Эта фотография сделана в Туруханском районе, на одном из многочисленных озер поймы реки Енисей. Весенний промысловый отстрел ондатры, переезды по заросшим озерам я мелким таежным рекам, любительская весенняя и осенняя охота на водоплавающую дичь в этих краях немыслимы без легкой лодки. Исстари здесь все пользуются челном. Он имеет несколько местных названий: в Енисейском районе его называют обласок, в Туруханском — ветка. По всему плесу реки Енисей применяется общее название — долбленка. Чаще говорят ветка-долбленка, в отличие от ветки-дощаника.
В ветках-дощаниках стремятся повторить обводы ветки-долбленки, но даже сами строители дощаников признают превосходство долбленок. Долбленка легче, быстроходнее (до10 км/ч), удобнее для постановки рыболовецких сетей — в ней нет гвоздей, за которые цепляются сети. Считают, что долбленка остойчивее дощаника одинаковых размеров, но это, мне кажется, преувеличение.
Ветки-долбленки, вероятно, были изобретены тунгусами-эвенками, и лишь позднее ими стали пользоваться русские охотники-промысловики. И до сих пор в Туруханском районе лучшие долбленки изготовляют эвенки, проживающие в фактории Келлог.
Обычно размеры такой лодки колеблются по длине от 3,5 до 3,7 м, по ширине от 0,7 до 0,75 м, высота борта в середине — около 0,3 м. При собственном весе около 35 кг лодка хорошо держит одного человека и 15—20 кг груза. Без груза и по тихой воде можно перевезти второго человека через неширокую реку или озеро.
Изготовление долбленки — трудоемкая ручная работа, требующая исключительной аккуратности и терпения.
Мастера-умельцы, а их становится все меньше и меньше, какими-либо специальными инструментами не пользуются. Острый топор и охотничий нож — вот фактически и все. Но неплохо, если под рукой имеется обычный столярный инструмент; пила, рубанок, долото, стамеска, сверло и горбач с выпуклой колодкой.
Исходный материал — осина диаметром не менее 40 ем на уровне груди, как говорят лесники. Дерево выбирается очень тщательно. Недопустимы гниль, сучья диаметром свыше 10 мм, морозобоины — вообще какие-либо внешние и внутренние повреждения.
От ствола осины отпиливается бревно по длине будущей лодки. С бревна снимается кора и заболонная часть древесины. Размечаются линии борта, которые симметричны и образуют плавные кривые, сближающиеся к середине бревна. По этим линиям бревно стесывается топором. Затем, отступая от торцов на 40 см, по всей поверхности бревна (за исключением затеса) в шахматном порядке высверливаются отверстия диаметром полдюйма (примерно 13 мм) и одинаковой глубины. Конечно, глубина их не должна превышать половины диаметра бревна и быть меньше 20 мм.
В отверстия забиваются контрольные нагеля или колки, как их здесь называют. Колки делают строго одинаковой длины, обычно — 15 мм; диаметр их на 1—1,5 мм больше диаметра отверстий. Расстояние между колками 20 см.
После того как колки забиты, приступают к долблению древесины. Долбить начинают, отступив от торцов на 40 см и постепенно приближаясь к середине.
Бревну не дают сохнуть, и на ночь выдолбленную часть заливают горячей водой. Долбление прекращают, как только показывается контрольный колок.
Развод бортов начинают с середины, причем бревно распаривают горячей водой и греют над тлеющим длинным костром типа нодьи. Борта разводят до ширины 70—75 см в средней части. Нос и корму (для них в торцах бревна и были оставлены по 40 см) обрабатывают уже после того, как разведена середина ветки. Сначала подрезают торцы по водорезу и внешней линии кормы. Подрез делается почти под одним углом к днищу как в носовой, так и в кормовой частях.
После того как вытесаны внешние обводы носа и кормы, здесь сверлят отверстия, забивают колки, и долбление продолжается.
В носовой и кормовой частях, где начинают расходиться борта, делают сквозные отверстия и борта стягивают сыромятными ремнями. Они предохраняют нос и корму долбленки от раскалывания, к ним привязывается веревка для швартовки, буксировки и вытаскивания на берег.
Чтобы разводка бортов не изменялась при высыхании древесины, между бортами вставляют поперечные распорки. Концы их упираются в зарубки, сделанные на внутренней поверхности бортов.
Сиденьем для гребца служит дощечка, положенная на дно ветки. Двухлопастное весло длиной до трех метров может быть цельным, а чаще лопасти весла крепятся к шесту гвоздями или привязываются сыромятным ремнем.
Долбленка выглядит красивее, если борта снаружи обшиты привальной доской шириной 8—10 см и толщиной 15 мм.
На фотографии носовая часть ветки-долбленки прикрыта щитком. Щиток съемный и служит для того, чтобы закрывать от дождя ружье и охотничьи припасы.