Напомним некоторые положения правил этого класса:
- яхты должны быть пригодны для перевозки на трейлере за легковым автомобилем; в связи с этим их максимальная ширина ограничена 2,5 м;
- масса яхты в состоянии обмера, т. е. с оборудованием и парусами на борту, но без подвесного мотора, запасов и снабжения, должна быть не менее 800 кг;
- масса балластного фальшкиля — в пределах 30—40% водоизмещения;
- коэффициент остойчивости CGF должен быть равен 0,98;
- необходимый минимум комфорта должны обеспечить: две постоянные койки длиной 1,9 м и шириной 0,55 м и 0,35 м в голове и ногах соответственно; высота от пайолов до бимсов 1,25 м на длине 1,2 м при ширине прохода 0,35 м; высота над диванами 0,9 м при длине сиденья 1,2 м и ширине 0,4 м; камбуз, оборудованный в кардановом подвесе, 20-литровый запас пресной воды.
Когда мы ознакомились с правилами этого интересного класса (в начале 1978 г.), проблема «что строить и на чем гоняться» была, наконец, решена. Маленький крейсер — именно то, что нам нужно.
Основные данные яхты «Револьвер»
Длина наибольшая, м | 6,43 |
Длина по КВЛ, м | 5,23 |
Ширина наибольшая, м | 2,47 |
Осадка, м | 1,43 |
Водоизмещение, кг | 900 |
Площадь парусности, м2 | |
Масса фальшкиля, кг | 400 |
Гоночный балл по IOR, м | 5,03 |
Работа над проектом началась в том же 1978 г. с определения размерений яхты. Длина ее корпуса 6,5 м оказалась максимально возможной, учитывая габариты помещения, в котором предполагалось строить яхту. Водоизмещение мы планировали сделать близким к минимально допустимому правилами минитонного класса, а парусное вооружение сконструировать на базе гоночного монотипа «Солинг».
Учитывая навигационные условия Невской губы, Ладожского и Онежского озер, мы стремились обеспечить яхте хорошие ходовые качества при ветре до 7 м/с, т. е. она рассчитывалась для гонок в основном при тихой погоде.
При проектировании «Револьвера» мы поставили цель: получить достаточно прочный и жесткий стеклопластиковый корпус массой не более 300—320 кг. Поэтому толщина наружной обшивки и палубы — 4 мм, а крыши рубки — 3,0—3,5 мм выбраны минимальными для судов таких размерений. Прочность и жесткость корпуса обеспечены развитой системой набора. Шесть флоров, установленных между шп. 4 и 6, изготовлены из водостойкой фанеры толщиной 10 мм с последующей приформовкой к днищу корпуса стеклотканью в шесть слоев. Восемь рамных шпангоутов, имеющих толщину 2 мм, сделаны из стеклопластика. По их свободной кромке установлен пенопластовый бульб, оклеенный тремя слоями стеклоткани. На уровне ватерлинии в средней части обшивка подкреплена фанерными стрингерами сечением 6X40 и 6X60 мм.
Секции корпуса и палубы соединены винтами М8 с шагом в полшпации; бимсы палубы с соответствующими шпангоутами — винтами М6. Гельмпортовая труба врезана в обшивку и приформована к корпусу и днищу кокпита сплошным стеклопластиковым чулком.
Корпус и секция палубы формовались с использованием полиэфирной смолы НПС-609-21М и стеклоткани Т11-ГВС-9 в полированных стеклопластиковых матрицах. Работали пять человек. Формование собственно корпуса (сначала один борт, затем — другой) заняло два дня. Соединение по ДП усилено приформовкой полос стеклоткани шириной 400 мм в несколько слоев до получения общей толщины стеклопластика 8 мм.
Общая масса корпуса составила 315 кг. Плавник массой 400 кг установлен на семи шпильках Ml6. Перо руля отформовано из стеклопластика с пенопластовым заполнителем. Баллер руля, имеющий диаметр 32 мм (в корневом сечении), изготовлен из легкого коррозионно-стойкого сплава.
Рангоут «Револьвера» выполнен из цельнотянутого алюминиевого профиля; сечение профиля мачты и гика составило 110X83 мм. Спинакер-гик изготовлен из трубы (АМг-5) 50X2 мм.
Стоячий и бегучий такелаж парусника — стальной нержавеющий трос диаметром 4 мм для вант и форштага и 3 мм — для ахтерштага и проведенных внутри мачты фалов. Палубное оборудование и дельные вещи выполнены из нержавеющей стали и сплава АМг.
Лучшими испытаниями для любой яхты можно считать гонки. Именно в этих условиях парусник подвергается максимальным нагрузкам. Наш «Револьвер» «дебютировал» уже через две недели после спуска на воду (август 1981 г.) в гонках на Минитонный кубок, организованных ленинградским яхт-клубом № 55. При ветре до 4 м/с он успешно конкурировал с четвертьтонниками польской постройки, обходя их по очень слабому ветру.
После выступления в августовских гонках мы решили модернизировать парусное вооружение. Прежде всего переместили ближе к мачте место крепления основных вант и ввели бакштаги. На следующий год в гонках на Кубок Балтийского морского пароходства такое изменение стоячего такелажа себя вполне оправдало. Минитонник соперничал с представителями четвертьтонного класса уже при ветре до 8 м/с (более сильного ветра за всю серию этих гонок просто не оказалось).
Наиболее показательными во всех отношениях явились гонки на Кубок Онежского озера. Выступая в сложных условиях закрытого водоема с переменчивыми по силе и направлению ветрами, скорость которых достигала 14 м/с, и с короткой волной, наше небольшое судно не только выдержало все нагрузки, но и заняло III место среди 12 яхт IV зачетной группы. Конкурентами минитонника были польские «Нефриты», четвертьтонники таллинской постройки, «Фолькботы» и др.
Кроме участия в гонках, мы совершали 2—3-диевиые крейсерские плавания (более длительные, к сожалению, не удалось), Эти кратковременные выходы позволили сделать следующие выводы: на ночлег в лодке с полным комфортом могут устроиться три взрослых человека (для оборудования третьего спального места закладывался проход между диванами); приготовить обед и сделать штурманские прокладки можно и на ходу яхты, и на стоянках: неудобств и «толчеи» при этом нет.
Подводя общие результаты, можно сказать, что «Револьвер» полностью отвечает всем заложенным в проект требованиям. Ходовые качества и обитаемость удовлетворительные. Можно обеспечить и больший комфорт, но это отразится на гоночных качествах яхты — ее масса возрастет на 200—250 кг.
Заостренные оконечности корпуса обеспечили плавную качку на крутой онежской волне. Остойчивость яхты оказалась хорошая, В гонках на Кубок Онежского озера мы несли спинакер на курсе крутой бакштаг при ветре силой 6 баллов, при этом крен яхты составлял не более 10°при откренивании силами двух человек. Далеко отнесенный в корму руль, имеющий эффективную гидродинамическую форму, обеспечил хорошую управляемость яхты. Удачно выбраны форма и профиль фальшкиля: лавировочный угол яхты составил около 70°.
Конструкция корпуса оказалась достаточно прочной и жесткой. При самых сильных ветрах скручивания корпуса не наблюдалось. Все ребра жесткости корпуса и обшивка после неоднократных нагрузок в гонках не претерпели никаких изменений.