Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Моторы
  • Тюнинг моторов
  • 1978 год
  • Водометные установки с лопаточным поджатием
Подкатегории раздела
Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Водометные установки быстроходных катеров
Катерные силовые установки с Z-образной передачей
Выбор места установки гребного винта
Целесообразность установки двух винтов на катере
Вариант установки водомета с мотором «СМ-557Л» на «Казанке»
Применение стробоскопа для установки опережения зажигания двигателя
Туристам необходимы водометные катера
Водометные движители быстроходных катеров
Водометные движители итальянской фирмы «Кастольди»
Два варианта установки паруса на лыже
Гидропередача на яхте: опыт установки
Из опыта установки продольных реданов
Вентилируемые водометные движители
Водометные катера «Обь-5» и «Обь-4» продолжают совершенствоваться


Водометные установки с лопаточным поджатием

Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 75
          0


Со времени опубликования статьи «Из опыта усовершенствования водометных установок» в сборнике №64 мы получили более сотни писем из многих городов нашей страны. Пишут не только водномоторники-туристы, но и охотники-промысловики, инспектора рыбоохраны, геологи, которым приходится плавать по мелководным рекам.

Постараемся ответить на наиболее часто повторяющиеся вопросы, но прежде подчеркнем, что мы не имеем возможности изготавливать движители или их детали (именно с такой просьбой к нам обращаются наиболее часто). Рабочими чертежами для рассылки мы не располагаем.

Информация об изображенииРис. 1. Вариант конструкции движителя с торсионным валом
Рис. 1. Вариант конструкции движителя с торсионным валом
 
Геометрия водяного тракта вплоть до кормового края ротора точно такая же, как и у водомета Э. Э. Клосса (см. рис. 1), без конфузорности.

Защитная решетка состоит из семи пластин, установленных параллельно оси водовода в районе заборника, и должна быть наклонена относительно днища катера на угол 10—20°.

Статор следует выполнять из трех-четырех поставленных радиально пластин толщиной 6—8 мм со скругленными передними и заостренными задними кромками- Задние кромки можно плавно отогнуть навстречу направлению вращения ротора на угол до 5°. Зазор между статором и лопастями ротора должен быть не меньше 10— 20 мм.

Лопасти ротора отгибаются в корму под углом 10—13° — это следует предусмотреть при выполнении шагового угольника. Вогнутость нагнетающей поверхности лопасти, показанная на рис. 4 первой статьи, составляет 1—2 мм и получается при изготовлении шагового угольника как следствие «телесности» фрезы. Наивыгоднейший зазор между наружными кромками лопастей и стенками водовода в пределах 0,5—0,7 мм. При меньшем зазоре лопасти будут ломаться, так как под нагрузкой они разгибаются и задевают за стенки; при большем — увеличиваются индуктивные потери и снижается тяга.


Зазор между лопастями ротора и спрямляющего аппарата составляет 2—5 мм. Вогнутость задних кромок спрямляющих лопаток, которую можно видеть на рис. 11 (правом) первой статьи, на опытном образце получилась технологически, делать ее не обязательно. Толщина лопаток на срезе сопла — 34—40 мм, причем меньший размер относится к более тяжелым катерам.

Читатель В. И. Лексин из Саратовской области правильно предположил, что спрямляющие лопатки следует сначала приварить только к внутренней втулке; к обечайке они привариваются только после регулировки поджатия струи за счет свободных кромок (на опытном образце лопатки окончательно приварили на второй год эксплуатации).

В. М. Ткаченко из Архангельска спрашивает, можно ли гребной вал вывести наружу через спрямляющее устройство и осуществить привод через цепную передачу. Предложение любопытное, но вряд ли удастся подобрать цепь, рассчитанную на такую мощность и частоту вращения, и обеспечить работу цепной передачи в масляной ванне.

Информация об изображенииРис. 2. Упрощенный вариант движителя с торсионным валом
Рис. 2. Упрощенный вариант движителя с торсионным валом
 
Приводим эскизы (рис. 1, 2) двух вариантов конструкции водометного движителя с лопаточным поджатием выходной струи. Водомет, изображенный на рис. 1, несколько сложнее по конструкции, но его проще доводить на катере благодаря легкосъемному спрямляющему аппарату, не требующему повышенной точности изготовления и центровки. В обоих вариантах применен торсионный вал водомета. Это позволило отказаться от промежуточного карданного вала и сократить количество деталей движителя. Простота снятия всей механической части обеспечивает быструю замену вышедших из строя деталей и упрощает ремонт.

Узел соединения двигателя и водомета, показанный на рис. 3, обеспечивает минимальную протяженность моторного отсека (в пределах 1250—1300 мм). При оптимальной регулировке поджатия струи двигатель «М-21» развивает 3800—4000 об/мин, а скорость 5-метрового катера-тримарана «Дельфин» при нормальной нагрузке достигает 48 км/ч.


Информация об изображенииРис. 3. Соединение коленчатого вала с валом движителя
Рис. 3. Соединение коленчатого вала с валом движителя
 
На рис. 2 показано и реверсивное устройство. При перекладке руля на 90° (на малых оборотах двигателя) давление, возникающее в кожухе сопла, растягивает пружины и отгибает реверсивную заслонку, пуская воду под днище катера. Бели установить привод, принудительно отклоняющий заслонку (при положении руля прямо и большой скорости катера), получается хороший гидротормоз. Вода, захватываемая заслонкой, сбивает струю водомета, двигатель сбавляет обороты, заслонка тормозит, катер быстро останавливается. С таким приспособлением можно получить задний ход с полного хода вперед. Заслонка должна опускаться ниже днища катера.

Некоторые авторы писем спрашивают, где лучше забирать воду для охлаждения двигателя. Предлагаем хорошо проверенную схему: через отдельный небольшой водозаборник в днище катера забортная вода подается в радиатор и выбрасывается в нижней части транца. Правильная профилировка передней кромки водозаборника (см. первую статью) позволяет реализовать подпор и кинетическую энергию потока на днище и без дополнительной подкачки обеспечить эффективное охлаждение. При работе двигателя на «стопе» для его охлаждения достаточно конвективного теплопереноса. Если брать охлаждающую воду из полости водомета, то трубки внешнего контура охлаждения могут быть забиты мелкими камешками.

При длительной стоянке катер лучше швартовать кормой против течения: этим исключается забивание водозаборников водомета и системы охлаждения плывущим по поверхности реки мусором.

Информация об изображенииРис. 4. Водозаборник со «сливником»
Рис. 4. Водозаборник со «сливником»
 
На одном из катеров вместо лыжеобразного выступа высотой 25 мм на днище, предотвращающего попадание в водозаборник аэрированного потока, предусмотрено предложенное А. С. Братишко устройство, которое названо им «сливником» пограничного слоя (рис. 4). Водозаборник выпущен на 8—10 мм ниже днища; его отогнутые кромки образуют канал, отводящий пограничный слой в стороны. Можно было ожидать уменьшения скорости катера из-за сопротивления появившейся «выступающей части», однако этого не произошло, что объясняется заторможенностью пограничного слоя и, по-видимому, существенным повышением равномерности потока на срезе водозаборника. Во всяком случае, катер со «сливником» ходит не хуже, чем катера с гидролыжей.

Часть авторов писем просит нас спроектировать водометный движитель под другие двигатели. 'Нам, к сожалению, не известна методика, которая позволяла бы с достаточной точностью рассчитать эффективный водометный движитель для глиссирующего катера. Отработка водометов ведется опытным путем и чаще всего годами. Поэтому мы и не даем рекомендации по выбору конструктивных размеров водометов для других двигателей и катеров. Однако надеемся, что материалы первой статьи и приведенные здесь конструктивные чертежи помогут в разработке и доводке водометных движителей для катеров с различными силовыми. установками.

Письма читателей сборника свидетельствуют о большом интересе к водометным установкам. Совершенно очевидно, что имелся бы устойчивый спрос на эти удобные, дешевые при серийном производстве движители. Организовать их производство сравнительно несложно (ведь изготавливают же их любители в кустарных условиях). Водометы нужны не только тысячам любителей отдыха на воде, но и многим хозяйственным организациям, эксплуатирующим малые суда.


Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Регулировка и обслуживание системы питания и смесеобразования «Вихрей»
Дистанционное управление для мотора «Привет»
Модельный ряд лодочных моторов «Вольво-Пента» 1977 года
Конструкции водометов фирмы «Гамильтон»
Основные направления развития малоразмерных дизелей
Насадки на карбюратор снижающие обратный выброс
Ремонт гребных валов и винтов на катере
Применение карбюратора «Йиков» на «Нептуне-23»
Новинки зарубежных подвесных лодочных моторов 1978 года
Основное условие правильного ремонта моторов «Вихрь»
Три конструкции съемников шпонки для «Нептуна»
Два самодельных подвесных лодочных электромотора
Иностранные двигатели для парусных яхт
Три варианта тахометра для лодочного подвесного мотора
Зарубежные подвесные лодочные моторы «Карнити» и «Сельва»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Водометные установки с лопаточным поджатием

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Трехцилиндровый подвесной мотор из «Вихря»
Лодочный подвесной мотор «Привет»
Модернизация корпуса реверс-редуктора «Вихря»
Усовершенствование капота мотора «Привет-22»
Отечественные подвесные моторы совершенствуются
Встроенный спидометр на подвесном моторе
Электронная система зажигания МБЭ-1 на базе магнето МЛ-10-2с
Зарубежные подвесные моторы 1979 года
Улучшение влагозащищенности электрооборудования подвесного мотора
Водометный движитель катера «Гранд»
Усовершенствование крепления маховика подвесного мотора
Ремонт прокладки головки двигателей
Однорычажное управление реверсом и газом для «Нептуна-23»
Угловые колонки фирмы «БМВ»
Бесконтактная ЭСЗ для магдино МВ-1


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 28 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории