В настоящее время сконструированная Ю. И. Плизником парусная лыжа пользуется в Таллине большой популярностью. С 1978 г. здесь проводится первенство города, а в 1982 г. впервые состоялся чемпионат Эстонии. Спорткомитет ЭССР признал парусную лыжу официальным видом спорта и утвердил «Правила постройки и обмера», а также «Правила соревнований на парусной лыже».
Автор другой конструкции — В. М. Яковлев начал с того, что изготовил для прогулок под парусом легкий и транспортабельный аппарат — надувной виндсерфер (см. «КЯ» № 95). После этого он задался целью приспособить для прогулок зимой обыкновенные лыжи. При изготовлении «зимнего виндсерфера» В. М. Яковлев поставил на имеющиеси в свободной продаже лыжи самые обычные крепления. Его конструкция хороша тем, что не требует больших материальных затрат; кроме того, ее можно использовать для семейных прогулок.
Установка паруса на лыжи
В последнее время в печати все чаще появляются сообщения о применении паруса для прогулок и гонок на лыжах. В «КЯ» № 93, например, было помещено описание конструкции, позволяющей установить на слаломную лыжу парус от виндсерфера, однако предназначалась она для гонок по льду. При помощи такого же устройства я установил парус на обычные лыжи. На них, используя силу ветра, с равным успехом можно передвигаться как по льду, так и по снегу. Особенность моей конструкции заключается в том, что в безветрие или при движении против ветра устройство можно демонтировать и убрать в специальную сумку-рюкзак, а лыжи использовать по их прямому назначению.
Устройство представляет собой площадку из 10-миллиметровой фанеры с приклепанными к ней дюралевыми стойками. При монтаже стойки фиксируются на лыжах простейшим способом — натягом лыжных креплений. Задние стойки закрепляются за специально ввинченный в лыжи винт-фиксатор. Конфигурация площадки передней стойки выбирается в зависимости от системы лыжных креплений. Я, например, применил обычные "жесткие" крепления, но полагаю, что лучше использовать изделия Кировского завода "Кавголово", так как они не выступают за габариты лыжи. К стойкам я приклепал коньки из стального угольника. Кстати, по чистому льду можно кататься на площадке без лыж.
Нехитрое приспособление в виде специальных проушин на заднем срезе площадки позволяет соединять две пары лыж тандемом и кататься с двумя парусами. Как показала практика, скорость при этом выше, чем с одним.
В. Яковлев, Ленинград
Гоночная парусная лыжа
Обычная прыжковая лыжа, которая может скользить по заранее подготовленной и укатанной трассе, вполне пригодна для установки на нее паруса. Правда, при этом она прогибается под весом гонщика, что заметно снижает ее скоростные качества. Если на поверхность лыжи наклеить несколько дополнительных слоев древесины, это несомненно уменьшит прогиб, но увеличит вес лыжи и ограничит диапазон настройки спортивного снаряда.
Большего эффекта при незначительных затратах и неощутимом увеличении веса прыжковой лыжи можно добиться, если установить дополнительную площадку, концы которой соединены с поверхностью лыжи при помощи плоских шарниров. Через отверстие в площадке проходит намертво закрепленная на лыже шпилька. На верхний конец шпильки установлен степс мачты, а с обеих поверхностей площадки на шпильку навинчены круглые гайки.
Натяжением верхней гайки можно установить необходимый натяг, который обеспечивает соответствующий состоянию ледовой или снежной поверхности прогиб лыжи. Это же регулирует и жесткость снаряда: больше натяг — жестче конструкция. Большой прогиб лыжи необходим при ходе по рыхлому снегу, когда лыжа идет на концах; при ходе по льду или плотному снегу натяг должен быть меньше, в этом случае лыжа скользит на двух коньках, закрепленных по обеим сторонам лыжи.
Преимущества такой конструкции очевидны: по рыхлому снегу толщиной 6 см при ветре 5 м/с лыжа, оснащенная регулировочной площадкой, шла со скоростью 30 км/ч, (в то время как лыжа с обычной площадкой — 22 км/ч), а при толщине покрова 13 см — со скоростью 30 км/ч (лыжа, не оснащенная регулировочной площадкой, вообще не двигалась!). При ходе по гладкому льду разница скоростей составила всего 2 км/ч, но управляемость регулируемой лыжи оказалась гораздо лучше.
Ю. Плизник, Таллин