в проеме специально для этого приспособленного входного люка. Внутри каюты имеются четыре стационарных спальных места: два боковых в «гробах» и одно сдвоенное в носовой части.
По левому борту расположен штурманский стол, по правому — камбуз, оборудованный двухконфорочной газовой плитой на карданной подвеске и мойкой. В средней части каюты находится «наследство» от первоначального варианта яхты с подъемным килем — прямоугольный колодец высотой 350 мм. В настоящее время он используется как надежное соединение киля с корпусом, здесь же установлены степс мачты и стопора всех фалов.
Мачта коническая в верхней части сварена из трубы АМг6Н 85X7,5 с приваренным к ней трубчатым лик-пазом; гик изготовлен из трубы 55X2. Для стоячего такелажа использованы струны из нержавеющей стали: для вант — диаметром 4 мм, форштага — 5 мм, ахтерштага — 3 мм. Ванты выведены на палубу в район усиленных подпалубных продольных балок, перевязанных с рамными шпангоутами.
Палубная оковка крепления форштага имеет в форпике талрепную оттяжку, крепящуюся к килю.
Корпус и палуба яхты представляют собой стеклопластиковую оболочку переменной толщины, подкрепленную через каждые 400 мм легкими стеклопластиковыми шпангоутами и парой стрингеров коробчатого профиля с пенопластовым наполнителем сечением 20X20 мм, килем аналогичной конструкции сечением 30X30 мм, двумя монолитными рамными шпангоутами — 8X90 мм, носовой и кормовой водонепроницаемыми переборками толщиной 2 мм и двумя продольными выгородками, связывающими дно кокпита и днище.
Корпус и палуба отформованы в деревянных матрицах по полной технологической схеме изготовления стеклопластиковых корпусов (отделка и полирование матриц, нанесение разделительного слоя, покрытие матриц эпоксидным пигментированным слоем и формовка стеклопластиковой оболочки).
Для формования корпуса применена малотоксичная полиэфирная смола НПС-609-21М и стеклоткань АСТТ/б/С2—О. Для того чтобы уложиться в проектный вес, были выбраны минимально возможные толщины основных связей с усилением лишь наиболее нагруженных силовых элементов — днища в месте крепления киля, рамных шпангоутов в районе установки мачты, а также форштевня и килевого участка днища в носовой оконечности.
Яхта ходит наравне с «Солингом» на курсах от полного бейдевинда до бакштага, но при ветре 3 балла не может на фордевинде оторваться от «Фолькбота». Единственное, что не вызывает сомнений, — это отличные ходовые качества при лавировке в сильный ветер против волны. Тут уж «Курьер» вне конкуренции.
Яхта оказалась очень чувствительной к дифферентовке — на попутных курсах в кокпите лучше не держать более двух человек. При курсе бейдевинд и крене 15° кормовой участок скулы (угол транца) погружается в воду и «тащит» за собой большой бурун. Мачта оказалась слишком жесткой, краспицы необходимо укоротить, так как оказалось невозможным полностью выбирать ричер. Крепление верхних вант слишком далеко отнесено в корму, поэтому они портят профиль грота уже на крутом бакштаге. Решено применить бакштаги, изменив проводку вант.
Архитектура палубы оказалась слишком сложной — это почувствовалось при первом же ремонте. В результате столкновения с яхтой Л6 на «Курьере» был разбит иллюминатор, поврежден участок палубы и привальный брус. Для восстановления иллюминатора был необходим шаблон, для формовки участка палубы понадобилась подушка лекальной формы. На весь ремонт ушло 3 дня.
Остальные качества яхты: остойчивость, поворотливость, устойчивость на курсе — вполне удовлетворительны.
Полученный при проектировании и постройке «Курьера» опыт позволил группе проектирования яхт СКБ ЛКИ приступить к разработке нового проекта четвертьтонника, уже предназначенного для серийной постройки на Ленинградской судостроительной верфи ВЦСПС. Конструкция этой яхты рассчитана на технологические условия верфи — корпус будет изготовлен из шпона и оклеен снаружи стеклопластиком. Жесткость обеспечивается фанерными полупереборками, ламинированными шпангоутами и стрингерами. Из стеклопластика будут отформованы кокпит, перо руля и ряд мелких деталей. Плавниковый фальшкиль представляет собой чугунную отливку весом 554 кг, мачта и гик — сварные из легкого сплава. Яхта будет оборудована стационарным двигателем «СМ-557Л».
Основные данные яхты: длина наибольшая — 7,15 м; длина по КВЛ — 6 м; ширина — 2,8 м; осадка — 1,5 м; площадь парусности — 32,8 м2, полное водоизмещение — 1.4 т.