Основные данные
Длина корпуса, м: | |
наибольшая | 7,25 |
по KBЛ | 6,6 |
Длина наибольшая поплавка, м | 6,0 |
Осадка корпусом, м | 0,6 |
Общая ширина тримарана, м | 4,2 |
Водоизмещение при осадке по KBЛ, кг | 1200 |
В каюте размещены три спальных места. Днем одна из коек убирается, открывая двухконфорочную газовую плиту и штурманский стол. При работе на камбузе можно стоять, открыв сдвижной люк.
Форпик отделен от каюты переборкой на шп. 3. Здесь на приподнятом пайоле размещается одна удобная двуспальная койка. На переборку навешены крючки для выходной и штормовой одежды. В крыльях мостика хранятся паруса. Из форпика имеется отдельный выход — через люк на крыше рубки. Этот люк совершенно необходим для вентиляции помещений в жаркие дни и при работе газовой плиты.
В ахтерпике хранятся подвесной мотор, запасной якорь, канистры с бензином. В поплавки через герметичные лючки на палубе мостика укладываются запасные концы и прочее легкое имущество. На крыльях мостика в пределах каюты оборудованы шкафчики для личных вещей, по бортам от кокпита — ниши для рыболовных снастей и сигнального снабжения.
Подвесной мотор «Ветерок» с удлиненным на 300 мм дейдвудом навешивается на кормовую балку мостика. Тяговое усилие мотора частично воспринимается капроновым тросом — оттяжкой, закрепленной одним концом над антикавитационной плитой «Ветерка», а другим — на корме корпуса.
На тримаране применено парусное вооружение с кормовым расположением мачты. Мачта установлена на 200 мм в корму от пш. 6 (на дополнительном шпангоуте) на шарнирном степсе, позволяющем заваливать ее в нос для прохода под мостами. Мачта раскреплена двумя основными и двумя топовыми вантами, двумя ахтерштагами (проходящими через краспицы), двумя бакштагами; ромбованты увеличивают жесткость мачты в поперечной плоскости.
К топу мачты шарнирно крепится носовой выстрел, удерживаемый двумя оттяжками, идущими на ноки кормовых раскосов — топовых краспиц, которые соединены между собой поперечным тросом. От нока каждого из раскосов вниз идут оттяжки: по одной на транец корпуса и на наружный борт поплавка. Пятки раскосов шарнирно связаны с топом мачты и между собой. Пятка носового выстрела также крепится к топу мачты на шарнире, обеспечивающем две степени свободы (в вертикальной и горизонтальной плоскостях). Потравливая или набивая оттяжки кормовых раскосов, можно несколько приподнимать или приспускать выстрел. Рангоут работает на чистое осевое сжатие и способен выдерживать значительные нагрузки. Мачта, выстрел, раскосы и гик пустотелые, склеены из сосны.
От нока выстрела к рыму на шп.2 проведен грота-штаг, а на оковку форштевня — стаксель-штаг.
Вертлюг патент-рифа на носовом конце гика крепится к грота-штагу. При работе грота все усилие от гика передается на гика-шкоты и на две тросовые оттяжки от основания вертлюга к носовым углам рубки. Таким образом грота-штаг нагружается только усилиями, передаваемыми передней шкаториной грота.
Опыт плавания тримарана «Мираж» с таким вооружением в течение трех навигаций (1973—1975 гг.) показал большие его возможности. Использованы эти возможности не до конца: я не смог пошить паруса, «Мираж» ходит под гротом и стакселями от катамарана класса «В». Грот слишком пузатый, стакселя также имеют далеко не идеальную форму, но даже с этими плохими парусами «Мираж» показал себя быстроходным судном и на всех курсах уверенно обгонял килевые яхты равной или даже несколько большей длины. Однажды 22 мили от Волошской косы на Буге до входа в Днепр мы легко прошли за 3 часа при ветре 5—6 баллов от фордевинда до бакштага, показав среднюю скорость 7,35 уз. Удалось бы выжать и большую скорость, но я вел яхту один (команда отдыхала), да и нельзя было отрываться от катамарана «Гефест», так как плавание совершалось совместно.
Тримаран чувствителен к малейшим дуновениям ветерка, быстро набирает скорость. При ветре 7—8 баллов на реке и до 5—6 баллов на море можно нести полную парусность. В бейдевинд при ветре до 3 баллов тримаран идет под углом 43—45° к ветру, но при усилении ветра лавировочные качества заметно ухудшаются. Это объясняется увеличением дрейфа из-за чрезмерно пузатого грота.
«Мираж» легко слушается руля, без затруднений совершает поворот оверштаг. Наветренный поплавок на ходу как правило выходит из воды. Благодаря относительно большой ширине судна откренивание силами команды весьма эффективно.
В 1974 г. «Мираж» в составе эскадры из шести херсонских яхт участвовал в дальнем спортивном плавании в Евпаторию и обратно, а в 1975 г. — в Никополь и в Скадовск. Накоплен уже определенный опыт эксплуатации в морских условиях. Яхте довелось выдержать 9-балльный шквал в районе Тендровской косы.
При волнении свыше 3—4 баллов при ходе в бейдевинд наблюдаются удары волны в подветренное крыло мостика. Это естественно, так как при усилении ветра подветренный поплавок погружается глубже, и не было для нас неожиданностью: еще при постройке были предприняты все меры для усиления конструкции мостика.
Тримаран оказался чувствителен к перегрузке. Помимо того, что при постройке мы перетяжелили его примерно на 200 кг, в походы обычно берем очень много снаряжения. Осадка увеличилась, мостик более подвержен ударам волн. По возвращении из похода я тщательно осматриваю все конструкции катамарана, но пока никаких поломок или трещин не обнаружил.
Благодаря малой осадке — всего 0,6 м — «Миражу» доступны самые мелководные районы. Так, запомнился очень интересный переход по Тендровскому заливу от с. Железный Порт до Очакова. Глубины не больше метра, вода прозрачная, как стекло, волны практически нет. Тримаран несется под двумя основными и двумя дополнительными парусами, на дне видно все до мельчайших подробностей, но все это пролетает под нами с большой скоростью; только бычки, как летучие рыбки, выпрыгивают из воды в стороны...
Тримаран, как никакое другое судно, подходит для климатических условий юга Украины. Есть где расположиться загорать на просторной палубе, в непогоду есть где укрыться.
Опыт плаваний позволяет четко сформулировать преимущества примененного нами вооружения.
Повышается эффективность работы благодаря устранению вредного влияния мачты.
Появляется возможность нести большую дополнительную парусность на полных курсах и в слабый ветер, применять различные комбинации парусов в зависимости от силы и направления ветра.
Варьируя парусами, можно добиваться оптимальной центровки.
Грот на полных курсах можно устанавливать под большим углом к ДП, растравливая гик вплоть до стаксель-штага.
Имеется возможность регулировать натяжение грота-штага п пузо грота. Для этого к передней шкаторине грота прикреплен трос длиной 3,5 м, верхний конец которого вдевается в фаловую скобу, а нижний соединяется скобой, охватывающей и грота-штаг, с двумя тросовыми оттяжками. При подъеме грота поднимаются и оттяжки, которые внизу пропущены через блоки, укрепленные на форштевнях поплавков; ходовые концы их выведены в кокпит. В слабый ветер оттяжки растравливаются для увеличения пузатости паруса, при усилении ветра — выбираются. Практически нам еще не удалось устранить вредное прогибание грота-штага на участках выше и ниже точки крепления оттяжек; очевидно необходим грот, специально скроенный для данного рангоута.
Подъем и спуск парусов можно осуществлять из кокпита.
К недостаткам нашего вооружения относятся несколько большие вес и ветровое сопротивление рангоута, увеличение количества снастей стоячего такелажа по сравнению с обычным одномачтовым.
Опробовано несколько вариантов несения парусов (см. схемы). При основном варианте (а) с применением грота от катамарана и рабочего стакселя 5 м2 тримаран хорошо уцентрован; на курсе бейдевинд на руле не лежит, имеет лишь слабую тенденцию приводиться. Во время 90-мильного плавания в одиночку до Каховки мне удавалось ставить еще два дополнительных паруса, оставляя руль при ветре 3—4 балла. Грота- и стаксель-фалы проведены через нок переднего выстрела и топ мачты, утки фалов установлены прямо на мачте.
В варианте (б) грот поднимается на штаге, заведенном на топ мачты, а фор-топсель — на грота-штаге, причем шкоты этого паруса проводятся через блоки на ноках раскосов. Угол установки фор-топселя составляет при этом 15°, что соответствует углу установки стакселя на «Драконах».
Можно ставить (в) дополнительные паруса на топе мачты, а также кливер, помимо стакселя, на бушприте. Вариант с бушпритом еще не использовался, а вот три дополнительных стакселя при несении грота мы поднимали на курсе от бакштага до галфвинда.
Наиболее целесообразный штормовой вариант — стаксель на гике, поставленный по штагу на топ мачты (г). Нагрузка передается непосредственно на мачту.
В варианте (д) рей брифока поднимается на топ мачты, брасы проводятся через ноки раскосов. Значительная ширина тримарана позволяет эффективно использовать прямой парус на крусах от фордевинда до галфвинда. Можно на стаксель-фале поднять и спинакер.