Яхта имеет многоскулые, граненые обводы. Если технологичность подобных обводов при фанерной обшивке не вызывает сомнений, то конкурентоспособность таких яхт на гонках в сравнении с круглошпангоутными не столь очевидна. Однако результаты некоторых гонок на «Четвертьтонный кубок» последних лет свидетельствуют, что многоскулые яхты могут успешно противостоять круглошпангоутным.
В гонках «Четвертьтонного кубка» в 1972 г. дебютировала шведская яхта «Роббер» с многоскулыми обводами, причем управлял яхтой сам автор проекта П. Сталя. Яхта имела ширину 2,8 м, широкую корму, оригинальное распределение балласта: 290 кг в виде бульба на узком плавнике и еще 230—внутри корпуса, Всем этим «Роббер» резко выделялся среди собратьев по классу. Все были поражены, когда на 70-мильной дистанции яхта в лавировку обошла сразу шесть яхт на протяжении двух миль и выиграла гонку. Во второй гонке по олимпийской дистанции «Роббер» занял второе место, и только поломка руля на 130-мильной дистанции помешала ему стать победителем.
В 1973 г. яхтсмены познакомились с яхтой «Кварта» — тоже с граненым корпусом — конструкции англичанина Д. Томаса. Успешное выступление этой яхты (4-е место) окончательно рассеяло сомнение в конкурентоспособности яхт с подобными корпусами. Кстати, «Роббер», также участвовавший в этих гонках, дважды приходил первым (такого не удалось сделать даже победителю) и только две неудачные гонки отбросили шведа на 7-е место.
В проекте нашей яхты получили дальнейшее развитие идеи, заложенные в «Курьер-I» (см. сборник № 61). Хотелось получить хорошо энерговооруженную яхту при сравнительно небольшом водоизмещении. Обводы корпуса получились как компромиссное решение задачи — сделать достаточно технологичную поверхность и по возможности максимально приблизиться к формам, получающим преимущество при обмере по правилам IOR.
Скула на борту прошла на высоте замера ширины В, а днище от миделя в нос приобрело плоский килевой участок. Местоположение граней корпуса однозначно диктовалось местами замеров глубины трюма CMDI, OMDI и MDI.
Планировка палубы и кокпита подчинялась одной задаче — обеспечить, в первую очередь, эффективность работы экипажа с парусами и по от-крениванию яхты. По этой причине был выбран гладкопалубный вариант со смещением максимальной ширины ближе к кокпиту.
Парусное вооружение «Курьера-III» типично для яхт «четверть-тонного» класса, хотя некоторые конструкторы в последнее время отдают предпочтение варианту оснастки 7/8. Возможность подобной трансформации в нашем проекте предусмотрена, данный вариант можно рассматривать как базовый. Соотношение площадей грота и стакселя спроектировано так, что RSAT=SPIN. Но, разумеется, строители яхты могут самостоятельно подобрать оптимальное с их точки зрения соотношение этих площадей.
Опыт эксплуатации «Курьера-I» показал, что скромного «набора» из четырех спальных мест, газовой горелки и штурманского стола вполне достаточно для использования яхты по назначению — в крейсерских гонках небольшой протяженности (до 150 миль). Для «Курьера-III» мы оставили эту принципиальную схему планировки практически без изменений.
Расчетом нагрузки предусмотрено размещение минимального снабжения крейсерско-гоночных яхт VI класса, а также выдержаны все планировочные ограничения, предусмотренные «Правилами постройки, классификации и обмера спортивных парусных яхт».
«Курьер-III» имеет просторный кокпит, открытый с транца. Через окно транца проходит румпель с удлинителем. Схема подвесного руля с небольшой компенсацией полностью оправдала себя на «Курьере-I». Погон гика-шкота проходит по дну кокпита на всей его ширине.
Классический вход в яхту заменен люком с палубы. Наряду с конструктивными преимуществами такой схемы появляется возможность работы со шкотовыми лебедками, стоя в люке на специально оборудованной для этого платформе (на уровне спальных мест).
На яхте нет привычного форлюка. Небольшие размеры парусов позволяют без труда доставать и убирать их через основной палубный люк. Естественное освещение каюты яхты обеспечивается двумя иллюминаторами на передней стенке кокпита и еще двумя, смонтированными на палубе. Для вентиляции установлены завинчивающиеся лючки и дефлекторы.
С точки зрения конструкции корпуса проект «Курьера-III» не содержит в себе ничего оригинального, поэтому обратим внимание читателя лишь на специфические моменты строительства. Дело в том, что «четвертьтонник», имея фиксированный гоночный балл IOR 5,5 м, должен при спуске на воду иметь осадку, строго соответствующую расчету. Любое колебание осадки яхты сказывается на величине балла: при увеличении осадки он уменьшается и наоборот — при всплытии растет. Но в процессе постройки яхты возможны отклонения в материалах, толщинах обшивки и сечениях набора и, следовательно, вес судна может отличаться от проектного. Может появиться и необходимость корректировки проекта по ходу строительства.
Информация об изображении
Типовой узел соединения шпангоутов и переборок с обшивкой и продольным набором
Возможны два основных решения: корректировка гоночного балла ведется либо за счет увеличения (уменьшения) веса балласта, либо за счет уменьшения (увеличения) размеров парусов. Выбор варианта — дело строителя, так как однозначного ответа на вопрос, как это скажется на ходовых качествах, нет. В первую очередь надо рассматривать затраты трудоемкости и времени, но в любом случае необходимо внимательно познакомиться с правилами обмера самому строителю либо привлечь к решению проблемы человека, разбирающегося в них.
Типовой узел соединения шпангоутов и переборок с обшивкой и продольным набором
Сборку корпуса лучше всего выполнять в положении вверх килем, начиная с установки на стапеле переборок. Крепление продольных связей к переборкам осуществляется с помощью угольников-коротышей. После того как корпус будет обшит фанерой, угольники можно снять, места притыкания переборок к обшивке необходимо проклеить «мокрым угольником» из стеклопластика (три полосы стеклоткани шириной 40, 60, 80 мм соответственно). Эта операция выполняется после того, как корпус яхты будет перевернут в нормальное положение.
Если для обшивки используется авиафанера, то корпус необходимо оклеить снаружи стеклотканью в два слоя. В случае применения бакели-зированной фанеры можно ограничиться проклейкой швов наружной обшивки лентами стеклоткани.
Оклеивать корпус лучше, располагая полотнища ткани вдоль корпуса яхты; соединения двух соседних полотнищ по пазам надо осуществлять на ребрах скул. Процесс декоративного покрытия может быть в значительной степени облегчен, если оклейку корпуса производить на смоле с пигментом. После того как поверхность корпуса будет отшкурена и подшпаклевана, можно окончательно покрывать его тонким слоем пигментированной смолы. Это делается с помощью тонких металлических шпателей.
Конструкция плавника выполняется из листов 3-миллиметровой стали, причем верхняя пластина с заранее приваренными шпильками ставится после заполнения плавника балластом. Балластировать плавник можно заливкой расплавленного свинца или дробью со связующей смолой. Полный вес плавника с балластом должен быть равен 405 кг.
Конструкция корпуса предусматривает некоторую свободу в выборе схемы стоячего такелажа при условии, что крепления ахтерштага и фор-штага остаются без принципиальных изменений: форштаг крепится к форштевню через металлическую кницу; ахтерштаг — к бимсу транца (в нижней части ахтерштаг раздваивается). Что касается точек крепления нижних и верхних вант, то возможны различные варианты, выбор которых зависит от жесткости мачты, геометрии грота, возможной установки бакштагов и т. п.
Вопросы оснащения яхты парусами достаточно хорошо освещены в статье Пьера Гютеля «Новые паруса гоночной яхты» (сборник №39). Для «четвертьтонника» число парусов ограничено (по правилам класса) девятью, причем на гонке можно нести только один грот. Вероятно, это послужило одной из причин того, что многие конструкторы обратили свое внимание на «нетоповый» вариант вооружения, позволяющий, на наш взгляд, полнее использовать возможности единственного грота.
Не следует отчаиваться, если скромные возможности по части палубной механизации не позволяют оборудовать яхту до уровня «двенадцатиметровика». Для яхт «четвертьтонного» класса тенденция идет как раз в направлении к более скромному набору механизмов и приспособлений.